Владимир Войнович,

топ 100 блогов marss202.08.2018
Скончался Владимир Войнович, человек с вечно обиженным лицом.
Войнович -- из тех авторов, которых я воспринимаю с трудом.
Сколько бы тебя ни убеждали в значимости того или иного персонажа, если его текст не цепляет ни эмоционально, ни идейно, ни технически, от прочтения останется чувство глубокого недоумения и разочарование потраченного попусту времени.
Знакомство мое с его творчеством началось в театре году в 90-м или 91-м, когда мы с подругой пошли на модную пьесу Войновича и Горина "Кот домашний средней пушистости".
Пьеса была насквозь вторична, разила за версту "Гаражом" Рязанова и Брагинского и была написана по мотивам повести Войновича "Шапка".
При этом постановка была "бомбой": на нее ломились (подруга достала билеты с переплатой), про нее писали...
А потом друзья позвали меня на творческий вечер Войновича.
.. Тем сильнее было ощущение разочарования от пошлости, перечисления обид, причиненных его отцу -- старому большевику и ему самому (обиды эти во многом напоминали пьесу про шапку; мне даже показалось, что если не пьеса, то сама повесть была своего рода психотерапией), и рассказа о мифических дворянских предках из Сербии, хотя на лице и налицо была видна Херсонская губерния и ее местечки.
В ту пору быть дворянином было модно.
Прямых доказательств не находилось, и тогда в архивах выдавали странные справки о предположительном родстве, которое могло бы быть подтверждено документами, если бы они не сгорели в огне революции / в огне Великой Отечественной / в огне бытового пожара конца 60-х.
Новоиспеченных дворян это устраивало. Войновича, похоже, тоже.
Во всяком случае его не смущало, что его отец, родившийся еще до революции, был из крестьянского сословия...
Все равно дворянин.
=========================================
На мой взгляд, у Войновича чудесные рассказы и повести 60-х годов и, может быть, чуть более позднего периода - "Хочу быть честным", "Путем взаимной переписки", а потом всё хуже и хуже. Знаменитая "Шапка", она же "Кот домашний какой-то пушистости" - местами смешно, но желчь портит сатиру и отравляет юмор.
Первая книга "Солдата Ивана Чонкина", написанная в 60-е годы, при всей ее вторичности по отношению к Швейку - остроумна, Он удачно вписался в перестроечное время с "Чонкиным" - книга была источником смеха над загнившим социализмом и ГБ. Следующие части читать невозможно.
"Москва 2042" -  хороший саркастический текст, в котором достается всем.
А уж с годами и вовсе стало понятно, что Сим Симыч Карнавалов - лучший (нерукотворный) памятник Солженицыну, ибо точнее суть этой личности передать сложно.

Войнович быстро уловил в Солженицыне бесконечную гордыню, презрение к чужому мнению, любование своими идеями, доходящее до самообожествления, восприятие себя как непогрешимого морального лидера, презрение к демократии и Западу, стремление стать вождем, вернувшимся из эмиграции на белом коне Глаголе. И  зло над всем этим посмеялся,
жуткий мир, который выстроил Карнавалов на обломках "коммунизма" - традиционализм в маразме

===============================================
Сатирик Войнович, был единственным человеком, точно предсказавшим, какого типа режим придет на смену СССР.
Либералы старшего поколения любят цитировать его "Москву 2042": про диктатуру бывшего офицера КГБ Лешки Букашева - сына дворничихи, закончившего университет и отправленного с разведзаданием в Германию (ничего не напоминает?), православно-коммунистического отца Звездония и тому подобное.
С литературной точки зрения Москва 2042 действительно так себе.
А вот с провидческой, увы, куда ближе к реальности, чем можно было представить в 80-е.
Фабула хромает и персонажи тоже.
Да и писалось это не как литературное произведение, а как пасквиль.
Пасквиль получился сильный.
Роман - так себе.
с предвидениями получилось сильно. Но к литературным достоинствам это никакого отношения не имеет.
Внезапно вдруг понял, что мы практически оказались в реальности, описанной Войновичем. причем, с интересными перекосами.
Войновича можно долго критиковать  за Чонкина, но с 2042 он очень хорошо проехался по нашей действительности

