Где нужны аэропорты?

топ 100 блогов travelfoxes30.07.2024
Где нужны аэропорты?

После моего комментария относительно строительства или реконструкции аэропорта в Смоленске получил кучу гневных комментариев, которые можно разбить на три категории:

1. В советское время разлёт был ого-го;

2. Трансфер не даст рейсам быть пустыми;

3. Даже для 30 пассажиров рейс имеет право на существование.

Ну и определенные рассуждения на тему того, что Смоленск имеет приличное население, потому и пассажиры появятся. Начну, пожалуй, с этого. Вообще самый большой аэропорт нашей страны находится в относительно небольшом городе Химки, а пользуются им в основном жители и гости Москвы, которая расположилась рядом. Шутка шуткой, но это к тому, что не только размеры города определяют пассажиропотоки его аэропорта, но и соседи.

Сейчас рука судьбы закинула меня в Ульяновск. В этом городе живёт 612 тысяч человек, рядом находится Казань, где проживает в два раза больше людей – 1 миллион 318 тысяч. Читатель сравнил Нижний Новгород со Смоленском, мол, Смоленск в два раза меньше, значит и пассажиров там будет в два раза меньше, а это огонь. По этой логике аэропорт Ульяновска должен обслужить в два раза меньше пассажиров, чем Казань. В 2023 году аэропорт Казани обслужил 5,168 миллионов пассажиров, а Ульяновск – 615 тысяч, в 9 раз меньше. Разгадка простая – жители Ульяновска пользуются аэропортом Казани из-за намного более выгодных тарифов, намного большей географии и выбора перевозчиков. Сам чаще намного летаю из Казани, чем с Ульяновска. А аэропортом Казани пользуются и жители Чебоксар, Йошкар-Олы и многих небольших городов вплоть до Кирова.

Следующий момент. На пятом месте по загруженности находится аэропорт небольшого города Сочи. Тут связка с населением вообще не прокатит. Люди едут отдыхать. Это логично. В Санкт-Петербург и Москву едут больше в командировки и по работе, на север летают вахтовики. Туризм не является двигателем для большинства рейсов. В первую очередь – деловые поездки (бизнес, работа, вахта, командировки, официальные мероприятия), во вторую – поездки к родственникам и друзьям, а только в третью – туризм. Это в целом по стране. Но аэропорты в туристических центрах действительно производят подобную аномалию.

Однако, у нас есть только несколько туристических центров, которые генерируют туристические потоки пассажиров. Летом – курорты Краснодарского края, Крым, Байкал, курорты Северного Кавказа, Алтай. Зимой – Хибины, Кавказ, Урал, Алтай с Шерегешем. Могут быть ещё какие-то, но я шибко не вспомню. Понимаю, боль каждого горожанина. Каждый город хорош и красив по-своему. Однако, за длительное время проживания в Химках я ни разу не побывал в Смоленске. Как-то с туристической точки зрения не привлекал меня город. В Туле, Рязани и Твери был. Но про Смоленск и в голову не приходило. Осознаю, что, возможно, многое потерял. Но город должен иметь свой имидж, раскрывать туристический потенциал, рекламировать себя, осуществлять туристические программы, развивать гостиничный бизнес. Только тогда в город потянутся туристы, а аэропорт будет востребован.

Вообще, аэропорт дорогая штука. Он может обходиться без огромных субсидий и обдирания пассажира при пассажиропотоках от 2 миллионов пассажиров в год. У нас в стране таких всего 20 аэропортов, куда даже не все миллионники вошли (а небольшой Сургут вошёл, хехе). Богатые области, как Калужская или Брянская, могут позволить себе содержать такой аэропорт. Но может ли это позволить себе Смоленск?

Где нужны аэропорты?

Дальше, предлагаю рассмотреть иные три тезиса.

В советское время разлёт был ого-го. Да летать можно было бы и сейчас. Но никто не летит, даже с субсидиями. К примеру, из Ульяновска в Казань маршрутка едет около 4 часов. Самолёт бы летел полчаса. Но я бы не полетел на самолёте. Причин несколько – неудобство расписания, например. Удобнее приехать на автовокзал и купить билет на маршрутку, которая ходит каждые 10-30 минут, чем подстраивать свои планы под определенный рейс. Следующий момент – стоимость. Себестоимость перевозки пассажира на Байкале или Л-410 получается около 4 тысяч рублей. Это по минимуму. Даже с субсидией в размере 50%, билет дешевле 2 тысяч стоить не будет. Но в аэропорт Ульяновска автобус ходит пять раз в день, в Казань в аэропорт пять раз в день ходит электричка. Так что ещё тысячи полторы на такси стоит заложить. Да даже без такси – оно того не стоит. До аэропорта ехать час везде, регистрация, посадка, все процедуры. Выигрыша во времени не будет, зато будет куча пересадок между транспортом.

