­
­

Еще раз про потребление

топ 100 блогов anlazz10.01.2023 К предыдущему посту .

Кстати, если рассматривать вопрос формирования и социальной роли потребностей, то важным будет учет не только того, что "пришло". (В смысле: какие потребности появились и когда.) Но и того, что "ушло" - то есть, тех потребностей, которые уже не играют роли. Поскольку это не менее важный процесс в "потребительской динамике".

Причем, что удивительно - скорость "выведения" очень часто может превысить "скорость введения". В том смысле, что по мере заполнения рынка те или иные виды потребностей становятся не нужными производителям - со всеми вытекающими последствиями. Самый яркий пример тут, разумеется - это т.н. "борьба с курением". А точнее - просто отмена этого самого курения, как процесса, которая произошла где-то в промежутке с 2003 по 2013 год. За это время одна из казавшихся чуть ли "примордиальной" "суперпривычка" - да, именно так, находились люди, которые пытались уверить в том, что "курить табак - естественно" (ну да, вопрос времени открытия этой культуры при этом опускался) - стала уделом если не маргиналов, то, по крайней мере, ограниченного круга "любителей".

Ну, тех, кто действительно разбирается во вкусах разных сортов табака и покупает машинки для набивания папирос. (Или, даже, имеет коллекцию трубок.) "Массовое" же курение - то, что доминировало до середины 2000 годов - ушло в историю. На самом деле мы до сих пор еще не поняли фундаментальность данного момента, ведь до указанного времени человечество почти сто лет безрезультатно пыталось победить подобный "порок". Для этого использовалось все: начиная с церковных проповедений и заканчивая созданием разнообразных лекарств "для отучения". Ну и конечно же, действовала огромная армия т.н. "психологов и психотерапевтов", которые разрабатывали многочисленные "методики" отказа от потребления табака, проводили бесконечное количество сеансов и изымали из карманов не менее бесконечное количество денег. Но результат все равно оставался нулевым.

Последний момент, кстати, прекрасно говорит о "качестве" современной "психологии" - точнее, поп-психологии - но данный момент мы рассмотрим уже отдельно. Тут же хочется только указать на то, что сам факт практически полного исчезновения "привычки потребления" - которая до этого казалась вечной и чуть ли не природной - не только прекрасно показывает: что же тут первично, а что вторично. Но и практически один в один совпадает с "динамикой" исчезновения других "вечных привычек".

Например, сейчас так же "почти исчезла" фотография, то есть, занятие по "специальному" "остановлению моментов" в виде статичной картинки. (Изначально на фоточувствительном материале, затем на цифровом носителе.) Конечно, можно сказать, что на ее место пришло бесконечное селфи - но это будет уже не то. В том смысле, что - как уже не раз говорилось - селфи, в отличие от фотографии не предполагает качества картинки как таковой. (Еще раз: речь идет не просто о "смартфонном фото", а именно о "фотографировании себя фронтальной камерой", в котором невозможно получить нормальную композицию в принципе.) Можно даже сказать, что селфи - это "антифотография", это отрицание всех фотографических канонов. (Да что там - это отрицание вообще всего изобразительного искусства в принципе.)

Или, например, уже помянутая меломания. Коя давно уже выродилась и в плане устройств воспроизведения: пресловутые "капельные наушники" могут давать хороший звук еще в меньшей степени, нежели вытянутый на руке смартфон может дать хорошую картинку. И в плане контента: пресловутый "современный рэп" не может быть признан музыкой даже условно. (Поэзией, кстати, тоже. Но исчезновение поэзии из песен - это довольно давний процесс.)

Нет, конечно: остались еще меломаны в "прошлом смысле слова" - а то и "ультрамеломаны", те, которые выкладывают десятки тысяч долларов за пресловутые "провода из акустической (!!!) меди". Но данная категория - так же, как и оставшиеся фанаты фотографии (порой даже - фанаты "аналоговой" фотографии) - это, опять таки, удел ограниченного круга любителей. Большинству же современных людей вопрос "динамического диапазона воспроизводимых частот" глубоко фиолетово.

Или, скажем, та же "компьютерщина" - в смысле стремление получить "наиболее производительный ПК" - которая так же осталась где-то в позапрошлом десятилетии. Сейчас же главная "мечта" - это наличие пресловутого "надкусанного яблока" на крышке ноутбука, что автоматически поднимает его в "премиум сегмент". Вне реальных характеристик. (Со смартфонами, кстати, происходит то же самое: есть Apple, и есть "все остальные" - т.е., "андроиды" практически без разбора на отдельные бренды. Ну, возможно, "Самсунг" еще имеет какое-то значение, но оно так же падает.)

