
Миры Александра Вахрамеева


В этой записи - небольшой рассказ о жизни Александра Вахрамеева и репродукции его работ, хранящихся в музеях Архангельска, Пензы, Вологды, Петербурга, Пскова, Москвы.
Русский север
Александр Иванович Вахрамеев родился 1 марта 1874 года в селе Пермогорье Вологодской губернии, что стоит на берегу Северной Двины. От Пермогорья по рекам примерно 500 км на север до Архангельска и Белого моря, почти столько же на запад до Вологды, а к югу 100 км до Котласа, и 200 до Великого Устюга. Эта география определенно повлияла на судьбу будущего художника.
Отец Александра был дьяконом Воскресенской церкви, удаленным в северную глубинку за вольнодумство. По его желанию сын поступил в Архангельскую семинарию, где проучился до 1894 года. Священником, однако, Александр не стал; судя по всему, гораздо сильнее его влекло изобразительное искусство. Тут нужно отметить, что Пермогорье является местным художественным центром, известным своими росписями по дереву, в которых сочетаются растительные и жанрово-бытовые мотивы. Думается, эта среда не могла не оставить следа в душе молодого человека.
Проработав около года на местной железнодорожной станции, Вахрамеев уехал в Петербург с мечтой об учебе в Академии художеств. Без серьезной подготовки поступить в Академию ему не удалось, но зато он попал в только что организованную И.Е.Репиным Тенишескую художественную школу (она быстро стала одним из лучших частных заведений, откуда начинали свой путь многие известные художники). Школа была почти бесплатной, но чтобы иметь средства на жизнь Александр стал работать газетным репортером. Уже на следующий год он успешно сдал экзамены в Академию, где до 1904 года учился в классе профессора Ковалевского, мастера батального и бытового жанров. В это же время Вахрамеев начал участвовать в художественных выставках, и родные северные мотивы постоянно присутствовали в его работах.
Колокола Великого Устюга, начало 1900х. ХКРС (список сокращений приведен в конце)

Разгрузка бочек (Великий Устюг), 1903. ХКРС

Котлас, 1905. Московская Духовная Академия

Соловецкий монастырь, 1905. ХКРС

Соловецкий монастырь. Восточная стена, 1905. ХКРС

Переправа через Северную Двину в Архангельске, ок. 1910.

Праздник на Северной Двине, 1915. ХКРС

Деревенские хороводы, 1917-1922. ПОКГ

Лица
В 1906 году Вахрамеев покинул Петербург и перебрался в Пензу, где стал преподавать в Художественном училище имени Селивёрстова - одном из старейших художественных учебных заведений (генерал-лейтенант Н.Д.Селивёрстов, губернатор Пензы, завещал 300 тыс рублей на открытие в городе этой рисовальной школы). В училище он вел старший натурный класс, много рисовал и сам. В эти годы начало расцветать его искусство портретиста.
Девушка в красном сарафане, 1900е. ПОКГ

Портрет художника И.С.Горюшкина-Сорокопудова, 1908-1909. ПОКГ

Иван Горюшкин-Сорокопудов познакомился с Александром Вахрамеевым в Петербурге. Они были друзьями, вместе учились в Академии художеств, вместе пытались издавать журнал "Гамаюн", затем вместе преподавали в Пензенском художественном училище, где Горюшкин-Сорокопудов впоследствии стал директором.
Женский портрет в синем, 1910е. ПОКГ

В Пензе Вахрамеев поселился в доме инженера-железнодорожника Александра Трофимова и познакомился с его дочерью Татьяной (Татой). Она стала музой художника, вдохновив его на целую серию прекрасных портретов.
Портрет молодой женщины в белом платье (Тата). 1900е(?). ХКРС

Портрет Таты, 1911-1912. ПОКГ

После того, как Вахрамеев уехал из Пензы в 1909-м году, он продолжал изображать Тату на своих картинах и рисунках. Они встречались в Петербурге до 1915, куда вернулся Вахрамеев и где Татьяна училась на курсах, но их 9-летний роман так и не завершился свадьбой.
Портрет Татьяны Трофимовой, 1915. ПОКГ

Подруги Тата и Валя, 1915. ПОКГ

Александр Вахрамеев дружил с профессором медицины Иваном Лукичом Долинским и его семьей – женой Эмилией и дочерьми Надеждой, Татьяной (Тасей), Людмилой и Марией. Он неоднократно бывал на даче Долинских в Мустамяках (ныне Яковлево), где написал несколько портретов.
Портрет Таси Долинской, 1914. Частное собрание

Тася Долинская была любимицей художника. К сожалению, судьба девушки оказалась печальна — в 18 лет она умерла от туберкулеза. Приведенный портрет был закончен совсем незадолго до этого.
Портрет Надежды Долинской-Тюлиной в Мустамяках, 1915. Собрание О.А.Флоренской

Автопортртет, 1916. ПОКГ

Перед нами - Вахрамеев-преподаватель. Он любил и умел учить молодежь, ученики отвечали ему взаимностью, вспоминали с теплотой.
Портрет К.П.Слезкиной, 1917. ПОКГ

Портрет художника С.Дудина, 1920. ПМЗ

Революции
Как многие разночинцы и люди творческих профессий Александр Вахрамеев придерживался левых взглядов. Возможно, это шло еще от "вольнодумства" отца, несомненно витало в петербургской студенческой среде, подпитывалось и его "хроникерской" работой, когда будущий художник общался с людьми самых разных социальных слоев и ощущал бурление петербургских улиц.
Революция 1905 года всколыхнула все общество, остро реагировали на события студенты. Вахрамеев не только был среди протестующих, но как истинный репортер живо откликался на события в своих работах.
Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора, 1905. Частное собрание

Расстрел революционера, 1905. ГРМ / "Гамаюн", №1, 1906

Репродукция "Расстрела" была опубликована в первом (и единственном) номере журнала "Гамаюн", который Вахрамеев издал вместе с Горюшкиным-Сорокопудовым и Н.Пироговым, и который немедленно по выходе был запрещен цензурой и конфискован. Это стало одной из причин, по которой в 1906 году Вахрамеев уехал из Петербурга в Пензу.
Жандарм на коне, 1908.

