Если вдруг тебе взгрустнется

топ 100 блогов olga_srb09.11.2022 Когда долгими осенними вечерами мне становится грустно, я достаю черный лакированный чемоданчик, в котором хранится домашний архив. Это случается так редко, что встречи с прошлым можно смело назвать долгожданными. И я устраиваю их не для того, чтобы развеселиться, а ради чувства опоры, которую важно иметь человеку.

Самим фактом принадлежности к тому, что уже завершилось, прошлое производит релаксационный эффект «все пройдет», а то, что у любого прошлого есть продолжение в настоящем, вселяет оптимизм и веру в будущее.

Если вы еще не поняли, какими неисчерпаемыми ресурсами обладают ушедшие времена, безотлагательно приступите к ознакомлению с ними. Это приятно, полезно и увлекательно.


И начать я советую с родильного дома – места, где каждый из нас сделал первый вдох и возвестил миру о своем пришествии.

В минувшие выходные я перечитала все записки, написанные с 31 мая по 7 июня 1968-го года – в период, когда мы с мамой были в роддоме.

Все они хранятся вместе с медицинской книжкой новорожденного.

Если вдруг тебе взгрустнется vzgrustniotsia1.jpg

Их всего двадцать семь: двадцать записок - «туда» (от папы и бабули), семь записок - «оттуда».

Читая эти строки, я медленно погружаюсь в те далекие дни, в их светлую атмосферу счастья…

Я хорошо знаю почерк папы и бабушки, и без труда отличу их авторство от миллионов других.

Вот папины записки:

Если вдруг тебе взгрустнется vzgrustniotsia2.jpg

А вот бабулины:

Если вдруг тебе взгрустнется vzgrustniotsia3.jpg

По некоторым деталям можно легко вообразить то время, его бытовые нюансы и подробности.

Вот, например, цитата из папиной записки. В скобках я разместила свои комментарии к тексту, выделив их курсивом.

«Иринушка, когда тебе принесут кормить нашу большую крошку?
(я родилась весом 4 кг 100 г, так что на самом деле если и была крошкой, то весьма крупной).

Она, вероятно, и не знает, сколько мы о ней думаем.
(это участь всех младенцев – не догадываться о тех хлопотах, которые сопровождают их появление).

Мы (имеется в виду папа и бабуля) уже приготовили сюрприз крошке и тебе – купили кроватку. Правда, она наша (то есть отечественного производства, что зачастую означало не самое лучшее качество), но очень симпатичная!».

Из этой записки я узнала, что бабуля связала к моему рождению ажурные туфельки (видимо, пинетки) и «милую шапочку с бантиками».

В те дни, когда папа писал эти строки, он вступал в партию (не знаю, надо ли уточнять, что в коммунистическую?), и сделал фотокарточки для будущего партийного билета.

Слева от них, в конце одной из записок, сохранился его «автопортрет».

Если вдруг тебе взгрустнется vzgrustniotsia4.jpg

Кроме потока нежностей и описания трогательных приготовлений к нашему возвращению домой, в записках упоминаются такие моменты, которые кажутся мне очень любопытными.

Как известно, сейчас практически все беременные женщины и их окружение заранее знают пол ребенка. По этому поводу даже устраивают шоу (так называемые гендер-пати), на которых интрига превращается в инструментально-диагностированный факт.

В конце 1960-х годов никаких ультразвуковых исследований не проводилось, и пол новорожденного становился известен только в ходе родов.

Конечно, будущие родители строили предположения и подбирали имена (обычно сразу два – женское и мужское), но, судя по запискам, мои этот вопрос практически не обсуждали.

В записке от их друзей явственно звучит вопрос: «Как назовете, решили?».

И как объяснить папину фразу «Иришка, как бы ты хотела назвать нашу замечательную девочку»?

И далее: «Мне хочется, чтобы у нашего маленького было замечательное имя».

Желание папы исполнилось: Оля – замечательное имя.

То, что папа написал «маленького», а не «маленькой» объясняется легко: меня не ждали.

Точнее: ждали не меня.

В поздравительной открытке к 8-му Марта, то есть за три месяца до моего рождения, папа желает маме большого счастья, здоровья и самого главного – Максимку.

Друзья, а ведь это обо мне…

Если вдруг тебе взгрустнется vzgrustniotsia5.jpg

Прочитав это пожелание, я вспомнила рассказы родителей о том, что во время беременности они были убеждены, что родится мальчик.

Представляю их удивление, когда из утробы вырвался не какой-то там Максимка, а Ольга Вячеславовна!

Правда, в записках папа многократно подчеркивает свою радость от того, что родилась именно девочка. И я его понимаю: мне девочки тоже нравятся больше.

Судя по тому, что папа неоднократно интересуется, как бы мама хотела назвать дочку, решение было принято не сразу.

В один из первых июньских дней она написала записку на промокашке, и там впервые появилось мое имя.

Если вдруг тебе взгрустнется vzgrustniotsia6.jpg

В записках, датированных после 4 июня, меня уже все называют «маленькой Оленькой».

Из маминой записки, написанной на следующий день после родов, я узнала, как она ждет нашей встречи: «Так хочется убедиться, что это не сон».

Маму положили в шестиместную палату. Все находящиеся в ней стали мамами в один день – в пятницу, 31 мая 1968 года, и на первое июня оставались «прикованными к постели и зависимыми от няни».

На кормление детей приносили 6 раз в сутки.

Описанием моей внешности я полностью удовлетворена, а то, что «девочка хорошо кушает» - истинная правда: я как начала в 1968-ом году хорошо кушать, так и продолжаю, не останавливаясь.