Раз уж Войнович один раз оказался пророком и предсказал путинскую Россию, то он ведь может оказаться пророком и во второй раз.
Потому что "Москва 2042" кончается тем, что на смену КГБ-режиму приходит нечто совсем другое.
Цитирую подробно:

"ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ

"Мы, Божией милостию, Серафим Первый, Император и Самодержец Всея Руси, данным Манифестом высочайше и всемилостивейше объявляем диявольское, заглотное и кровавое коммунистическое правление низложенным.
Зловонючая партия КПГБ распущена и объявлена вне закона.
Пропаганда коммунистической идеологии приравнена к числу тягчайших государственных преступлений.
Бывшие органы госбезопасности (служба БЕЗО) преобразовываются в Комитет народного спокойствия (КНС), главою которого назначается любезный Нам и Нашим верноподданным Богобоязненный христианин Леопольд Зильберович.
Всем бывшим коммунистам предлагается сдать свои членские билеты в губернские, уездные и волостные отделения КНС и пройти через церковное покаяние.
Всем остальным Нашим любезным подданным предлагается соблюдать спокойствие и порядок, выявлять заглотных коммунистов и плюралистов, уклоняющихся от регистрации и покаяния, проявлять бдительность и нетерпимость ко всем проявлениям лживой и мерзопакостной коммунистической идеологии.
С нами Бог!
Серафим Первый, Император и Самодержец Всея Руси".

... кроме того, изо дня в день публиковались бесчисленные указы, я их перечислю в том порядке, в котором запомнил:
1. Указ о создании специальной комиссии по расследованию
коммунистических преступлений.
2. Об отказе от уплаты иностранных долгов.
3. Об обязательном и поголовном обращении всего насущного населения в истинное православие. Во исполнение указа провести поэтапное крещение всех подданных Его Величества, используя для данного обряда моря, реки, озера, пруды и другие естественные и искусственные водоемы.
4. О переименовании всех городов, рек, поселков, улиц, заводов, фабрик, морских и речных судов, незаконно носящих имена коммунистических заправил.
5. Вся собственность на землю, производственные предприятия, средства производства и транспорт переходит в руки Его Величества и впоследствии общественными комитетами будет раздаваться бесплатно лицам, способным к производительному труду и уклонявшимся от сотрудничества с заглотным коммунизмом.
6. Паспорта и другие документы, выданные безбожной властью, упраздняются и заменяются единым видом на жительство.
7. Об упразднении паровых, механических и электрических и других средств передвижения с постепенной заменой их живой тягловой силой, для чего крестьянам предлагается немедленно заняться выращиванием лошадей, быков, ослов и шотландских пони.
8. Об отмене наук и замене их тремя обязательными предметами, которыми являются Закон Божий, Словарь Даля и высоконравственное сочинение Его Величества Преподобного Серафима "Большая зона".
9. О введении телесных наказаний.
10. Об обязательном ношении бороды мужчинам от сорока лет и старше.
11. Об обязательном ношении длинной одежды. Под страхом наказания мужчинам вменяется в обязанность носить брюки не выше щиколоток. Ширина каждой брючины должна быть такой, чтобы полностью закрывала носок. Женщины должны проявлять богобоязненность и скромность. Платья и юбки также должны
быть не выше щиколоток. Ношение брюк и других предметов мужской одежды лицами женского пола категорически воспрещается. В церквах, на улицах и других публичных местах женщинам запрещено появляться с непокрытыми головами. Уличенные в нарушении данных правил женщины будут подвергаться публичной порке, выстриганию волос и вываливанию в смоле и в перьях.
12. О запрещении женщинам ездить на велосипедах.
13. О восстановлении буквы "ъ" в русском алфавите.
Было много всяких других указов: о порядке хлебопашества, о введении в армии новых чинов и званий, о запрещении западных танцев и много чего еще - я, к сожалению, запомнил не все".

