Гостья из будущего: сорок лет спустя

топ 100 блогов anlazz04.03.2024 Оказывается, что в этом году исполняется сорок лет фильму "Гостья из будущего". Странному произведению, которое задумывалось как одно, реализовалось как другое, но в историю вошло совершенно иным образом. Причем так, как никому даже в голову не приходило.

Ну да: изначально это должна была быть "просто" фантастическая приключенческая лента - вроде тех же "Москвы-Кассиопеи", только еще проще: книга "Сто лет тому вперед" - не сказать, чтобы шедевр у Можейко-Булычева. (Особо сложных мыслей там нет, да и сюжет не сказать, чтобы оригинален: "в будущее" героев посылал еще Булгаков.) Тем более, что во время съемок фильма сразу же возникли проблемы: денег на спецэффекты выделили мало. (Видимо, сказалось то, что это - телефильм, а к телефильмам тогда относились, как к "продвинутым спектаклям". И не только у нас.) Поэтому да - до тех же "Москва-Кассиопея" или "Через тернии к звездам", "Гостья из будущего" не дотягивала однозначно.

Но и этого, казалось, было мало. Потому, что уже построенные декорации "будущего" в Крыму были... уничтожены во время бури. В итоге пришлось довольствоваться Ботаническим садом в роли "Космозоо" и полетами "флипов" на фоне Кремля. (Кстати, "флипы" в реальности оказались чуть ли не самым "высокотехнологичным" реквизитом. Хотя нет, конечно: "Институт времени" так же был сделан неплохо.) В итоге собственно фантастики в "Гостье из будущего" оказалось немного: большая часть хронометража происходила в "нашем времени", и в целом мало чем отличалась от "обычных фильмов из жизни школьников".

То есть, чисто проходное кино - точнее, телекино! Так, думаю, считали все - начиная с авторов фильма и заканчивая телечиновниками, выпускавшими картину в эфир. Банальная поделка для просмотра в каникулы - с хорошей моралью о том, что дружба и верность перемогают (простите) злых бандитов! (Пускай и космических.) Но то, что случилось потом... Но то, что случилось потом, показало, насколько смешно мерить сложную реальность обыденными мерками - даже если вести речь "просто про кино". Потому, что "Гостья из будущего" не просто прошла на ура, дав исполнительнице главной роли невероятную даже по сегодняшним меркам популярность. Но и оказалась "продленной в будущее", причем, чем дальше - тем важнее становилась ее (картины) роль. Настолько, что сейчас можно с полным правом назвать "Гостью из будущего" главным советским фантастическим фильмом.

Такое, кстати, случается постоянно: то, что современникам кажется важным, на что делаются огромные ставки и выделяются большие средства, в реальности тихо уходит в небытие. А вот какое-нибудь "развлекательное", второстепенное произведение, напротив, становится не просто символом эпохи, а, фактически, главным ее смыслом. Например, так случилось с советской фантастикой - а конкретно, с той ее частью, которую можно назвать "миром Ефремова-Стругацких", которая может, ИМХО, считаться чуть ли не главным итогом существования советской культуры вообще. (По крайней мере, если судить по тому воздействию, которое эта фантастика может оказать на будущее.) Иногда же, вообще, кажется, что возникновение этого "мира" было основной задачей СССР вообще.

Впрочем, ладно - это тема уже совершенно иного разговора. Тут же - возвращаясь к "Гостье", которая, кстати, является очевидным представителем "Ефремовско-Стругацкой модели" - стоит сказать только то, что данный фильм до сих пор продолжает порождать все новые и новые смыслы, далеко превосходящие и то, что были заложены господином Можейко в свою книгу, и то, что пытался показать режиссер Аксенов вместе со своими актерами. (А там были такие гении игры, как Невинный и Кононов.) Ну, а про том, что песня "Прекрасное далеко" стала гимном поколения, и говорить нечего. (Хотя, казалось бы, это просто песня, причем не самая лучшая у Крылатова.)

