Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка
periskop — 16.01.2018 — Транспорт Во вторую часть обзора города Иваново собрал транспорт, рекламные реалии и характер застройки. О транспорте - поподробнее, остальное - весьма субьективные заметки, не претендующие на полноту. Скорей, просто зарисовки - то, что врезалось в память. Плохого тут будет заметно больше, чем в первой части, ибо город страдает типовыми болезнями российских облцентров: архаизацией общественного транспорта, засильем рекламного шума, хаотической парковкой и вседозволенностью автомобилистов. Ну и аляповатого туркостроя, уродующего облик города, конечно же, тоже хватает. Есть и нелепые странности в планировке центра, о которых пойдёт речь ниже.Но для затравки - символ ивановского транспорта, "Богданчик" (морганатический сын "Исудзу" от украинской дивчины автопрома), с которого очень умилялся flackelf. Я к "Богдану" не был привычен, на Украине не жил, а только понаезжал временами как гость - поэтому никаких особых эмоций он у меня не вызывал. Ну ездит да ездит.
2. В советские времена Иваново обладало стратегической триадой среднего облцентра - автобус (большой), троллейбус и трамвай. За 20 лет после этого много воды утекло, и из триады остался только троллейбус (с 1962). Стоит он сейчас 17 рублей, маршрутов - много. Наверное, с десяток действующих и вполне наполненных пассажирами. Говорят, он в "нулевые" был на грани закрытия, но уцелел. Более того, здесь есть даже и междугородний троллейбус Кохма - Иваново, №6. Им я тоже проехался от ТЦ "Рио", но не снял по причине темноты.
3. Трамвай здесь существовал гораздо дольше - с 1934 по 2008-й. Открыли его на волне взлёта довоенного центра мощной ИПО и сеть к 1940-м стала умеренно обширной, 6 маршрутов. В 2006-2008 гг. все маршруты поочерёдно и быстро закрылись, и сейчас трамвая в 400-тысячном Иваново нет. Почему его уничтожили - Бог весть. Но - факт. Очень жаль, на самом деле его тут не хватает. Кстати, в районе вокзала остались останки путей и столбов, там тоже было трамвайное кольцо.
фото отсюда: http://transphoto.ru/vehicle/7503/ (по ссылке больше примеров)
Больших автобусов в городе тоже сейчас нет. Читал в Сети про их исчезновение, но там весьма смутно говорится об упадке - то ли в 2013 вымерли, то ли в 2010-м, то ли ещё раньше. Но факт, что сейчас вместо чёткой и понятной маршрутной сети - хаос и горох из многочисленных мелких маршруток. Возят какие-то самые разные конторки. Разобраться в сети сложно, она архаизировалась и фрагментировалась.
4. Много вот таких пепелацей (не знаю марки), эти ходят в основном на пригород. (Уточнили в комментах - это ГАЗель-NEXT в версии "микроавтобус". Новая. Видимо, пришла на замену старым Газелькам.)
5. Немало и классических ПАЗиков. Может быть, треть или четверть парка.
6. И много юрких "Богданов", домайданного наследия соседки-Украины. Ими Флакельф и умилялся постоянно - говорил, напоминают мне Киев. А мне они были фиолетовы и особых ассоциаций не вызывали.
7. Маршрутные таблички попадались даже художественно исполненные, не только скучные печатные :)
8. Маршруток тут реально много, они толкутся на основных дорогах целыми стаями и зачастую друг другу мешают.
9. Или вот так толкутся на остановке. Может прийти сразу 4 разных и решение надо принимать мгновенно, либо заранее знать "свой" номер. Никаких пояснений, списков маршрутов (не говоря уже о схемах) на остановках нет. Всё только по наитию. Я пользовался "Яндекс-Транспортом" для выяснения нужных номеров, но пару раз и он ошибся.
10. На Соковском мосту попалась остановка особого назначения, монументально исполненная и с художественной урной. В подавляющем же случае они простенькие, без изысков.
11. Вот такие. Там же видна и толкотня маршруток, объезжающих друг друга. Насколько я понял, на этом бизнесе тут сидит сразу несколько ООО. Обратите сразу внимание на рекламотварей, варварски загадивших красивую мозаику на торце - о рекламе будем говорить ниже, но и этот пример очень характерен.