Аллегория Революции, 1908. Вологодская картинная галерея

"Аллегорию" вполне можно считать картиной пророческой. Разбуженная революционная стихия окажется столь же неукротимой, как дикий жеребец.
В 1909 году по доносу коллеги Вахрамеева обвинили в распространении "недозволенных идей" среди своих учеников, и он был вынужден покинуть Пензу. В 1912 году он вернулся обратно в Петербург, где по приглашению Н.К.Рериха начал преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где Рерих был директором..
Жгут орлов, февраль 1917 (фрагмент). ГРМ

В феврале 1917-го полыхнуло. Но жгли не только орлов и царские портреты, громили полицейские участки, грабили квартиры, по России заполыхали помещичье усадьбы, на фронте разваливалась армия, в тылу промышленность.
Летучий митинг, март 1917. Саратовский художественный музей

Февральская революция была встречена художником с радостью, но чувство это, похоже, было недолгим. В работах 1918-1920 прослеживается уже иное настроение. Образы новых хозяев страны на его картинах симпатий не вызывают.
Ночной патруль, 1918. ГМИ СПб

Призванные в Красную армию, 1919. ПОКГ

Сцены и типы
С самого начала творческой деятельности Александр Вахрамеев любил жанровую и бытовую тематику. Его наблюдательность, репортерская жилка, умение не просто отразить текущий момент, но и подняться над ним в обобщении, позволили ему создать произведения, высоко ценимые и современниками, и зрителем XXI века.
В саду ресторана Аквариум, 1909. ХКРС

Порыв ветра, 1910е (фрагмент). Частное собрание

После Октябрьской революции власти благосклонно относились к художникам, которые ранее выступали против самодержавия. В 1920 году Вахрамеев начинает преподавать в преобразованной Академии художеств, а в 1921 становится там профессором - еще 5 лет назад о таком даже подумать было невозможно.
Именно в 1918-21 годах он создает свое самое значительное произведение - цикл из почти 150 работ "Сцены и типы Петрограда 1917-1921 годов". Это, возможно, не совсем репортаж (например, изображения самой страшной петроградской зимы 1918-19 гг датированы 1920-21 годами), но несомненные свидетельства очевидца событий.
Перевозка дров, 1920. ГМИ СПб

Везут трупы. 1921. ГМИ СПб

С хлебом, 1920. ГРМ

Уборка снега. На принудительных работах. 1921. ГТГ

Императорский Петербург необыкновенно быстро перевоплотился в пост-революционный Петроград со своими специфическими проблемами, типажами, ситуациями. Как относился к этому автор ясно читается и в позах его персонажей, и в выражениях их лиц.
На набережной Мойки, 1920. ПМЗ

Толкучка. 1920е. ГРМ

Облава на рынке, 1921. ПОКГ

"В некоторых, более оживленных местах города, как, например, часть Лиговки у Николаевскаго вокзала, бывшая Сенная площадь и др. мест скопляются шумные кучки грязных и оборвавных людей, пытающихся выменять старую юбку на краюху хлеба, ложку на кусок сахару и т. д. Кучки эти энергично разгоняются конными и пешими милицюнерами, причем многих схватывают и отправляют на принудительныя работы.". Газета «Сегодня». Рига. № 238. 30 октября 1920.
Воскресник на Неве (Трудовая повинность), 1920. ХКРС

За керосином, 1920. ГРМ

Банный хвост, 1920е. ГМИ СПб ("хвостами" после революции называли очереди)

Трамвайные "висельники", 1920. ГРМ

Академики стоят за пайком, 1921. ГРМ

Но даже когда не хватало хлеба и мыла, городские театры были переполнены, зрелища и развлечения "шли нарасхват".
Танцы в Морском училище, 1920. ПМЗ

А впереди уже маячил НЭП со своими "законами" и "героями".
Танцы, 1920. Курганский художественный музей.

Прикуривает у служащей, 1921. ПОКГ

Посадка в трамвай, 1925. ГТГ

"Сцены и типы Петрограда" стали лебединой песней художника. Александра Иванович Вахрамеев скончался 16 марта 1926 в возрасте 52 лет. Можно по разному относится к этой серии, но определенно мастер был честен в работе и перед собой, и перед другими. Он оставил нам пеструю картину городской жизни преломленную через своё острое и меткое восприятие - этим она особенно ценна для зрителей и историков.
А.И. Вахромеев. 1926

Какими были бы работы Александра Вахрамеева во времена господства соцреализма? Как сложилась бы его жизнь в 1930-40е годы, когда и где закончилась? То нам неведомо. Но, может быть, это и хорошо.
Сокращения:
ХКРС - Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
ПОКГ - Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого
ПМЗ - Псковский музей-заповедник
ГРМ - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
ГМИ СПб - Государственный музей истории Санкт-Петербурга
ГТГ - Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
</> |
