рейтинг блогов

Миры Александра Вахрамеева

топ 100 блогов nikolai_endegor29.01.2025 Мне интересны судьбы и творчество людей, живших на переломе эпох. Послереволюционные работы художника Александра Вахрамеева с первого взгляда поразили меня своей необычной динамикой, гротескностью сюжетов, острым и точным рисунком. Вернувшись из Музея истории Петербурга, где я их впервые увидел, решил посмотреть другие произведения художника, и мне раскрылась панорама его удивительно разнообразных творческих миров, перетекавших друг в друга на протяжении его жизни.

М123vr.jpg

В этой записи - небольшой рассказ о жизни Александра Вахрамеева и репродукции его работ, хранящихся в музеях Архангельска, Пензы, Вологды, Петербурга, Пскова, Москвы.




Русский север

Александр Иванович Вахрамеев родился 1 марта 1874 года в селе Пермогорье Вологодской губернии, что стоит на берегу Северной Двины. От Пермогорья по рекам примерно 500 км на север до Архангельска и Белого моря, почти столько же на запад до Вологды, а к югу 100 км до Котласа, и 200 до Великого Устюга. Эта география определенно повлияла на судьбу будущего художника.

Отец Александра был дьяконом Воскресенской церкви, удаленным в северную глубинку за вольнодумство. По его желанию сын поступил в Архангельскую семинарию, где проучился до 1894 года. Священником, однако, Александр не стал; судя по всему, гораздо сильнее его влекло изобразительное искусство. Тут нужно отметить, что Пермогорье является местным художественным центром, известным своими росписями по дереву, в которых сочетаются растительные и жанрово-бытовые мотивы. Думается, эта среда не могла не оставить следа в душе молодого человека.

Проработав около года на местной железнодорожной станции, Вахрамеев уехал в Петербург с мечтой об учебе в Академии художеств. Без серьезной подготовки поступить в Академию ему не удалось, но зато он попал в только что организованную И.Е.Репиным Тенишескую художественную школу (она быстро стала одним из лучших частных заведений, откуда начинали свой путь многие известные художники). Школа была почти бесплатной, но чтобы иметь средства на жизнь Александр стал работать газетным репортером. Уже на следующий год он успешно сдал экзамены в Академию, где до 1904 года учился в классе профессора Ковалевского, мастера батального и бытового жанров. В это же время  Вахрамеев начал участвовать в художественных выставках, и родные северные мотивы постоянно присутствовали в его работах.

Колокола Великого Устюга, начало 1900х. ХКРС (список сокращений приведен в конце)
1900е Колокола Великого Устюга_exposure_resize.jpg


Разгрузка бочек (Великий Устюг), 1903. ХКРС
1903 Разгрузка бочек в Великом Устюге_resize_exposure.jpg


Котлас, 1905. Московская Духовная Академия
1905 Котлас_resize.jpg


Соловецкий монастырь, 1905. ХКРС
1905 Соловецкий монастырь, Худ культ Русского севера, Архангельск_resize.jpg


Соловецкий монастырь. Восточная стена, 1905. ХКРС
1905 Соловецкий монастырь. Восточная стена, Архангельск_resize.jpg


Переправа через Северную Двину в Архангельске, ок. 1910.
1910 Переправа через Северную Двину в Архангельске_resize.jpg


Праздник на Северной Двине, 1915. ХКРС
1915 Праздник на Северной Двине, Архангельск_resize.jpg


Деревенские хороводы, 1917-1922. ПОКГ
1917-22 Деревенские хороводы, Пенза_resize.jpg




Лица

В 1906 году Вахрамеев покинул Петербург и перебрался в Пензу, где стал преподавать в Художественном училище имени Селивёрстова - одном из старейших художественных учебных заведений (генерал-лейтенант Н.Д.Селивёрстов, губернатор Пензы, завещал 300 тыс рублей на открытие в городе этой рисовальной школы). В училище он вел старший натурный класс, много рисовал и сам. В эти годы начало расцветать его искусство портретиста.