12. Кстати, о городских обычаях. Здесь до сих пор в ходу фишка конца 90-х - начала нулевых, когда у оживлённых точек весь день стоит приблатнённая машина, "покупающая телефоны, золото, драгоценности". Правда, в машине сидит не кавказский жучок, а мужик славянского вида. Не везде, но такое там есть, замечал раза четыре в разных местах. И чисто психологически, порой казалось, что я на машине времени отправился лет на 15 назад - не только из-за таких вот "жуков", но и от архаического парка маршруток, и от массированного рекламного мусора. Всё-таки мы у себя от него уже начали отвыкать.
13. Маршрутки тут стоят уже 19 руб., а не 17, как троллейбусы.
14. Внутри ПАЗиков есть даже терминалы считывания каких-то проездных, что ли. Я платил наличкой, поэтому не знаю каких.
15. Народный креатив в маршрутках. Особенно хорош нижний слоган :)
Как вы увидели, транспорт тут прочно застрял на отметке начала-середины нулевых и сильно архаизировался. Неизвестно, возродится ли когда-нибудь тут трамвай, но хотя бы троллейбус устоял - и то хорошо. От транспорта теперь переходим к рекламе и визуальному мусору. Рассмотрим от хорошего к худшему.
16. Совсем нет рекламы здесь на главном здании областной администрации. Что понятно :)
17. Нет её и на главных областных учреждениях, к счастию. На фото - особнячок "Иванэнерго".
18. Очищены от реклам вузовский городок, а также главные присутственные места типа судов и прокуратур.
19. На этом идиллия архитектуры заканчивается, и вне суровых госучреждений постепенно начинается бардак. В старой уездной части главной ул. Ленина с этим ещё относительно сносно - там, где купеческие особняки и малоэтажность.
20. Но стоит отойти от пл. Революции в сторону на 50-100 метров - рекламный мусор сразу навязчиво лезет в глаза (на заднем плане виднеется обладминистрация). Никакой системы и регулирования нет, просто вывесочный хаос.
21. На ТЦ Каскад не только зарекламили всё, но ещё и засайдинговали, для верности. Также на удобном месте тротуара стоит некая приблатнённая машинка. Или просто наглая. А чё - пешеходишки, чай, не баре - обойдут :) Кстати, чистить тротуары от гололёда в Иваново или подсыпать скользкое тоже нигде не принято. Кроме разве что пятачка у обладминистрации и променада на ул. Ленина. Поэтому пешеходы идут как по минному полю - осторожно и балансируя.
22. Рекламка стоит и у тамошнего Ленина на одноименном главном проспекте, его парадной части.
23. Здесь немного поскромнее, поумерили аппетиты. И даже почти не испортили фасад красивого сталинского дома: ну, только застеклили два балкона 3-го этажа и вмандячили несколько кондишенов выше на самые видные места. И разнокалиберно раскрасили цоколь. Но это мелочи по здешним меркам - дом визуально почти не испорчен.
24. На Шереметьевском просп. на пересечении реки поставили монументальный 15-метровый столбище. Чего мелочиться!
25. Ну а тут уже можно залепить всё, до чего руки дотянутся :)
26. На этом фото просто понравилось название турфирмы.
27. Ещё типовой изврат - украшение обычных пятиэтажек мега-креативными подъездами. Это болезнь очень многих городов, этакие древесные грибы-паразиты на стволах деревьев. В Череповце ими уродуют даже сталианс (!). Выглядит ужасно, но зато ведь своя родная торговая точка выделяется от конкурентов! :)
28. Чем шикарней оформишь свою точку, тем круче выручка!
29. Так что изощряются кто во что горазд. Изба-калиточка-палисадник, например.
30. К подъездо-оформлению можно и оберег поставить. Кстати, работает - я просунул туда литсо, потом вечером выложил пост. И его отлично, даже ударно комментили! Читатели выставили хорошие оценки :)
Есть там и планировочная загадка. В самом центре Иваново имеется т.н. "бульвар Кокуй". С одной стороны он ограничен началом парадной ул. Ленина - той её части, которая старая с купеческими особняками. С другой - продолжением ул. 10 Августа. С узкой стороны расположена центральная площадь Революции с обладминистрацией. А у реки пространство замыкает колоссальный театр с площадью Пушкина. Так вот. Внутри этого центрового прямоугольника - никакого благоустройства. А есть а) огромная автостоянка с говнодельными ТЦ, и б) заброшенный дореволюционный сад-оранжерея. Когда я там ходил, недоумевал - почему это столь удобное пространство в самом сердце города никто не превратит в благоустроенный парк или общественное пространство? Тем более что оно сравнительно небольшое.
