Есть ли у России своя "культурная перспектива"?
anlazz — 19.08.2024 На самом деле вопрос "потери Европы", потери "европейского культурного пространства" - который так пугает "отечественных" либералов явно, а пресловутых консерваторов и патриотов косвенно - это вопрос уже решенный. Потому, что да: Европа уже потеряна "в культурном плане" - вся великая европейская культура (без кавычек, потому, что реально великая) есть уже закрытый вопрос. Причем, Европа закрыла ее уже сама - в том смысле, что давно уже бросила т.н. "высокую культуру" в топку безжалостного масскульта. А потом и последний привела к логичному завершению в виде прекращение в унылое политкорректное мультукультуральное инклюзивное дегенеративное дерьмо.Но что же это означает? А означает это то, что свой шанс получают все остальные, незападные "культурные варианты" - те, что давно уже почти задавлены асфальтовым катком западного "масскульта". Потому, что пока "там" был Шварцнеггер, Том Круз и Шерон Стоун - а так же, к примеру, Битлз, Queen и The Rolling Stones, "Звездные войны" и "Утиные истории" ну и т.д. и т.п. - это было слишком круто для того, чтобы представить чего-то иное. А вслед за этим тараном - за "Шварцем" и Квином - шли такие монстры, как "Макдональдс" ("постоянно жри сладкую жирную доступную еду"), Файзер и Ко ("постоянно жри таблетки, без них ты не выживешь") и, главное, "кредитно-финансовый сектор" ("постоянно жри, потребляй все - в обмен на свое будущее").
И значит, разрушение западной культуры, самозаглатывание западным Змеем своего собственного тела - есть однозначно положительный момент. Однако после осознание этого возникает вопрос о "нашей культурной перспективе". В смысле - о том, что может предложить Россия, как минимум, себе взамен? Как не смешно, но обычно "российские патриоты" пытаются решить этот вопрос ... ну да, через создание "отечественных аналогов" того, что они привыкли видеть. Той самой западной культуры - но, разумеется, "в чисто русском виде". A la Russe - как это будет звучать "на патриотическом".
Кстати - это далеко не новое явление: еще в конце 19 века (при Александре III, а затем при Николае II) была устроена попытка создания "российской национальной культуры" aka "нациобилдинг". Явление крайне плодотворное, если что - по сути, вся "русская старина", от кокошников до матрешек, от балалаек до
В том смысле, что если вы видите чего-то "исконно-посконное" в том же искусстве, то с большой долей вероятности, это было сделано именно в указанный период. (Реальная "допетровская старина" мало сохранилась - с ней боролись более полутора столетий, безжалостно снося и уничтожая.) Впрочем, бывает и еще интереснее: оно может относиться к 1930-50 годам. (Например, практически все "русские танцы" поставлены Игорем Моисеевым. Кстати, и нерусские - например, украинские или грузинские - тоже. А уж про то, что огромное количество "русских народных песен" написано советским композиторами еврейского происхождения, кто только не поминал.)
Однако все эти случаи создания "своей культуры" - помимо огромного количества реальных достоинств - являлись именно что попытками адаптации "западного образца". Разумеется, они могли получить какие-то отличные от западных "глубинные смыслы" в этом процессе, но, в целом, стоит сказать, что выйти за границы "фаустовского мышления" во всем этом Русском Стиле было очень сложно. Потому, что если главным действующим лицом в "культурном поле" выступает субъект, действующий "во славу своих желаний", то не важно, одет ли он в английский костюм, в русский армяк или, скажем, в украинскую свитку. Важно то, что он действует во славу желаний!
