Семнадцать мгновений весны снова.. Как это смотрелось в СССР 70ых годов
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
И он в то время поразил бы советское общество не больше, чем, скажем, «Щит и меч».
«Мгновения» интересны другим.
Фильм Татьяны Лиозновой отразил стремление советских людей к буржуазности, к неброской красоте быта, к формированию образа жизни, характерного для общества потребления.
В этом смысле он был новаторским.
Вот Штирлиц прогуливается, не спеша, в хорошей, идеально подогнанной по фигуре одежде, которую не пришлось покупать из-под полы у фарцовщика.
Вот едет он на автомобиле в пригород Потсдама, где живет на природе в уютном особняке.
Вот открывает он ворота собственного дома, загоняет машину в подземный гараж, а затем возвращается и по-хозяйски неторопливо закрывает ворота.
Как истинный собственник, требующий соблюдения privacy.
А как уютен интерьер этого дома!
Вот чудно потрескивающий дровами камин, гревший душу советскому обывателю!
Вот аккуратная прислуга, которая приготовит ужин усталому господину, а после оставит его отдыхать в одиночестве!
Вот щедрый запас хорошего коньяка, бутылку которого можно достать из шкафа хоть ночью и не бежать за «фугасом» к грузчику из соседнего магазина!
Особо уютен этот дом в грозу.
Где-то за окном грохочет гром, буря бушует так, что свет, порой, гаснет.
А Штирлиц опустит плотно шторы, зажжет свечи, наденет мягкую теплую кофту и сядет за стол разгадывать присланную из Центра загадку.
Образ Штирлица раскрепостил семидесятника.
Коммунистическая идея возвышала тезис «раньше думай о родине, а потом о себе».
Штирлиц же жил так, что любой человек на родине ему позавидовал бы.
Но при этом заработал «Героя».
Бок о бок со Штирлицем шел пастор Шлаг – образец интеллектуальной буржуазности.
Шлаг не ходил в кафе «Элефант», чтоб пропустить рюмочку, но ходил в церковь и играл на органе.
Шлаг обладал огромной библиотекой, наделявшей его дом «профессорским» уютом, не менее значимым для многих, чем уют камина, коньяка и плотных штор.
Лично для меня он был даже привлекательнее Штирлица.
Я не знаю, естественно, задумывала ли Лиознова фильм именно таким.
И не знаю, стремились ли Тихонов и Плятт сыграть скромное обаяние буржуазии.
Но СССР 1970-х уже жил этим.
И не удивительно, что будущий пореформенный мир прорвался на экраны уже тогда – почти за 20 лет до реформ.
===========================================
Я даже в детстве это замечал, налаженный качественный быт в сериале у немцев
Я покопался в своих ощущениях (мне в 1973 было девять лет) - и точно - многое из представлений об эстетике быта ровно из этого фильма. А уборка на загородном участке в элегантном шарфике - прелесть просто))Да еще с информацией к размышлению!!!
Женский почерк талантливой Леозновой придал особый флёр фильму. Помню, что во время демонстрации фильма в Питере безлюдели улицы..
Тогда мне было 12 лет. Но от первых просмотров оставалось неосознанное чувство уюта той жизни (включая поездку в Швейцарию). И не было ощущения риска, который на самом деле был в работе шпиона. А рационально осмыслил я те юношеские ощущения в последние 10 лет. Когда вообще многие детские ощущения пытался осмыслить.
На меня (а было мне тогда 16 лет) в этом плане неизгладимое впечатление произвела сцена с генералом (Н.Гриценко) в купе поезда, а именно: эта непостижимая, таинственная (зритель так и не увидел как эта штука выглядит) и недоступная, а оттого столь желанная, салями в железной коробке.
Очень захотелось этой салями... хотя бы посмотреть.
А еще была ветчина, которой Щтирлиц заманил к себе пожилую фрау и Габи.
в Штирлице был эпизод, когда учили пить крепкий кофе, запивая его холодной водой.
А мы в детстве делали повязки со свастиками, изображали разведчиков.
Вот уж во истину- «Эстетика определяет этику»
Да, «эстетика - мать этики» (И. Бродский).
https://www.facebook.com/dtravin61/posts/437493636757054
|
</> |