Девушка в красном сарафане, 1900е. ПОКГ
Миры Александра Вахрамеева scale_1200_resize.jpeg


Портрет художника И.С.Горюшкина-Сорокопудова, 1908-1909. ПОКГ
Миры Александра Вахрамеева

Иван Горюшкин-Сорокопудов познакомился с Александром Вахрамеевым в Петербурге. Они были друзьями, вместе учились в Академии художеств, вместе пытались издавать журнал "Гамаюн", затем вместе преподавали в Пензенском художественном училище, где Горюшкин-Сорокопудов впоследствии стал директором.


Женский портрет в синем, 1910е. ПОКГ
1910 Портрет дамы в синем, Пенза_resize.jpg


В Пензе Вахрамеев поселился в доме инженера-железнодорожника Александра Трофимова и познакомился с его дочерью Татьяной (Татой). Она стала музой художника, вдохновив его на целую серию прекрасных портретов.

Портрет молодой женщины в белом платье (Тата). 1900е(?). ХКРС
1910е Татьяна_resize.jpg


Портрет Таты, 1911-1912. ПОКГ
1911-12 Портрет Таты, Пенза_resize.jpg

После того, как Вахрамеев уехал из Пензы в 1909-м году, он продолжал изображать Тату на своих картинах и рисунках. Они встречались в Петербурге до 1915, куда вернулся Вахрамеев и где Татьяна училась на курсах, но их 9-летний роман так и не завершился свадьбой.


Портрет Татьяны Трофимовой, 1915. ПОКГ
1915 Портрет Татьяны Трофимовой, Пензенская галерея_resize.jpg


Подруги Тата и Валя, 1915. ПОКГ
1915 Подруги Тата и Валя, Пензенская галерея_resize.jpg


Александр Вахрамеев дружил с профессором медицины Иваном Лукичом Долинским и его семьей – женой Эмилией и дочерьми Надеждой, Татьяной (Тасей), Людмилой и Марией. Он неоднократно бывал на даче Долинских в Мустамяках (ныне Яковлево), где написал несколько портретов.

Портрет Таси Долинской, 1914. Частное собрание
1914 Портрет Таси Долинской_resize.jpg

Тася Долинская была любимицей художника. К сожалению, судьба девушки оказалась печальна — в 18 лет она умерла от туберкулеза. Приведенный портрет был закончен совсем незадолго до этого.


Портрет Надежды Долинской-Тюлиной в Мустамяках, 1915. Собрание О.А.Флоренской
1915 Портрет Надежды Долинской-Тюлиной .jpg


Автопортртет, 1916. ПОКГ
1920е Автопортртет_resize.jpeg

Перед нами - Вахрамеев-преподаватель. Он любил и умел учить молодежь, ученики отвечали ему взаимностью, вспоминали с теплотой.


Портрет К.П.Слезкиной, 1917. ПОКГ
1917 Портрет КП Слезкиной, Пенза_resize.jpg


Портрет художника С.Дудина, 1920. ПМЗ
1920 Портрет С Дудина, Псков_resize.jpg




Революции

Как многие разночинцы и люди творческих профессий Александр Вахрамеев придерживался левых взглядов. Возможно, это шло еще от "вольнодумства" отца, несомненно витало в петербургской студенческой среде, подпитывалось и его "хроникерской" работой, когда будущий художник общался с людьми самых разных социальных слоев и ощущал бурление петербургских улиц.

Революция 1905 года всколыхнула все общество, остро реагировали на события студенты. Вахрамеев не только был среди протестующих, но как истинный репортер живо откликался на события в своих работах.

Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора, 1905. Частное собрание
1905 Разгон студентов у Казанского собора _resize.jpg


Расстрел революционера, 1905. ГРМ / "Гамаюн", №1, 1906
1905 Расстрел, ГРМ-Гамаюн_resize.jpg

Репродукция "Расстрела" была опубликована в первом (и единственном) номере журнала "Гамаюн", который Вахрамеев издал вместе с Горюшкиным-Сорокопудовым и Н.Пироговым, и который немедленно по выходе был запрещен цензурой и конфискован. Это стало одной из причин, по которой в 1906 году Вахрамеев уехал из Петербурга в Пензу.


