Если зайца долго бить

И тут неожиданно Александр Николаевич, всегда предельно уважительно относившийся к чужому творчеству любого уровня таланта, довольно пренебрежительно отмахнулся. Мол, бросьте, это чисто ремесло, тут есть свои технические приемы, по сути каждый может ими овладеть, никаких особых способностей не требуется.
Мои бабка и прабабка были теми, кого называли «вундеркиндами-звездами». Особенно популярное явление в конце позапрошлого – начале прошлого века. Обе окончили консерваторию в очень нежном возрасте, не было пятнадцати, после чего блистали с фортепианными концертами по всей Европе. Но действительно крупных исполнительниц мирового уровня из них не вышло, как и почти из всех вундеркиндов. Впрочем, возможно, тут наложились и ещё сложности и проблемы очень опасной кровавой эпохи, которая не оставила их своим вниманием. Однако сейчас точной истины уже не установить, как получилось, так получилось. В результате к шестидесятым они зарабатывали частными уроками музыки, всё-таки оставались профессионалами высочайшего уровня и считались одними из самых дорогих преподавателей Москвы.
Прабабка во многих отношениях была уникальным человеком. Сейчас не буду подробнее, тема отдельная, но упомяну только, что она в возрасте девяноста пяти лет умудрялась зарабатывать почти как академик. И основными её учениками были абитуриенты консерватории, которых она выбирала крайне придирчиво, я бы даже сказал капризно, не желая растрачивать свои силы на какую-нибудь посредственность.
А вот бабка как раз принципиально наоборот. Её клиентками в основном становились дамы среднего или даже выше возраста из тогда привилегированного класса, жены каких-нибудь генералов, директоров магазинов или партийных начальников, которые от скуки и пресыщенности материальными благами решали научиться играть на фортепиано, давно стоящем у них в гостиной и купленном исключительно как знак статуса и обеспеченности.
И её иногда спрашивали, зачем она это делает, хоть деньги, конечно хорошие, но не скучно ли возиться с таким континентом? И бабка обычно объясняла, что вовсе даже нет. А ей как раз очень интересно на спор с самой собой справляться с самыми, казалось бы, безнадежными случаями. Она постоянно повторяла, что сумеет научить играть Бетховена даже табуретку, а любимой её фразой была «Но, если зайца долго бить, он научится спички зажигать».
Но проблема в том, что бабушка не смогла своего любимого внука научить играть не то, что Бетховена, но даже самые простенькие песенки. Хотя очень хотела и старалось. А я знаю множество людей, которые не то, что экспромтом, но и за любое время, обучай ты их этому хоть тысячу лет, не смогут написать приличного четверостишия.
Так что, это всё, конечно, теория. Да, обучить можно кого угодно чему угодно. Но только при условии, что человек этому обучаем.
|
</> |