
21 февраля 1899 года впервые вышел в море первый в мире ледокол арктического


21 февраля 1899 года от причалов судоверфи в Ньюкасле-на-Тайне вышел в море первый в мире арктический ледокол "Ермак", построенный по проекту и под руководством адмирала С.О. Макарова.
Корабль с первой командой и капитаном Макаровым вышел в море, направляясь в Россию. Преодолев льды Финского залива толщиной в один метр, 4 марта корабль достиг берегов Кронштадта и был торжественно встречен: порт украсили флагами, команду приветствовал военный оркестр, собралось большое количество людей и ото всюду слышались восторженные речи.
Длина "Ермака" равнялась 97, 5 метров, а ширина – 21, 6 м. Стоит отметить, что скорость хода составляла 12 узлов, что являлось уникальным в XIX веке.
Через 5 дней, "Ермак" получает первое задание - в районе Ревеля во льдах стоят 11 пароходов. Ледокол успешно справился с этой задачей, вызволив пароходы и доставив их в порт столицы, после чего корабль встал у пристани Николаевского моста в Петербурге.
"Ермак" трижды отправлялся в полярные экспедиции. В 1899 году ледокол достиг Шпицбергена, и преодолев льды Заполярья, вернулся в Англию для устранения недостатков, которые обнаружились во время плаванья. Доработанный и усиленный в техническом плане «Ермак» вышел во вторую экспедицию, но ледокол получил большую пробоину и снова возвращается в Англию и встает на длительный ремонт. Специально созданная комиссия по расследованию этого случая сделала выводы о том, что мощностей корабля не хватает на далекие маршруты, и его ограничили плаванием в водах Финского залива. Макаров вместе с командой считали иначе и летом 1900 года они добились разрешения на третью арктической экспедицию к Новой земле. Но ледокол снова встретился с непроходимыми льдами. Экспедиции удалось лишь исследовать Землю Франца-Иосифа. Ледокол был настолько поврежден, что на этот раз «Ермаку» ограничили маршруты до Балтийской акватории, а вице-адмирала Макарова отстранили от должности.
Знаменитый ледокол отличился в трех войнах XX века. Он спасал целые эскадры кораблей из льдов во время Русско-Японской войны. Войдя в 1914 году в состав Балтийского флота, ледокол спасал множество судов разного калибра в Финском заливе. В 1918 году спас более двухсот военных кораблей, не дав таким образом немцам уничтожить Балтийский флот. После установления Советской власти, ледокол занимался перевозкой грузов в Балтийском и Белых морях.
Большую славу ледоколу принес 1938 год, когда во льдах Арктики замерз почти весь советский флот. Именно «Ермак» спас множество команд, уже не способных к самостоятельному плаванию кораблей и судов. Два месяца «Ермак» курсировал по всей Арктике, несколько раз пересекая ее с запада на восток, приняв участие в спасении знаменитого «Малыгина».
В 1941 году на "Ермаке" установили два 102-мм, четыре 76-мм орудия, четыре 45-мм зенитных орудия, четыре пулемёта. Он перевозил корабли на более удобные боевые позиции для обстрела позиций фашистов, участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов в Финском заливе. По окончании войны ледокол разоружили и вернули Главному управлению Северного морского пути.
В 1963 году ледокол списали, хотя его состояние требовало лишь небольшого ремонта и мог еще спасти не одну сотню кораблей. Его не сохранили даже как памятник-музей (в отличии от "Авроры") и в 1964 году корабль пошел на слом. Команда, которая служила на этом корабле в последние его годы передала музею "Морского флота СССР" фрагменты интерьера и предметы, которые находились на борту ледокола «Ермак».
В 1974 году построили жалкое подобие знаменитого ледокола с таким же названием, который сильно уступает своему предшественнику.
Несмотря на споры, которые велись до строительства легендарного ледокола, "Ермак" оправдал своё предназначение и за свою долгую службу вывел из непроходимых льдов около 500 судов различного калибра, спасая при этом тысячи жизней.
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_255771

или

|
</> |
