Гран Виа в Мадриде
pailish — 11.04.2023
Гран Виа в Мадриде - особенная улица, ее считают самой знаковой,
символичной и представительной улицей столицы Испании. Здесь
всегда многолюдно, это своего рода мадридский Бродвей. Здесь люди
развлекаются, делают покупки, прогуливаются. Для любителей
городской архитектуры здесь просто рай, что ни здание, то
архитектурный шедевр или историческое место. Специалисты считают
Гран Виа - "витриной архитектуры возрождения начала 20-го века".
Здесь можно найти самые разные архитектурные стили, начиная от
стиля венского сецессиона, неоплатереско, неомудехар, ар-деко и
другие.
Гран Виа по меркам истории совсем молодая. Ее строительство началось в 1910 году, хотя идея построить дорогу, которая связала бы северо-запад и центр города, возникла еще в середине 19 века. Ездить через сеть переулков уже становилось проблематично.
Проект создавался долго, но наконец в 1901 году проект был утвержден. Он состоял из трех этапов строительства. На макете видны эти три этапа. Создать прямую магистраль не было возможности из-за существования двух знаковых церквей, которые нельзя было снести.
Одна из этих церквей Сан-Хосе, Оратория дель Кабальеро де Грасиа, вторую позже аккуратно разобрали и перенесли на новое место.

Фотография 1920-х годов, справа фасад Оратория Гран-Виа.
Между 1654 и 1662 годами на месте нынешней церкви была молельня. В 1782 году Карлос III поручил Хуану де Вильянуэва, лучшему представителю неоклассической архитектуры того времени, реконструировать маленький храм. Строительство нового храма шло со скрипом из-за множества трудностей, которые пришлось преодолевать: трапециевидное пространство, узкое и вытянутое, экономические условия, постоянные проблемы с бюджетом и разногласия с Конгрегацией, из-за которых архитектор не взял на себя руководство работ, а поставил своего помощника Антонио де Абахо, чтобы продолжать выполнять многочисленные королевские поручения. В конце концов он был уволен и заменен Хуаном Педро Арналем, который в 1795 году закончил интерьер.
После открытия первого участка Гран Виа в 1910-х годах пришлось возводить новый фасад, который на протяжении 20 века также был модифицирован. Северный фасад, обращенный к Гран Виа, был работой Карлоса де Луке и принял городской вид, который маскировал религиозное здание.
В настоящее время две панели по обеим сторонам апсиды сохранились, поскольку во время общей реставрации между 1975 и 1979 годами центральный корпус по причине крайней ветхости был снесен.

Для строительства новой улицы планировалось снести большое количество домой и даже небольших церквушек, буквально стереть с лица земли несколько существующих улиц и перепланировать районы. По сохранившимся данным было снесено 312 жилых домов. Был снесен даже дворец герцогини Севильяно.
В закладке первого камня участвовал король Альфонсо XIII в сопровождении супруги Виктории Евгении Баттенбергской. Король собственноручно помахал серебряной киркой.

На протяжении своей относительно недолгой истории (всего-то чуть больше века) улица успела поменять много имен. Сначала все три участка улицы имели свои названия. Затем два первых участка объединили и дали им общее название, которое несколько раз меняли (был период, когда улица называлась Avenida de la Unión Soviética в честь СССР). В конце Гражданской войны в 1939 году, с победой Франко и его вступлением в Мадрид, улица была переименована в Авенида де Хосе Антонио в честь Хосе Антонио Примо де Риверы, основателя испанской фаланги (организации с фашистской идеологией). Но в народе улицу чаще всего называли Гран Виа. Официально название Гран Виа улица получила в 1981 году.
Гулять по Гран Виа и рассматривать дома - одно удовольствие, тем более, что начало 20-го века, период модерна в архитектуре, самый мой любимый период.
Особенное удовольствие для меня, ходить по улице с задранной головой и разглядывать башенки.

Обычный жилой дом на Гран Виа № 6. Дом построен в 1917 году, считается одним из лучших образцов архитектуры неоренессанса в Мадриде. Это течение не получило широкого распространения в Испании, отдав пальму первенства модерну. Дом построен по классическим канонам (колонны, капители) архитектором Хосе Мария Мендоса по заказу маркиза де Уркихо. На здании три башенки, самая эффектная - угловая, круглая.

Здание на Гран Виа, № 24, строилось для Торгово-промышленного союза (Circulo de Unión Mercantil) между 1919 и 1924 годами. Стиль здания - нечто среднее между испанским ренессансом и французским барокко с некоторых декоративными элементами ар-деко. Сейчас здесь расположены некоторые правительственные учреждения. В бывшем бальном зале проходил бал в честь столетия Гран Виа с участием короля и королевы.