А чем дальше пункт назначения, тем меньше пассажиропоток туда летит. В Казань или Самару из Ульяновска пассажиров много ездит. Да даже в Чебоксары, хотя туда до конечной доезжает 2-3 человека, остальные выходят по дороге. А вот в более далекие Нижний Новгород или Уфу пассажиропоток на порядок меньший. Хотя города более крупные.

Ну и на советских расписаниях летало много рейсов по деревням. Безотносительно того, что в этих деревнях нужно строить хотя бы посадочные площадки (огороженная территория с грунтовой ВПП, хорошо дренированной, со складом хранения авиа ГСМ о всем нормам, с персоналом, который за всем следит, а также аэровокзалом со связью, интроскопами и т д), на поддержание хотя бы полётов в эти деревни по минимальным ценам (если взять грязный лётный час в 30 тысяч рублей плюс топливо плюс аэропорты), то для поддержания полётов по всему тому расписанию необходимо выделить 2-3 миллиарда рублей в самом минимальном исполнении, а это 1% ВРП всей области. Стоит ли оно того? Или всё же стоит их потратить на что-то более вменяемое. Само оно себя никогда не окупит. Себестоимость перевозки порядка 4 тысяч рублей, такие деньги пассажиры платить не готовы. И это по местным линиям.

Где нужны аэропорты?

Трансфер. Идея хорошая. Только с реализацией есть сложности. Рейс Аэрофлота на Суперджетах летал из Ярославля. Загрузка была около 31-32 пассажиров. Хотя это было до СВО, было множество направлений зарубеж. Но увы. Вопрос в том, что не все пассажиры знают о подобном трансфере и он им нужен (а трансфер интересует туда, куда альтернативы нет, например, для Питера есть альтернатива в виде поезда), во-вторых, стыковки должны тоже быть удобными и доступными. Грубо, если тариф получится Москва + 5 тысяч, то многие поедут традиционным маршрутом через автобус или Ласточку. Но даже деловой Ярославль не вывез тему трансфера Аэрофлота. Ну и ради одного такого рейса городить аэропорт? Трансфер подразумевает, что ни одно из направлений больше не сгенерирует необходимый поток пассажиров.

Даже для 30 пассажиров рейс имеет право на существование. Если нет альтернатив. Содержать дорогостоящий аэропорт, который и 300 тысяч в месяц не наберёт, сложно для местного бюджета. Аэровокзал нужно отапливать, полосу и перрон чистить, ремонтировать, реконструировать, освещать всё это счастье, содержать и учить персонал, охранять и т. д. Дешевле будет такси индивидуальное заказать.

Возможно, я в данном случае выгляжу пессимистом, однако в стране куча транспортных проблем. Есть куча местных рейсов, которые нужно субсидировать (привет Дальнему Востоку), есть аэропорты, которые нуждаются в реконструкции (Чумикан и Охотск).

Читатели знают, как я негативно относился к субсидированию рейсов ради субсидий. Так и здесь. Всем хочется аэропортов больших и разных. Но давайте отталкиваться от пассажиропотоков. Минимум 300 тысяч хотя бы. И это люди, готовые заплатить за билет, а не те, которые за пятикратно меньшую стоимость гоняют на Ласточке.

И да, кстати, Владимир проводит повторный конкурс реконструкцию аэродрома Семязино. На первый конкурс заявок не поступило.

Обратная связь - связаться с автором

https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA

------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:

https://dzen.ru/a/ZqgMvyJnfnW2og4g

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:

https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html

https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:

https://unicorm.ru/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каюсь, но я люблю выпечку. Конфеты, шоколад, мармелады, джемы и прочее — это все хорошо, но вот всякие печеньки и пирожные я люблю больше:). Да, для фигуры это не очень хорошо, поэтому, как и со спиртным, тут главное умеренность. Мимо рецепта сконов я вот не смог пройти, пришлось ...
...
Недавно были у родителей жены. После ужина я им помогал настроить телевизор. В одной из аппликаций среди фильмов заметил Police Story . Говорю: -- Школьниками мы смотрели этот фильм и фанатели от Джеки Чана. Прошло почти 40 лет, а фильм до сих востребован. Она отвечает: -- Про Джеки ...
Коптская церковь Ас-Самаиюн - это одна из самых новых достопримечательностей города Шарм-Эль-Шейха. Это церковь православных христиан - коптов. Да, коптская церковь в Шарме — ...
Как часто, смотря какой-нибудь зарубежный сериал, мы думали, что вот, дескать, как здорово, не надо справки собирать да по инстанциям бегать, все в компьютере хранится, кнопочку нажал, бумажечку распечатал, кучу времени сэкономил. У нас сейчас во всяких органах такое уже внедряется, н ...