Ха-ха то оно, конечно, ха-ха,
===================================================


Многие вспоминают историю с Солженицыным.
Дело в том, что когда Войнович приехал в эмиграцию, он рассчитывал первым делом объехать издательства и получить с них гонорары за все многочисленные издания его книг, которые там вышли. И если англоязычные издательства что-то выплатили, то с русскими оказалось всё не так просто.
Юлили, врали, отводили глаза.
Юрист, которому Войнович в свое время поручил какие-то гонорары аккумулировать у себя, тоже ушел в несознанку.
Особенно хорошо нажился на Войновиче Никита Струве: его издательство YMCA-Press не только выпустило огромным тиражом "Чонкина", но и бойко торговало правами на переводы.
Владимир Николаевич сгоряча заявил Струве, что подаст на него в суд.
Дальнейшее приведем со слов самого Войновича:

"...И вдруг звонит мне в Германию Юрий Штейн. Который считается родственником Солженицына, поскольку его жена Вероника Туркина приходится бывшей жене Солженицына Наталье Решетовской двоюродной сестрой.
- Слушай, я тут был у Исаича в Вермонте, а к нему как раз приехал Струве и жаловался на тебя, что ты собираешься подать на него в суд.
Так вот Исаич просил меня передать тебе его мнение.
Он мне его продиктовал и хочет, чтобы ты его записал.
У тебя карандаш и бумага есть? Записывай.
Я сказал: "записываю", хотя делать этого не собирался.
О чем потом пожалел. Все-таки документ следовало бы сохранить в подлинном виде.
Но я не записал и воспроизвожу по памяти.
Послание никакого обращения не содержало.
Ни имени-отчества, ни просто имени и уж, конечно, принятого эпитета вроде "дорогой" или "уважаемый", а начиналось прямо со слова "стыдно".
"Стыдно русскому писателю судиться с издателем из-за гонораров". И что-то еще в этом духе, кратко, грубо и выразительно...
- А у тебя есть бумага и карандаш? - спросил я вкрадчиво Штейна.
- Есть! - отозвался он по-военному.
- Тогда запиши мой ответ. Приготовился?
- Приготовился.
- Пиши...
Мой ответ был тоже кратким и очень невежливым. Меня потом некоторые люди спрашивали, как же это я посмел? А вот так и посмел".

Если не ошибаюсь, ответ Войновича Солженицыну был таким: "Иди на хуй!" Если я в каком-то слове тут ошибся, литературоведы меня поправят.

Потом вышла книга В.Войновича "Москва 2042" и все, конечно, узнали в Сим Симыче Карнавалове Солженицына.
В диссидентских кругах, еще вчера вполне дружественных, на Войновича обрушился просто вал критики.
Даже такие умные люди, как мать и дочь Чуковские, обвинили его в том, что он написал "Москву 2042" специально, чтобы отомстить за "Стыдно русскому писателю..."

Войновичу вдогонку даже пришлось целую книгу писать, объясняя свое отношение к Солженицыну и что нельзя искать у персонажа литературного произведения стопроцентный прототип. Кстати, в этой книге он пишет, что американская организация "Интернейшнл Литерари Сентер", созданная специально для закупки и распространения книг, запрещенных в Советском Союзе, отказалась распространять "Москву 2042", потому что в ней - пародия на Солженицына. Однако я был в Нью-Йорке на складе этого "Интернейшнл Литерари Сентер", и мне "Москву 2042" собственноручно выдала работавшая там жена упомянутого выше Юрия Штейна. Издательство "Ардис".