Отель Atlántico, входит в тройку исторических и знаковых отелей Мадрида вместе с Ritz и Palace. Здание построено по проекту архитектор Хоакина Салданья по заказу маркиза де Фальсеса в 1920-1923 годах в эклектичном французском стиле.
Башенки на углах домов - мои любимицы в архитектуре. Я люблю их на домах югендстиля в Риге. Они прекрасны и на Гран Виа. Каждая башенка индивидуальна, они как дамы в кринолинах и шляпках молча наблюдают за прохожими. Башенками и шпилями архитекторы обозначали перекресток, делая каждый из них запоминающимся и неповторимым.
Шляпки башенок очаровательны - от простых, до богато украшенных лепниной. Чем не дамская шляпка эпохи модерн?

Башенка "Адриатика" (Edificio La Adriatica) с флюгером на Гран Виа № 39. Дом был спроектирован Луисом Сайнсом де Лос Терреросом в 1926 году. Во время Гражданской войны башенка использовалась как пост ПВО.
Если бы было много свободного времени в Мадриде, я бы с утра до вечера гуляла по Гран Виа, останавливаясь у каждого дома, осматривая его "с ног до головы", фотографируя общий вид и архитектурные элементы, а потом сидела бы в ближайшем кафе за чашечкой кофе со слоеным пирожным или марципановой конфеткой и изучала очередную историю очередного дома. Но за пять дней в Мадриде прогулку по всей длине Гранд Виа удалось совершить только пару раз, иначе бы на другие достопримечательности времени не осталось, полюбоваться роскошной архитектурой, сделать снимки на бегу, а историю изучать уже дома.

В самом начале Гран Виа, вполне естественно, находятся два самых первых дома под № 1 (слева) и № 2 (справа). Когда началось строительство первого участка, разразилась Первая мировая война со всеми вытекающими последствиями (например, нехватка железа).
В доме под № 1 в 1950-ые годы обосновался швейцарский часовщик Алехандро Грасси и открыл на первом этаже магазин элитных часов. Из-за огромной рекламы на фасаде дом стали называть Домом Грасси. Затем в течение 20-го века швейцарские часовые бутики сменяли друг друга. Сейчас на фасаде красуется реклама Rolex.
Испанский художник-гиперреалист Антонио Лопес (родился в 1936 году) в своей картине изобразил здания начала улицы во всех мельчайших деталях.

La Gran Vía. Картина Антонио Лопеса (1974-1981 годы).
Здание под № 2 носит название Гран Пенья. Оно было построено для закрытого сообщества, созданного в 1869 году высокопоставленными военными. В это сообщество кроме военных входили политики и члены королевской семьи, в том числе король Альфонсо XIII, а с 1975 года Хуан Карлос I.
Здание было торжественно открыто 25 мая 1916 года королем Испании Альфонсо XIII и его женой Викторией Евгенией.
На первом этаже была штаб-квартира сообщества, остальные помещения занимали штаб-квартира Королевского автомобильного клуба, Институт гражданских инженеров, а также частные квартиры. В 2010 годах в подсобных помещения были созданы гостиничные номера.

На первом этапе строительства улицы одни архитекторы пытались восстановить архитектурное прошлое, строя здания в стиле необарокко или неоренессанса, другие вдохновлялись французской архитектурой. Архитектура первой части Гран Виа мне нравится больше всего.
Угловое здание с башенкой под № 11 и № 13, строилось как жилье для графа Артаса. Граф приобрел расчищенный участок и поручил архитектору Чезарео Ирадьеру построить жилой дом. Работа началась в 1915 году, а в 1917 году дом был готов. В этом же году дом получил специальную награду Мадридского городского совета в номинации "Лучшее построенное здание 1917 года". На первом этаже обосновались коммерческие фирмы (первый этаж и был предназначен для магазинов, кафе и прочего), остальные этажи изначально предназначались для жилья. Однако в итоге на этих этажах обосновался отель. Отель, который называется Hotel de las Letras находится в здании и сейчас.

Здание построено в стиле неоплатереско.

На противоположной стороне Гран Виа, в здании под № 12 мы жили в маленьком уютном пансионе у известной всему Мадриду сеньоры Дельфины, гостеприимной, как родная бабушка, в номере с окнами во двор.