Тем не менее, указанный выше "русский культурогенез" - помимо своей "главной цели", т.е., создания "Русского стиля" (a la Russe) - сумел породить еще и некую "боковую ветвь". Которая никогда, ни при каком режиме не поддерживалась властями и рассматривалась, как что-то серьезное - но при этом оказалась реальным (не имитационным!) зародышем совсем иного миропонимания. Я говорю о т.н. "Русском Космизме", возникшем в том же конце 19 столетия, что и указанная выше "русификация", и изначально рассматривающаяся, как некий курьез в плане "соединения" русского стиля и пресловутой теософии. (Не конкретно "учения Блаватской", а вообще, любви к различные "восточным практикам" в это время.)
Кстати, об последних: надо ли говорить, что "восточность" этих практик была такой же имитирующей, что и различные кафтаны-свитки в "Русском стиле". Потому, что главный смысл - "реализация желаний, как базис" - у всех этих теософов-оккультистов была однозначно западной. (Если честно, то "оккультные науки" вообще видятся мне вершиной западного миропонимания - тут западная свехидея "получить все за счет каких-то действий" обретает чистый и неприкрытый вид. В крайней форме - идет речь о прямом и открытом договоре с "силой, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо", как писал уже помянутый не раз Гёте.)
Так вот: в случае космизма мы видим - при всей внешней схожести - совершенно противоположные посылки. А именно: вместо абсолютизации порожденных в черепной коробке индивида импульсов тут "высшей целью" провозглашается Космос. Нет, не столько в смысле "космического пространства", "пространства за пределами земной атмосферы", где летают спутники и космические корабли, находятся планеты, звезды и черные дыры. (Хотя и это тоже важно.) А в смысле "упорядоченного мира", мира, вырванного из цепких лап Хаоса. (Того самого Мефистофеля, которому поклоняется западный человек.) Мира, в который должна превратиться Вселенная после бесчисленного времени старательной и методичной работы человека.
В своем "предельном случае" - как у Федорова - космизм приходит к идее преобразования не только пространства, но и времени. К тому самому "всеобщему воскрешению", которое, понятное дело, невозможно физически. (По крайней мере, с т.з. представлений современной физики.) Но при этом есть логическое завершения всего того "великого преобразования", которым с т.з. данного учения и является человеческая деятельность То есть, цель жизни вновь обретается, вновь становится "вселенской". (Напомню, что целью существования "западного человека" в конечном счете признали ... удовлетворение его сексуальных фрустраций. Да, именно так: несмотря на то, что "современная психология" давно уже формально отбросила "учение Фрейда", она все равно находится в рамках "выделенного им" пути.)
Но может показаться, что все это - ну да, пускай и не "чистая теософия", т.е. интеллектуальная игра отдельных лиц, но что-то к ней близкое. И рассматриваться, как вариант замены того "величественного здания", с которым сравнивают "западную культуру" (пускай сейчас это здание и забито очевидным дерьмом), было бы смешно. (Ну да: вы бы еще "поклонников аниме" в качестве альтернативы предложили. Хотя нет - "анимешников" на несколько порядков больше.) Но на самом деле это не так.
Потом, что: а) с одной стороны, к "русскому космизму" на деле могут быть отнесены не только те "источники", что прямо называют себя так; б) реально имеется много случаев указанного "неявного" распространения космизма в нашей реальности. Причем, самый яркий пример - это да, "тот самый" Космос, с его планетами и т.д. В смысле - его освоение, которое совершенно очевидно идет по "ветви": Циолковский-Цандер-Королев. (Что было бы, если бы не было того же Королева и других русских фанатов космонавтики, вдохновленных идеей "исследования мирового пространства реактивными приборами" - это отдельный вопрос. В любом случае, выбросить данный пример из Истории уже не получится.)
И, в целом, мы имеем возможность "запустить" свой реальный культурогенез вокруг "Полёта Гагарина" так же, как Запад запустил свой вокруг "Великих географических открытий" (почему именно ВГО ключ ко всему - я уже писал неоднократно), и создать не менее величественную, но при этом полностью "автономную" структуру! (Космонавт - а не пират, колонизатор, бизнесмен - должен стать в ее центре!) Но обо всем этом, понятное дело, надо говорить уже отдельно...
|
</> |