"Это хорошо, что вы такой зеленый и плоский..."
afirsov — 08.09.2020Первый опытный "Белл" "модель 209" - еще с убираемыми посадочными полозьями
55 лет назад – 7 сентября шеф-пилот фирмы «Белл» Билл Куинлэн впервые поднял в воздух вертолет, первоначально названный UH-1H – прототип будущего боевого вертолета АН-1 «Кобра». На его создание фирме дали всего полгода – Вьетнам срочно требовал «свежего мяса». Пентагон очень надеялся получить «нормальный» боевой вертолет – тяжелый Локхид «Шайен» уже проходил испытания, но «конвертоплан» был технически очень сложен и не успевал к сроку («Локхид» его до сих пор пилит! в слегка измененном виде :-). Задание «Беллу» – переделать транспортный «Ирокез» UH-1 в боевой вертолет – рассматривалось как временная мера. Но нет ничего более постоянного…
Конструкторы «Белла» оригинально подошли к решению «проблемы» – фюзеляж «Ирокеза» ужали в два с лишним раза – его ширина стала всего 0,9 м. Уже через пару месяцев на «Кобре» установили мировой рекорд скорости для вертолетов – аж 322 км/ч.
На «Белле» сидели «не дураки только» – вертолет затачивался конкретно под Вьетнам. Среди джунглей «проклятые комми» могли увидеть вертолет практически только над собой, среди просвета деревьев. Поэтому удлиненный, тонкий фюзеляж «Кобры» представлял собой минимальную в таких условиях цель. Позже, на других «войнах» оказалось, что удлиненный фюзеляж с пилотами, сидящими тандемом, представлял собой слишком хорошую цель при стрельбе с ракурса 2/4 (стандартная 96-снарядная очередь из четырех стволов «Шилки» поражала «Кобру» на дальности 1000 м с вероятностью 100%!). Однако, мода – есть мода, практически все остальные конструкторы боевых вертолетов использовали схему «тандема» (плевать на большую площадь поражения) и лишь, «умный, интеллигентный»(с) Михеев посадил на Ка-52 пилотов рядом, сэкономив на площади бронирования и уменьшив длину вертолета...
АH-1G "Кобра" во Вьетнаме
А потом у «Кобры» был Вьетнам «по-всёй»: в бой они пошли 31 августа 1967 г., «мясо» требовалось много. Курсанты отправлялись во Вьетнам, налетав на учебных «Кобрах» только 19 ч (расскажите про «Сталинских соколов» с налетом 20 часов!). Не удивительно, что за 11 лет войны во Вьетнаме погибло почти 2200 пилотов вертолетов. Летали «на износ»: за год 58 случаев отказа гидросистем, 27 разрушений рулевого винта, 224 – несущего винта, 94 отказа двигателя… Всего во Вьетнаме полегло порядка 400 «Кобр» – это еще счастье, что они застали только начало применения ПЗРК «Стрела»-2.
А потом появился советский Ми-24, и понеслось…
|
</> |