Потому, что, по сути своей, "Гостья из будущего" стала ответом на тот самый вопрос, который очень скоро встал перед этим самым поколение - вопрос о свободе. И о том, как ей можно распорядиться - и распорядиться ли?. Да-да, "Гостья из будущего" - совершенно независимо от воли автором - затронула именно данную проблему, проблему, которой была "беременна" советская страна, и разрешить которую в реальности ей так и не удалось. Но это в реальности. В фильме же, напротив, было показано, что "простые школьники", выведенные экстраординарными обстоятельствами из-под рамок "взрослого общества", оказались способными стать реальной исторической силой. Способной справиться с превосходящими их сущностями. (Кстати, забавно: в кино взрослые ни про каких "пиратов", разумеется, не верили - в реальности же лет через пять после указанного времени они прекрасно "хавали" новости про "похищение инопланетянами и прочую эзотерику.)

Собственно, именно это - ощущение возможности на самом деле исправить "мир, лежащий во зле", и стало главной причиной популярности "Гостьи". А Алиса Селезнева - как "катализатор" возможности этого исправления - оказалась главным символом (ошибочно трактуемым, как "секс-символ") - этого самого "неслучившегося грядущего". Неслучившегося - потому, что на самом деле мир не только не был исправлен, но еще глубже пал в указанное зло, превратившись в то, по сравнению с чем убогая картинка из 1984 выглядит реальным Раем. Причем, случилось это - падение мира - именно по причине "недоосознания" поставленной в фильме "проблемы свободы", которую решили просто отбросить, посчитав несущественной. Потому, "что тут думать - тут трясти надо", в смысле - "свобода лучше, чем несвобода наличием свободы!" (Правда, тут можно сказать в свое оправдание: не поколение 1970 годов сделало этот выбор. Но сути данный момент не меняет.)

Ну, а итог - как нетрудно догадаться - всего этого мы можем наблюдать своими глазами. Причем, с четким пониманием, что ничего еще не кончилось - а точнее, что все только начинается. (И если честно, то лет через 10-20, вспоминая какую-нибудь "артемовскую мясорубку", мы будем лишь усмехаться: а ведь тогда это казалось страшным.) Впрочем, ладно - смысла пугать заранее тем, чего избежать нельзя, нет никакого. Поэтому не буду развивать данную тему, а лишь еще раз укажу про то, что та популярность "Гостьи из будущего", которую она получила среди выросших детей, показывает, что они хотя бы могут осознать - да, с большим трудом, и в основном неявно - то, что решить указанную "проблему свободы", в принципе, можно. Нужно всего лишь "быть лучше и добрее, и в беде не бросить друга никогда". Даже если кажется, что много логичнее "бежать не быстрее медведя, а быстрее товарища", и что кинув очередного лоха, можно только увеличить свою социальную значимость...

Потому, что "в действительности все - не то, что на самом деле", и то, что выглядит, как идеальный план с т.з. обывательского сознания, на самом деле на "долгом периоде" всегда оказывается "зрадой". (Вот уж действительно тот вариант, когда украинское слово реально точнее русского аналога.) И наоборот - то, что казалось несущественным... впрочем, об этом уже говорилось выше. В любом случае можно сказать, что, по крайней мере, возможность альтернативного понимания у нас (поколения, если что) есть. И это порождает надежду...

P.S. Если что, то этот пост писался пару недель назад. Так что связь с предыдущими постами тут отсутствует, хотя...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На канале "Радио Беньямин" прочитал - "Философам якобы доступен экзистенциальный и политический опыт экстремального, т.е. крайнего, предельного. В чем он мог бы проявляться, кроме кофе, сигарет и периодических запоев, что не оригинально? Пока такие характеристики приходят на ум: 1) Не ...
В последнее время , да нет, даже не в последнее, в-общем ,заметила я некоторую тенденцию. Нереально меня раздражают, я бы даже сказала- бесят очень правильные и умные высказывания следующего характера: "Каждая сложная ситуация чему-то должна ...
Ни разу не буддистка, не маоистка и не синтоистка. Как там? "Я хоть и в слабом уме, зато в своем". Стою на своем, как репях в будяках. В своих, родненьких. И ведь, знаете, выручили! Среди них отыскалась моя собственная расшифровка образа смеющегося будды. Вот она. Если исходить из того, ...
Открываем зверинец . Активист "Единой России", лидер питерского отделение "Молодой Гвардии" и помощник В.Милонова Артемий Мурзаков (Галицын), активно выступающей против "пропаганды гомосексуализма", застукан за пропагандой ...
В минувшивший понедельник в Волгограде стартовал Автомарафон "Молодёжь 34". Около 40 молодых творческих и активных людей в течении недели проедут по территории Волгоградской области, чтобы в приятной и дружеской обстановке проинформировать ...