Где заканчивается родина?
olga_srb — 19.05.2020 Ответ на вопрос, с чего родина начинается, подоспел очень вовремя – аккурат к моему появлению на свет в 1968 году. Поэт Михаил Матусовский позаботился об этом, написав стихи, а композитор Вениамин Баснер – музыку. В песенной форме мысль авторов не только стала понятна всем, но и отлично усвоилась. С чего начинается родина? - с картинки в твоем букваре. И теперь ни у кого не осталось сомнений по поводу начала.А вот ответ на вопрос, где родина заканчивается, каждый решает для себя сам.
Если отставить в сторону все идеологические формальности, то чувство родины приобретет свою истинную суть – как чувство принадлежности, которое носит исключительно субъективный характер. Нельзя заставить человека испытывать причастность к чему-либо, как нельзя заставить полюбить (можно лишь вынудить его имитировать это чувство).
Указать человеку на границы его родины невозможно – границы есть у государств, но не у родин. Для кого-то местом, на которое распространяется чувство личной принадлежности, будет село, для кого-то – планета.
Выбор родины, точнее – ее границ, ее начала и конца – это исключительно личный выбор, который, кстати, можно и не делать. В таком случае можно либо последовать навязанному выбору (принять, что моя родина – то, что мне велено ей считать, и равнодушно закрыть тему), либо вообще отказаться от чувства принадлежности к какой-либо территории. Иметь, а тем более – любить родину – это право, а не обязанность человека, в отличие от обязанности соблюдать законы государства.
Своей родиной я считаю Москву. Если определить еще точнее - Москву в границах конца 1960-х – начала 1970-х годов, когда формировались мои представления об окружающем мире. Мне кажется, это естественно, поскольку родина запечатлевается в восприятии человека в раннем детстве. В Москве я родилась, выросла и живу. В ней родились, выросли и работали мои родители.
Воспринимать Москву родиной совершенно не означает переоценивать ее качества и считать ее совершенной. Я ее люблю, то есть сердечно принимаю со всеми несовершенствами и достоинствами, испытываю заинтересованность в ее процветании, связываю с ней свое прошлое, настоящее и будущее. Вот это всё и есть для меня – любимая родина.
Когда кто-то предлагает мне считать родиной не родной город, а страну, я недоумеваю. Какую страну следует считать родиной? По логике, ту, в которой я родилась, то есть Союз Советских Социалистических Республик.
Как вариант, я готова его рассмотреть, но тогда моей родиной будет территория, объединявшая 16 республик (включая автономную Карелию). Тогда я вправе сказать, что Литва, Эстония, Грузия, Армения, Латвия, Киргизия и т.д. – тоже моя родина, ведь все они входили в состав СССР не только на момент моего рождения, но и значительную часть моей сознательной жизни.
Вдруг «отрезать» их в своем восприятии от того образа, который сложился изначально, ткнуть в современную карту и воскликнуть «ах, нет! теперь вот моя родина – площадью 17.075 тысяч квадратных километров», по меньшей мере, странно.
Родина входит во внутренний мир человека если не при рождении, то вскоре после него - с момента формирования самосознания и понятия границ (личных, чужих, пространственных). Страна в ее современных, актуальных масштабах, которые подвержены изменениям (и на моих глазах эти изменения произошли) не может быть родиной, если подразумевать под ней чувство принадлежности, которое начинается «с картинки в твоем букваре».
С картинки в букваре началась моя родина – моя Москва.
Я восхищаюсь традициями, культурой, архитектурой, социальными моделями некоторых других мест, но именно Москва – моя родина.
А что считаете родиной вы?
Каков ее географический масштаб?
|
</> |