В этом доме находится историческое кафе Museo Chicote, известное, как Bar Chicote, нынче место проведения коктейльных вечеринок, а когда-то это было знаковое место.
Здание было построено в 1914 году Эдуардо Рейналсом по проекту архитектора Луиса Гутьерреса Сото, архитекторами, которые продвигали модернизм в Мадриде.

Museo Chicote, как таковой, родился в 1940 году, когда бармен Педро Чикоте, известный как Перико Чикоте, решил показать публике свою коллекцию из почти десяти тысяч бутылок различных напитков, хранящихся в соседнем подвале.
Педро Чикоте Серрано, оставшийся без отца, начал работать, когда ему было всего восемь лет, барменом на продовольственном рынке. В 1911 году, когда ему было двенадцать лет, он поступил на работу в телеграфную компанию в качестве рассыльного и на свое жалованье содержал мать и брата. В 1915 году, работая разносчиком телеграмм, он узнал, что отель "Ритц" ищет помощника бармена. Педро подал заявку и получил работу.

Perico Chicote
Его коллекция, по-видимому, началась с бутылки кашасы, подарка посла Бразилии во время вечеринки, когда Чикоте еще работал в отеле Ritz. Со временем, согласно некоторым источникам, коллекция достигла 20 000 экземпляров. Коллекция тогда считалась лучшей в мире, Аристотель Онассис предложил бармену тридцать миллионов песет за нее. Затем Чикоте работал в отель Savoy и в баре Pidoux на Гран Виа, прежде чем открыть собственное заведение на той же улице в 1931 году. Со временем бар Chicote стал символом отдыха модной тусовки Мадрида второй половины 20-го века.
Заведения посещали монархи и политики, актеры и легенды футбола: принц Монако Ренье и принцесса Сорайя, будущий король Хуан Карлос I и коммунистка Долорес Ибаррури, Эрнест Хемингуэй, Фрэнк Синатра, Грейс Келли, Ава Гарднер, Рита Хейворт, Софи Лорен, Грегори Пек и многие другие.

Гран Виа № 16, так называемый "Дом и офис Рафаэля Санчеса". Дом был спроектирован в 1814 году архитектором Хулио Мартинесом-Сапата (он был известным архитектором в Испании и принимал участие в выставках в Чикаго и в Париже). Дом построен в стиле французского модерна и контрастирует с башенкой в стиле необарокко. В 1918 году проект получил третью премию городского совета Мадрида за архитектуру.

На башенке дома Гран Виа № 18, построенного в 1915 году, можно заметить фигуру капитолийской волчицы, вскармливающей молоком Ромула и Рема - основателей Рима. Фигура волчицы выбрала не случайно. Первоначально здание строилось для Hotel Roma.

Здание со строгим элегантным французским фасадом построено по проекту архитектора Эдуардо Рейнальса, который был основоположником модернизма в Мадриде. Некоторое время здание было Центральным банком.
После гражданской войны здание перешло к новому владельцу и стало терять свои оригинальные черты, в том числе потеряло и волчицу.
Сейчас здание принадлежит WOW Concept (компания розничной торговли инновационными брендами). Компания тщательно отреставрировала здание, вернув ему тот вид, который у него был в начале прошлого века.

На втором этапе строительства Гранд Виа строили больше всего зданий во французском стиле, а некоторые в американском.
В этой части улицы под № 28 была построена одна из первых высоток в Европе. Это здание Telefónica. Оно было построено, как штаб-квартира Национальной телефонной компании Испании. Строилось с 1926 по 1929 годы. В двадцатые годы небоскребы были спроектированы с элементами необарокко, имитирующими соборы В настоящее время здание служит штаб-квартирой компании Telefónica de España.

На втором этапе постройки Гранд Виа было возведено Edificio Madrid-París, здание под № 32. Это было первое здание мадридских универмагов. Здание было спроектировано известным испанским архитектором Теодоро де Анасагасти на основе оригинальной идеи французского архитектора Гастона Брейва. Работы начались в 1921 году, а закончились в 1924.

Открывали универмаг король Альфонсо XIII и королева Виктория Евгения.

Король и королева на лестнице универмага.
"Уважаемая госпожа!
Через несколько дней роскошный дворец моды с постоянной экспозицией последних новинок обеспечит вам атмосферу хорошего вкуса и элегантности.
Совершенно бесплатный вход также создаст хорошее впечатление, когда вы не почувствуете хлопот, связанных с необходимостью что-то покупать.
Вы, мадам, сможете найти в "Madrid París" все, что вам нужно или пожелает изысканный вкус, не бродя по магазинам и улицам. Вы сможете встретиться с друзьями в превосходной чайной комнате, где вы будете слушать избранную музыку в атмосфере элегантности и комфорта, которая так нравится мадридской публике. Разумные, строго фиксированные цены, обозначенные известными всем цифрами, позволят вам оказать нам доверие, результат, к которому мы стремимся". - Гласили приглашения, разосланные знатным дамам.