Жандарм на коне, 1908.
1908 Жандарм на коне, ГРМ_resize.jpg


Аллегория Революции, 1908. Вологодская картинная галерея
Миры Александра Вахрамеева

"Аллегорию" вполне можно считать картиной пророческой. Разбуженная революционная стихия окажется столь же неукротимой, как дикий жеребец.

В 1909 году по доносу коллеги Вахрамеева обвинили в распространении "недозволенных идей" среди своих учеников, и он был вынужден покинуть Пензу. В 1912 году он вернулся обратно в Петербург, где по приглашению Н.К.Рериха начал преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где Рерих был директором..


Жгут орлов, февраль 1917 (фрагмент). ГРМ
1917-0 Жгут орлов, ГРМ_resize.jpg

В феврале 1917-го полыхнуло. Но жгли не только орлов и царские портреты, громили полицейские участки, грабили квартиры, по России заполыхали помещичье усадьбы, на фронте разваливалась армия, в тылу промышленность.


Летучий митинг, март 1917. Саратовский художественный музей
1917 Митинг, Саратовский худ музей_resize.jpg


Февральская революция была встречена художником с радостью, но чувство это, похоже, было недолгим. В работах 1918-1920 прослеживается уже иное настроение. Образы новых хозяев страны на его картинах симпатий не вызывают.

Ночной патруль, 1918. ГМИ СПб
1920 Патруль.jpg


Призванные в Красную армию, 1919. ПОКГ
1919 Призванные в Красную армию, Пенза.jpg




Сцены и типы

С самого начала творческой деятельности Александр Вахрамеев любил жанровую и бытовую тематику. Его наблюдательность, репортерская жилка, умение не просто отразить текущий момент, но и подняться над ним в обобщении, позволили ему создать произведения, высоко ценимые и современниками, и зрителем XXI века.

В саду ресторана Аквариум, 1909. ХКРС
1909 В саду ресторана Аквариум, Архангельск_resize.jpg


Порыв ветра, 1910е (фрагмент). Частное собрание
1910е Порыв ветра.jpg


После Октябрьской революции власти благосклонно относились к художникам, которые ранее выступали против самодержавия. В 1920 году Вахрамеев начинает преподавать в преобразованной Академии художеств, а в 1921 становится там профессором - еще 5 лет назад о таком даже подумать было невозможно.

Именно в 1918-21 годах он создает свое самое значительное произведение - цикл из почти 150 работ "Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов". Это, возможно, не совсем репортаж (например, изображения самой страшной петроградской зимы 1918-19 гг датированы 1920-21 годами), но несомненные свидетельства очевидца событий.

Перевозка дров, 1920. ГМИ СПб
1920 Перевозка дров, ГМИ СПб_resize.JPG


Везут трупы. 1921. ГМИ СПб
1921 Везут трупы, ГМИ СПб_resize.JPG


С хлебом, 1920. ГРМ
1920 С хлебом, ГРМ_resize.jpg


Уборка снега. На принудительных работах. 1921. ГТГ
1921 Уборка снега. На принудительных работах, ГТГ_resize.jpg


Императорский Петербург необыкновенно быстро перевоплотился в пост-революционный Петроград со своими специфическими проблемами, типажами, ситуациями. Как относился к этому автор ясно читается и в позах его персонажей, и в выражениях их лиц.


На набережной Мойки, 1920. ПМЗ
1920е На набережной, Псков_resize.jpg


Толкучка. 1920е. ГРМ
1920е Толкучка, ГРМ_exposure_resize.jpg


Облава на рынке, 1921. ПОКГ
1921 Облава на рынке, Пенза_resize.jpg

"В некоторых, более оживленных местах города, как, например, часть Лиговки у Николаевскаго вокзала, бывшая Сенная площадь и др. мест скопляются шумные кучки грязных и оборвавных людей, пытающихся выменять старую юбку на краюху хлеба, ложку на кусок сахару и т. д. Кучки эти энергично разгоняются конными и пешими милицюнерами, причем многих схватывают и отправляют на принудительныя работы.". Газета «Сегодня». Рига. № 238. 30 октября 1920.