Примечательно, что в первые дни (31-го мая и 1-го июня) папа безмерно радуется моему появлению, а бабуля тому, что у ее дочери «всё позади». Это и понятно – мама всегда остается мамой, хотя любить внучку больше, чем любила меня бабуля, невозможно.

Если вдруг тебе взгрустнется vzgrustniotsia7.jpg

Ее записка от 3 июня полна не только радости по моему поводу, но и теплой заботы о маме: «Ира, почему ты ничего не пишешь, что бы тебе хотелось поесть? Мы ломаем голову, что тебе принести, и как было бы хорошо, если бы ты написала».

Кстати, мама писала: «Еще раз прошу много не приносить!».

Вспоминая свой опыт пребывания в роддоме (двадцать лет спустя), могу сказать: я не стеснялась заказывать любимые блюда. По моей просьбе мама каждый день привозила мне порцию жареного карпа.

А моя мама, вместо того чтобы заказывать разносолы, попросила передать ей стрептоцид, валокордин (в качестве снотворного), пудреницу, лимон, бумагу для записей, карандаш и марлю, так что проблему гостинцев заботливые родственники решали по своему усмотрению. Записку от 3 июня бабушка направляет маме в палату № 16 (это была «инфекционная» палата, в которую маму перевели из-за подъема температуры) и завершает такими словами: «Ира, посылаю тебе угря. Ты же его очень любишь (мама до сих пор любит копченых угрей). Подойди к окну – я буду ждать, где раньше стояла, когда ты махала из 24-ой палаты».

Последнее предложение напоминает нам о том, что возможность связаться по телефону, а тем более по видеосвязи, появилась относительно недавно. Раньше их роль выполняло махание рукой.

Правда, и общение через оконное стекло было проблематичным.

На своей записке мама пишет: «Разговаривать через окно не могу. Гонят».

Если вдруг тебе взгрустнется vzgrustniotsia8.jpg

Теперь я знаю, что за ту неделю, что мы с мамой находились в роддоме, к нам постоянно приходили разные делегации родственников и друзей. Все махали руками и пытались рассмотреть меня и маму через оконное стекло. В большинстве случаев – безуспешно.

Общение осуществлялось следующим образом: посетитель передавал записку и ожидал письменного ответа. При самом благоприятном раскладе роженица отправляла ответное послание.

Любые проникновения посторонних (к ним относились все, кроме рожениц) в родильный дом жестко пресекались.

Новоиспеченные папаши считались не родителями, а потенциальными носителями бактерий, поэтому немедленно выдворялись за парадную дверь.

В записке от 2-го июня папа сетует: «Вчера пытался пройти к тебе, но на втором этаже меня перехватили».

Перехватили! – вот какая бдительность. А вы говорите «партнерские роды»…

Кстати, и передачи принимали не каждый день.

Например, две бутылки простокваши удалось передать только 4-го июня (а не 3-го, как папа пытался сделать).

Даже стрептоцид приходилось переправлять очень странным способом: «Ирочка, мама придет в 18:10-18:15 к окошку, в которое я бросал таблетки. Она молодец, все разложила по пакетикам: чепчики отдельно, распашонки отдельно, пеленки отдельно».

Бабуля, конечно, молодец, а вот таблетки в окошко – это неправильно.

Однако поговорить с врачом молодые отцы могли. Во всяком случае, папа сообщает, что «еще раз разговаривал с зам. главного врача, и он сказал, что если анализы будут хорошие, т.е. не будут найдены показатели прогрессирующего процесса (вероятно, воспалительного), то через 1-2 дня выпишут под расписку».

Косвенно из текста следует, что анализы планировалось взять у мамы, которая несколько дней температурила, из-за чего сильно нервничала. Переживания касались моей судьбы: детей, чьи матери попадали в инфекционный блок, автоматически тоже переводили в «инфекцию», то есть для моего здоровья это перемещение могло представлять опасность.

Мама так сильно волновалась, что несколько записок от папы и бабушки буквально пропитаны всевозможными «успокойся» и «делай все, что скажут врачи».

Врачам в СССР доверяли.

Здорово, что мама сохранила эти записки.

Из них я узнала и о том, как в начале июня папу приняли в кандидаты в партию, и о том, что его коллеги подарили нам коляску, и о приготовлениях к ремонту, и о книжке «Наш ребенок», и о других подробностях жизни, частью которой я уже была.

Есть ли в ваших домашних архивах подобные раритеты?


View Poll: #2120942

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Помните знаменитые желтые бочки с квасом или пивом, которые до самого конца СССР и немного времени потом стояли возле магазинов, на рынках и у людных остановок? Так вот, это не просто бочки на колёсах, это весьма крутое советское изобретение, которое очень вдумчиво и грамотно ...
Девственность, мужественность... А вот мы сейчас проверим отношение к этой теме. Вопрос к мужчинам: - представьте, что ваша женщина вдруг превратилась в девственницу. ну, по щучьему веленью. как вы отреагируете? это вас раздосадует? порадует? что? ...
Уважаемые сообщницы, порекомендуйте качественные книги про обольщение мужчин, психологии поведения, правилах разговора, одежды. Из раздела, какой должна быть женщина, чтобы выйти ...
Дошло наконец-то. Петляло долго. Или не попадало в нужные двери. Ну да ладно. Видимо для мыслей у наших такие же дороги, как и знаменитая беда. Хорошо, хоть достучалось. С борщевиком быстро получилось. Наверняка чьё то чадо обожглось нехило. Со столицей долго колосились.... Чё там ещё из ...
Креативный мастер Марк Сиян (Marc Sijan) создает необычные сюрреалистические скульптуры, которые выглядят как настоящие люди.На них даже видны вены, мелкие волоски и поры на коже, которые говорят обычно об уникальности каждого человека, и кажется, ...