рейтинг блогов

Этнографическая хунта

топ 100 блогов vikond6517.04.2019 Этнографическая хунта

17 апреля 1550 года в испанском городе Вальядолид собралась хунта. Но это было совсем не то, о чем вы подумали. В XVI веке словом "хунта" в Испании называли любое собрание, в том числе - научный диспут. Вот именно он-то и начался, а тема дискуссии была весьма интересной и актуальной: кем надо считать американских индейцев - нормальными и полноценными людьми, либо - "унтерменшами", годными лишь для того, чтобы использовать их в качестве рабочего скота.

Надо заметить, что еще в 1537 году Папа Римский издал энциклику, повелевающую считать индейцев людьми, которых надлежит обращать в христианство, а не в рабство. Понятное дело, что он имел при этом вполне практичный интерес, желая увеличить численность своей паствы, а значит - доходы и влияние католической церкви. Но интерес испанских завоевателей в Южной Америке был совсем иным и прямо противоположным: им требовались не "братья во Христе", а рабы для работы на стройках, рудниках и плантациях.

Вальядолидская хунта решала вопрос, как обойти папский указ, приняв постановление о том, что индейцы, с одной стороны - тоже люди, но с другой - неполноценные и неразумные, а потому - способные только работать на сеньоров под палкой надсмотрщика. Эту точку зрения отстаивал историограф императора Карла-V Хуан Хинес де Сепульведа. Однако у него нашелся оппонент - епископ Бартоломе де Лас Касас, много лет проживший в Южной Америке, изучая быт местных аборигенов и обращая их в христианство.

Он утверждал, что индейцы - такие же люди, как и европейцы, в целом - ничуть не глупее и так же способные к умственной и творческой деятельности. В качестве доказательства он приводил возведенные индейцами каменные дома, дворцы, храмы, дамбы, каналы и прочие капитальные соооружения. Однако Сепульведа возражал, что индейцы строили всё это не сознательно, а "инстинктивно", подобно тому, как паук ткет паутину, а пчелы делают соты и добывают мед.

В итоге, естественно, победил Сепульведа, поскольку именно его позиция играла на руку колонизаторам. Благодаря этому в заокеанских испанских владениях окончательно утвердилась введенная еще в начале века так называемая энкомьенда, фактически представлявшая собой разновидность крепостного права. В соответствии с ней аборигены пожизненно прикреплялись к своему местному "попечителю" - энкомендеро (разумеется, это был испанец) и были обязаны выполнять для него трудовую повинность, либо - регулярно платить "оброк".

Лас Касас пытался добиться отмены этой практики, но не смог и энкомьенда просуществовала в Южной Америке до XVIII века. Помимо нее в тот же период действовала система государственного крепостничества - репартименто - принудительный и неоплачиваемый труд индейцев на казенных предприятиях, преимущественно - в рудниках.
На заставке - участики вальядолидской хунты - Бартоломе де Лас Касас и Хуан Хинес де Сепульведа. А внизу - гравюры XVI века, показывающие, какими способами испанские носители культуры добивались покорности, трудолюбия и благонравия среди завоеванных индецев. 

Этнографическая хунта

Этнографическая хунта

Этнографическая хунта

Этнографическая хунта

Этнографическая хунта

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В тех случаях, как говорит моя жена, когда собачкам делать нечего - они лижут себе писю... А вот одна из европейских компаний пошла дальше! Она предлагает офисным работникам когда им нечего делать или у них понизилось настроение - теребить мошонку! И дамам и господам! Для этого они ...
Ночной рынок в Мёндоне: час назадP.S. Как же здесь сейчас ...
25.02.2010 12:33  Машину угнали, не дав дочистить её от снегаВ среду 24 февраля, около 19 ...
Эти картины чем-то похожи на взбитые сливки, а рецепт — прост: абстрагировавшись от новостей, Анна Березовская поселилась в своей собственной Вселенной в подмосковной студии, где превращает впечатления в картины. Березовская Анна родилась в городе Яхрома Московской области. По ...
Пятый день путешествия по Сокотре. Искупавшись в чудесной реке, чьи берега были обрамлены живописнейшими белоснежными каменными конструкциями, и отобедав в компании местных коз и стервятников, мы продолжили путь. Путь нам предстоял неблизкий - часа три, не меньше. А солце, тем ...