Кисо обиделось или мнение Солжи на тему "Москвы-2042" Войновича. ("Угодило зернышко промеж двух жерновов" 1987 года ("Новый мир" No4, 2001) Попробуйте прочитать это вслух:

"В прошлом Войновича - сверкающее разоблачение соседа по квартире, оттягавшего у него половину клозета, - дуплет! - сразу и отомстил и Золотой Фонд русской литературы. Впрочем, Войнович хотя и очень зол на меня, и это прорывается даже в прямых репликах, но он все-таки не Флегон. Книга о будущем Советского Союза повторяет Оруэлла робко, и советский мир подан не смешно - но неплоха небрежность повествования в сочетании с динамичным сюжетом. Кое-где она и весела, забавно видеть свое смешное и в самой злой карикатуре... Да вот недотяг: не нашлось у Войновича самостоятельной живой находки, покатил все в том же гремливом шарабане: что я страшно-ужасный вождь нависающего над миром русского национализма. В резких сатирических чертах обсмеяна наша замкнутая вермонтская жизнь, что ж, посмеемся вместе, хотя обуродил меня за край. Что Войновичу удалось - это создать у читателей иллюзию, что он таки был у меня в Вермонте, пишет с натуры, - кто ж искуражится сочинять такое от копыт и до перышек?"

Войнович обнародовал своё письмо к «Светочке дорогой» - жене нашего, понимаете ли, Премьера Медведева – Светлане Владимировне.
Вкратце его едкое и местами даже желчное послание, расцвеченное всякими словесными прибамбасами, на которые так горазд престарелый литератор, заключается в последней фразе:
«Если Вам впредь захочется выразить кому-то письменно хорошее или плохое свое отношение, обращайтесь к нему как частное лицо, пишите от себя лично, но ни в коем случае не от инстанции, в которой не состоите».
Дело в том, что супруга Дмитрия Анатольевича имела неосторожность изложить свою эпистолу на правительственном бланке и отправить её по адресу в казённом конверте.
Сие обстоятельство сильно, видать, задело Войновича, и он решил публично не то, чтобы выпороть, но так, предметно проучить сиятельную даму хорошим манерам. А чего, он же инженер человеческих душ, ему можно…
По этому поводу один еврейский сайт, выставивший письмо, добавил следующее: «Войнович, недавно отметивший 85-летие, конечно, не ждал от российских властей почестей, сравнимых с теми, которыми был одарён справивший 80-летие Иосиф Кобзон. Да, собственно, и вообще никаких не ждал».
Ой, разлюбезные, только не надо нам мозги пудрить: он не ждал! Что б я так жил, как он не ждал!
Обнародовав своё письмо, обиженный до глубины души «неисправимо плохой патриот» - так сам себя Владимир Николаевич величает - лишний раз железно подтвердил, что он ничем не отличается от героя своей же повести «Шапка» - Фимы Рахлина.
Тот был недоволен головным убором из «кота домашнего, средней пушистости», а наш герой втуне возмущён письмом премьерши.
Ему, видать, хотелось заполучить «шапку из кролика, сурка, ондатры, а то даже и пыжиковую»!
То есть, быть поздравленным Премьером или даже самим Президентом.

Осмелюсь утверждать, что принципиальность у Войновича развилась после того, как на него наехала Советская власть.
Он был до мозга костей шестидесятником, а значит при всем стремлении к свободе, справедливости, правде - допускал свое существование внутри системы и по правилам системы.
Первые повести Войновича, как и Аксенова, - бодрый соцреализм. "Возьмемся за руки друзья..."
А в 1972 году Войнович издал в серии "Пламенные революционеры" роман о Вере Фигнер, террористке, участнице двух покушений на Александра II.
Она там у него весьма положительный персонаж.
При этом "Чонкин" уже был написан, что характерно.

Советская власть сама своими руками лепила антисоветчиков.
Чем больше она наезжала на писателей, художников, театральных деятелей, тем более они ее ненавидели.
Лучшие публицистические страницы Войновича написаны как ответ на очередную обиду, нанесенную ему Советской властью.


