Гримасы ковидной экономикои - проявились следствия, которых не ждали
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Как указано в материале на сайте ЕП, по данным Организации Объединенных Наций, 80% всей товарной торговли происходит морем. Самый популярный способ доставки потребительских товаров конечно же контейнерные перевозки. Ежегодно порты во всем мире обрабатывают более 800 000 000 контейнеров, и эта цифра постоянно растет. Только за 20 лет количество контейнеров в обращении транспортных компаний выросла втрое.
Но сегодня эта отрасль морских перевозок переживает острейший кризис за последние несколько десятилетий.
Быстрое восстановление спроса после мирового локдауна, блокада портов и дефицит контейнеров привели к тому, что за последний год среднемировая стоимость перевозки одного контейнера выросла на 370%. А на некоторых популярных направлениях цены выросли вообще на 500%.
Сегодня доставка 40-футового контейнера из Китая до восточного побережья США обходится в 20 тысяч долларов, хотя еще месяц назад цена была вдвое меньше. Кризис уже сказался на мировых ценах на кофе, рис, сахар и ряде других товаров. Более того, задержки в портах срывают производственные цепи и замедляют выпуск продукции по всему миру.
Во время пандемии мир столкнулся с массовым падением производства. Первым после Covid-19 оправился Китай. Через несколько месяцев после начала пандемии Поднебесная возобновила экспорт товаров, тогда как большинство стран Запада еще долгое время находились в локдауне. Транспортные компании везли контейнеры из Китая в США, однако назад те не возвращались.
Из-за карантина грузы в американских и европейских портах обрабатывали гораздо дольше, чем обычно. Замедлилась и работа на транспортных линиях, поэтому компании тратили много времени для загрузки товара в обратном направлении. Волокита в портах привело к тому, что торговые суда вместо того, чтобы ждать в США новой партии контейнеров, возвращались в Китай полупустыми.
Компании стремились как можно скорее вернуться в Поднебесную, загрузить еще больше контейнеров и снова отправить их в США. И на это есть причина. Дело в том, что перевозка товаров из Китая в США в 6 раз выгоднее , чем в обратном направлении.
Как следствие - 60% контейнеров оставались в очередях на разгрузку в американских портах вместо того, чтобы вернуться в Китай.
В результате среднее время обращения одного контейнера увеличился вдвое. И когда большая часть из них застряла в очередях вне Китая, стальные ящики оказались в дефиците. Тариф на контейнерные перевозки вырос в разы.
Увеличивать производство контейнеров почти невозможно из-за дефицита стали. Более того, из 200% роста цены на сталь произведенные из нее ящики существенно дорожают и становятся менее доступными для перевозчиков. Тем временем китайские производители стремятся в дальнейшем наращивать продажи своих товаров. За 1 квартал 2021 экспорт Китая вырос на 49%.
Экспорт в США вообще вырос на беспрецедентный 74,7%. Американцы благодаря субсидиям и отложенному спросу готовы покупать гораздо больше китайских товаров. Именно поэтому ажиотаж в портах не прекращается и очевидных причин для его прекращения в ближайшее время не наблюдается.
По информации транспортных компаний, которые занимаются доставкой товаров в украинские порты, до пандемии отправить 40-футовый контейнер из Китая в Одессу стоило 2-4 тыс долл. Перед новым годом цена выросла до 13 тыс долл, затем - уменьшилась до 8-9 тыс долл. Сейчас она колеблется в коридоре от 10 до 15 тыс долл.
Колебания цен обусловлены нехваткой транспортных судов, пробками из контейнеров в главных портах мира и общим разбалансированием морского транспорта в условиях роста спроса после десятилетий дешевых цен на фрахт. По этой причине цены на товары из Поднебесной в отечественных магазинах могут вырасти в среднем до 10%.
Я уверен что всплывут еще многие и порой весьма неожиданный последствия пандемии. Кому-то с этим повезет, кто-то пойдет ко дну. Пока решить как это скажется на Украине трудно.
Еще далеко не все долговременные следствия проявились