Реклама универмага
В 1934 году здание реконструировали, надстроив еще три этажа и кинотеатр "Империал". Изящные купола, окружавшие его, были сняты и установлена статуя птицы Феникс. Какое-то время в здании было страховое общество. В 2011 началась новая реконструкция, которая вернула зданию первоначальный вид. Сейчас в нем самый крупный в Испании Primark.

Скульптура феникса работы Мариано Бенллиуре.
Налюбовавшись на скульптуру на здании, стоит обернуться и обратить внимание на здание на противоположной стороне улицы. Там находится пятизвездочный отель Hyatt Centric, здание, построенное в 1925-27 годах архитектором Хосе Мигелем де ла Квадра-Сальседо. Первоначально оно строилось, как офисное здание для бизнесмена Висенте Патуэля.

На крыше этого здания находится другая скульптура, скульптура Дианы-охотницы, которая стреляет из лука, созданная Нативидад Хименес. Она же придумала историю, чтобы связать две скульптуры.
В мифологии Диана влюбилась в Эндимиона, смертного пастуха. Каждую ночь богиня спускалась с Луны, чтобы встретиться с ним, пока Зевс, ее отец, не узнал историю их любви. Всемогущий отец богов не мог этого допустить, поэтому послал другое мифологическое существо, чтобы положить конец роману дочери со смертным: феникса. Феникс похитил Эндимиона, но Диана увидела, что происходит, и атаковала его из своего лука. Стрелы не попали в цель (две стрелы вырезаны на тротуаре).

Скульптура Дианы да доме № 31.
С домом № 31, вернее, с его предыдущим хозяином связана еще одна любовная история, но уже реальная: бизнесмена Висенте Патуэля и Кармен Севильи (настоящее имя Мария дель Кармен Гарсия Галистео) - известной и очень популярной в свое время в Испании актрисы, певицы и танцовщицы.
Кармен была замужем за музыкантом Аугусто Альгеро, с которым у них был общий сын. Альгеро оказался чрезвычайно любвеобильными кабальеро и постоянно изменял жене. Видя, что муж не собирается завязывать с изменами, даже прижатый к стенке. она поняла, что горбатого только могила исправит. Последней каплей стал случай, когда сын подрался с одноклассниками из-за сообщения в прессе о новом романе его отца. Кармен решила идти своим путем.
Вскоре на одном из концертов она познакомилась с Висенте, который признался, что много лет хранит автограф, который она дала ему на одном из концертов. Они начали встречаться, и, как говорила сама Кармен: "С Висенте я узнала, что такое любовь".
Еще один красивый дом, Palacio de la Prensa, на Гран Виа № 46 был спроектирован архитектором Педро Мугуруса Отаньо первоначально как многофункциональное здание, которое строилось четыре года, с 1924 по 1928 год. В 1930-ые годы здание было одним из самых высоких в Мадриде нараду с Telefónica. В разные годы в нем располагались редакции различных изданий. Сейчас в здании располагаются тоже офисы редакций. На первом этаже три зала кинотеатра. На внешний вид здания большое влияние оказала североамериканская архитектура (особенно Луи Салливан в его здании Auditorium Building в Чикаго).

На третьем этапе строительства Гран Виа были построены более современные здания в рационалистическом стиле, хотя есть и такие, в которых сохраняется прежняя эклектика.
Первое строение на третьем участке Гран Виа - Edificio Carrión, здание, построенное в 1933 году в стиле экспрессионизма, архитекторами Луисом Мартинес-Федучи и Висентом Экед-и-Экед. Здание многофункциональное - здесь есть кинотеатр, магазины, кафе, офисы и жилые квартиры.

Реклама Sweppes, вероятно, висит здесь с момента постройки, стала символом Гран Виа и появлялась во многих фильмах. Его профиль был использован в качестве символа улицы на праздновании столетия Гран Виа. Здание стало иконой испанской архитектуры целого века

Слева кинотеатр Кальяо в стиле ар-деко, но он уже находится не на Гран Виа, а на Пласа-де-Кальяо.
|
|
</> |
Виртуальные номера для регистрации: удобство и безопасность современных решений
Атмосферное
Воспоминания из детства.Ленинград.
Как дела?
Саввинское подворье — осень
Виртуальный ЗАГС
Врываемся в пятницу!
Картиночный анонсик
Вот так!