Узнав о смерти Войновича хотел было написать, что умер последний "шестидесятник", но нет, жив еще Анатолий Гладилин.
Поколение творческих пустоцветов (в большинстве) с вечной фигой в кармане и Высокой Гражданской Позицией.
Был такой шестидесятник/семидесятник Гелий Рябов который написал сценарии для таких телефильмов как «Рождённая революцией» и «Государственная граница», а сам втихую искал могилу Романовых
Как раз то, что они в шестидесятые искренне приняли и полюбили- по женски так, "артист не мужчина, он женщина" (с) - коммунизм и Родину.
А когда Родина их коммунизмом не обеспечила- любовь превратилась в ненависть по принципу "поматросил, гад, и бросил".
И, как мне кажется, поколение это заслуживает даже некоей жалости. Они долго сражались с СССР, СССР рухнул, но из его обломков выползло нечто гораздо более отвратительное (для них).

Войнович давным-давно кончился как писатель. Кстати, вовсе не потому, что он отдал все творческие силы борьбе с советской властью, а просто на него, как и практически на всех "русских-советских" художников, в конце 80-х годов обрушился творческий кризис, из которого никто из них выбраться так и не смог, тем более, что затем их накрыло взрывной волной от крушения Советского Союза.
Они даже могли одобрять эту катастрофу, ликовать по ее поводу, но перестали быть творческими единицами.
=============================================

Если считать Войновича поэтом (НА ПЫЛЬНЫХ ТРОПИНКАХ)
еще из общеизвестных песен - Комсомольцы 20 года и Рулатэ.Но он писал и стихи - не песни. Неплохие.
Вот, например, из Рулате - крылатые строчки:

В жизни всему уделяется место,

Рядом с добром уживается зло.
Если к другому уходит невеста,

То неизвестно, кому повезло.

Вот, например, неплохое 58 года:
Голову уткнув в мою шинель,

авиационного солдата,
девушка из города Кинель

золотцем звала меня когда-то.

Ветер хороводился в трубе,
а она шептала и шептала…
Я и впрямь казался сам себе
слитком благородного металла.

Молодость – не вечное добро.
Время стрелки движет неустанно.
Я уже, наверно, серебро,
скоро стану вовсе оловянным.

Но, увидев где-то у плетня
девушку, обнявшую солдата,
я припомню то, что и меня
называли золотцем когда-то


Есть песня ФУТБОЛЬНЫЙ МЯЧ НЕ ЗНАЛ ЛЮДСКИХ СЕКРЕТОВ (тоже Войнович)--совершенно забытая.

17 июля 1981 года, Мюнхен
"Моим читателям придется сдавать в макулатуру по 20 кг. Ваших сочинений, чтобы получить талон на одну книгу о солдате Чонкине".
Чувак не понял ,что отзеркаливает тексты Брежнева.
 Интересно, что Войнович в 1981 году думал ,что в освобожедной России сохранится  сбор макулатуры на дефицитные книги.

Когда умерла Ирина Даниловна, Войнович необъяснимо для многих вскоре женился на вдове брежневского пропагандиста-международника Томаса Колесниченко, корреспондента "Правды" в США. Она его и похоронит, потому что больше в России у него никого не осталось.
(с) сеть

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жизнь продолжается, девочки и мальчики. Живем дальше! ...
Есть фотографии, которые облетели весь мир. С каждой из них связана целая эпоха. И я хочу показать вам, комрады, восемь самых известных кадров в истории человечества. Ли Харви Освальд и его винтовка Ли Харви Освальд снайпер, который убил Джона ...
Донецк, 10 июн – ДАН. Выездная ярмарка со сниженными ценами в рамках реализации гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса прошла сегодня на контрольно-пропускном пункте «Майорск» вблизи Горловки. Вот у людей лафа! И так продукты на Украине стоят дешевле, так им еще и ДНР ...
Люблю я такие посты. Когда искомая модная вещь – одновременно одна из самых любимых и до дыр заюзанных в моем собственном гардеробе. Душевнее что ли писать получается... В общем, не суть важно. Сегодня предлагаю в 100500-й раз поговорить о кэжуале во плоти. А именно о свитшоте с ...
Удивительно, что страна, которая сама провоцирует Майданы по всему миру не смогла предотвратить собственного. С другой стороны США часто страдает от ураганов, а этот майдане в ряд ли страшнее урагана, а значит что уже совсем скоро мы о нём и не вспомним. Но это моё мнение. Признаться ...