Воскресник на Неве (Трудовая повинность), 1920. ХКРС
1920 Воскресник (Трудовая повинность) Архангельск_resize.jpg


За керосином, 1920. ГРМ
1920 За керосином_resize.jpg


Банный хвост, 1920е. ГМИ СПб ("хвостами" после революции называли очереди)
1920е Банный хвост, ГМИ СПб_exposure_resize.JPG


Трамвайные "висельники", 1920. ГРМ
1920 Трамвайные висельники, ГРМ_resize.jpg


Академики стоят за пайком, 1921. ГРМ
1921 Академики стоят за пайком, ГРМ_exposure_resize.jpg


Но даже когда не хватало хлеба и мыла, городские театры были переполнены, зрелища и развлечения "шли нарасхват".

Танцы в Морском училище, 1920. ПМЗ
Миры Александра Вахрамеева


А впереди уже маячил НЭП со своими "законами" и "героями".

Танцы, 1920. Курганский художественный музей.
1920 Танцы, Курганский худ музей.jpg


Прикуривает у служащей, 1921. ПОКГ
1921 Прикуривает у служащей_resize.jpg


Посадка в трамвай, 1925. ГТГ
1925 Посадка в трамвай_resize.jpg


"Сцены и типы Петрограда" стали лебединой песней художника. Александра Иванович Вахрамеев скончался 16 марта 1926 в возрасте 52 лет. Можно по разному относится к этой серии, но определенно мастер был честен в работе и перед собой, и перед другими. Он оставил нам пеструю картину городской жизни преломленную через своё острое и меткое восприятие - этим она особенно ценна для зрителей и историков.

А.И. Вахромеев. 1926
1926 Вахрамеев АИ_resize.jpg


Какими были бы работы Александра Вахрамеева во времена господства соцреализма? Как сложилась бы его жизнь в 1930-40е годы, когда и где закончилась? То нам неведомо. Но, может быть, это и хорошо.


Сокращения:
ХКРС - Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
ПОКГ - Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого
ПМЗ - Псковский музей-заповедник
ГРМ - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ГМИ СПб - Государственный музей истории Санкт-Петербурга
ГТГ - Государственная Третьяковская галерея, Москва


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
21.01.2025 Т.
Архив записей в блогах:
"Ніч яка місячна" (Ночь какая лунная) — украинская песня, слова которой написал Михаил Старицкий, хотя в большинстве источников она упоминается как «народная песня». Музыка написана Николаем Лысенко, а впоследствии и Андреем Волощенко и Василием Овчинниковым. Музыка А. ...
Приехали на похороны людей любящих выпить Перед тем, как забить гроб , родственники просят , чтобы произнесла прощальные слова дочь покойного . -- Вот тебе и пи...дец пришёл, папа !!--произносит синяя доченька --Да , да -закивали и загалдели ...
Питерболд. Пролив имени И.В.Сталина ! Ромашки! Убийственный галюцигон! После Ромашек... Райты - были запускателями воздушных Змеев. Идите нахуй со своим Техасом. Пасите Коз в своей пустыне. Мы - в Сибири ! (Маин Кун Тут просто ...
         "Боярафон 23". Вот наш ответ проклятому Айфону. Не прошло и часа после презентации новинки от пиндоССкого производителя модных гаджетов, а народный изобретатель РФ, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии, почётный оленевод Якутии, Александр ...
Действительно проблема организации маленького пространства насущная и злободневная... Я вовсе не флайледи там какая-нибудь,но подглядываю давно-давно за многими домоводческими сообществами, с детства я фанатка свободных поверхностей, которые ...