Кстати, забавно - но на этом фоне идет снижение и пресловутой "игромании", т.е., массового увлечения компьютерными играми. (Включая консольные.) Разумеется, данные момент еще не особо заметен - хотя "средний возраст игрока" уже приблизился к 40 годам, т.е., главным инструментом привлечения людей к "игре в компьютер" давно же стала психологическая инерция. (А главным способом получения прибылей "производетелей игрового железа" давно уже стал пресловутый "майнинг", что, в общем-то, показывает истинную суть происходящего. Но об этом будет чуть ниже.)

И так можно сказать очень много про что: про автомобили, которые все более становятся "смартфонами на колесах", про одежду, которая все больше становится "мешковатой и свободной" (для упрощения производства и упрощения подбора модели "для себя"), ну и т.д., и т.п. В том смысле, что многие области потребления, еще вчера выглядевшие "смыслом жизни" для миллионов, постепенно "ветшают" и теряют всякую привлекательность. И оказывается, что "прежние короли" были голы, что они ничего не давали людям, что последние могли спокойно прожить бы без них.

В отличие от действительно важных вещей - таких, как образование, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д. А главное: в отличие от возможности планировать жизнь на сколь-либо длительное время, что реально необходимо для самого воспроизводства человечества. (В современном мире - где такового нет - нет и воспроизводства: коэффициенты рождаемости во всех "развитых странах" ниже уровня простого воспроизводства. То есть, проще сказать: все "развитые страны" вымирают.) Но понятно, что предложить последнее современный мир не сможет никогда: для этого надо было бы убрать конкурентно-иерархическую основу его устройства. Примерно то же самое можно сказать и про иные "большие системы": они в текущей ситуации могут только деградировать, поскольку порождены были в совершенно иных условиях. (В период господства "тени СССР".)

Но понятно, что говорить об этом надо уже отдельно. Тут же можно только сказать, что указанное выше разрушение прежних "потребительских моделей" после того, как производители теряют интерес к их "надуванию" - то есть, к активному "пропихиванию" в массы посредством агрессивных рекламных и маркетинговых кампаний - прекрасно показывает, что реальные потребности и потребности "осознанные" относятся к совершенно различным категориям. Причем, это касается и текущего состояния, и состояния в прошлом.

И на самом деле тот же "настоящий маскл-кар" из 1970 так же "необходим" человеку, что и современный "колесный смартфон", а "крутой писюк" 1990 годов ничем в плане значимости не отличается от современного "яблочного смартфона". В том смысле, что это все только способы заставить людей работать на том направлении, что необходимо "экономическим акторам" - а никак не наоборот. И - что самое неприятное во всем этом - в принципе возможно делать это (заставлять) даже при практическом отсутствии "потребляемого продукта", т.е., при сведения потребления исключительно к "этикетке", к "бренду" и даже просто "идее".

Как это происходит со знаменитой "зеленой дурью", при которой начинается потребляться "отсутствие потребления". Ну да: "давайте меньше мыться ради спасения природы" - это такая же "продажа", как и бесконечные предложения "шампуней от перхоти". (На самом деле отсутствие/наличие и того и другого ничего в жизни человека не меняет.) А уже идея "борьбы с Россией" стоит всех этих "горячих предложений" и "самых современных образцов" по значимости. (То есть, люди так же готовы трудиться ради убийства русских, как и ради покупки очередного ненужного фактически им дерьма.)

Впрочем, понятно, что это так же уже отдельная тема.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Барбара Брыльска ...
Почитал вчера немного обсуждение у avva высказывания Зеленского о Палестине . А сегодня позвонил маме, и она мне тоже сказала, что у них обсуждают Зеленского. То есть это, видимо, действительно стало новостью в Израиле... или, может, только в русскоязычном Израиле. Я также ...
В тёплое время года в приюты часто приезжают гости, и многие из них сразу нацелены на долгие, активные прогулки с собаками. А как же кошки?! Во многих приютах кошки тоже есть, и с ними можно и даже нужно знакомиться и общаться. Давайте узнаем, как живут кошки в приютах и чем им можно ...
Новая антироссийская методичка поступила к чубатым ботам, «светлоликой» либерде и левакам, задействованным в информационной войне против нашей страны. Теперь распространители ...
Как хорошо всё-таки, что я таки решила завести свой ЖЖ! Я вот заметила, что даже с учетом того, что потрачено на написание постов, куча времени всё равно экономится – меньше отвлекаюсь на чтение всяких глупостей, потому что есть френд-лента, в которой главное, конечно - это посты самой ...