31. Вот давайте посмотрим. Идём по тихой части ул. 10 августа к театру от пл. Революции. Мощные неухоженные ограждения - это граница сада.
Вот что про него говорит Викимапия:
Дореволюционный сад с оранжереями был создан для практических занятий учеников школы садоводства и огородничества. Постепенно сад начал приходить в упадок и в 1912-1913 гг. началась его восстановление по проекту И. И. Керпе: сооружена подпорная стена, лестница, обустроен сад, где летом сажали цветы, зимой заливали каток. Сейчас на месте сада уже давно находится огороженный пустырь.
32. Эта часть улицы очень колоритна, с сохранившимися старыми домами, в т.ч. и деревянными.
33. Замыкает улицу мега-театр (точней, его тыл - он вписан в рельеф). Там дальше - пл. Пушкина и речка.
34. Казалось бы, идеальное место для прогулочного общественного пространства, да? Но - нет. С той стороны вдоль склона бывшего оврага понастроили безвкусного туркостроя (за ним - начало ул. Ленина, см. кадр №19). Ниже - пустырь с автостоянкой. А огороженная часть - это бывший сад-оранжерея.
35. Если перевести взгляд левее, то и там стоят сперва говнодельские ТЦ, а затем и пл. Революции с кубом обладминистрации на заднем плане. Все, что на переднем плане - заброшенный сад.
36. Более того, если посмотреть от забора улицы вниз, то там - помойка. Натуральная. Причём теоретически вид на помойку вполне доступен и со средних и верхних этажей обладминистрации :) Ну ладно, сейчас мусор снежком припорошило, а когда растает? И всё это - самый-самый центр. Удивительно... Я поначалу был в шоке, потом немного попривык.
37. Впрочем, есть и хорошие примеры. На той же ул. 10 августа, но только в её транзитной части, ближе к району где мы жили (ул. Бубнова) - чудный модерновый особняк с сохранившимся литьём. Идешь мимо - и душа радуется. Разве что кованые ворота испортили рекламой.
38. Ещё местная фишка - дворы с цветными шинами. Их почему-то много в спальниках. И там, где мы жили, тоже было это обрамление. Да, и шинные лебеди, конечно же были - только я их не снял.
39. В плане застройки также хорошо прослеживается "слободское" прошлое Иваново-Вознесенска: много мест, где многоэтажки чередуются с промежуточной частной застройкой. Вот тут, например - видите, два квартала прослоены широкой полосой частных домов? (ул. Зверева)
40. Надо сказать, что несмотря на депрессивность региона, новая застройка постепенно наступает на бывшие промзоны и частные дома. Причём она тут более человечна, чем в мегаполисах. Вот неплохой проект, например.
41. А это уже элитный дом на Конспиративном пер. Так что деньги тут всё же есть, раз такие квартиры продаются и такие ЖК строятся.
42. Закончу свои зарисовки привокзальной "Лентой", которая нас выручала пару раз в плане закупок. Тем, кто приезжает или уезжает - очень удобно. Особенно при отьезде затариться в поезд.
* * *
На этом с Иваново пока всё. По материалу можно было бы сделать посты про текстиль-центр "Рио", про поход на старую фабрику, про завокзальный район Первых Маёвок и мемориал "Красная Талка", но из поездки есть ещё города Вичуга, Шуя и Кинешма. Надо рассказать и про них. Поэтому следующий пост - про ковровского "подкидыша" и ст. Шуя.
Продолжение следует
|
</> |
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка
Оставить комментарий
Популярные посты:
Первый в истории МУП «ИПТ» низкопольный троллейбус-гармошка прибыл в Иваново IvanovoNews.Ru Первый в истории МУП «ИПТ» низкопольный троллейбус-гармошка прибыл в Иваново. 30.07.2018, 18:53. 3071 5. Технику доставили из Москвы в минувшие выходные. Троллейбус «Мегаполис» марки «Тролза» 2007 года выпуска, изготовлен на заводе имени Урицкого. Это первая в ... |
Орловский городской портал | Как выбрать постельное бельё из Иваново Орловский городской портал Постельное бельё родом из Иваново отличается долговечностью и прочностью. Оно способно выдержать большое число стирок и при этом не утратит своей презентабельности. Выбор оттенков и рисунков настолько огромен, что не составит труда найти комплект, который в большей ... |