Еще раз о сравнении РСФСР и РФ
anlazz — 19.08.2019 По наводке товарища Буркина-Фасо увидел любопытную статистику. Точнее «статистику» - в смысле, материал из «Комсомольской правды», очевидно, должный (по замыслу авторов) показать современную РФ в благоприятном свете. Причем, к чести «комсомольцев» (хотя какая у них честь?), в приведенной таблице они постарались быть «максимально объективными». В том смысле, что привели не только очевидно положительные изменения, произошедшие за последние 30 лет - вроде увеличения производства количества легковых автомобилей. Но и чугуна и даже снижение добычи нефти.Получилось довольно забавно. В том смысле, что указанная таблица, должная по разумению авторов свидетельствовать о «капиталистических победах», в реальности показывает совершенно обратное. Однако это не мешает нашим «лоялистам» приводить ее в качестве предмета гордости. Дескать, пускай стали и чугуна мы плавим меньше, нежели в РСФСР – ну да, сталь и чугун есть одни из самых нелюбимых вещей для современного обывателя – однако по легковушкам, а так же мясу мы обошли проклятых коммуняк. Правда, при этом не учитывается, что данный «обход» совершился за тридцать полноценных лет, в течение которых неизбежно должен был происходить «естественный прогресс» - ну, а точнее, совершенно неестественный рост капиталовложений в соответствующие отрасли. (О последнем я недавно писал.) В результате чего производство продуктов питания увеличивалось все советское время.
И, скажем, с 1955 по 1975 год производство мяса в РСФСР выросло более, чем в два раза. (С 3 млн. тонн по 7 млн. тонн. Данные из сборника «Народное хозяйство РСФСР за 60 лет.) По сравнению с этим прошедшее увеличение с 9,8 до 10,7 млн. тонн выглядит, как издевательство. Нет, разумеется, тут надо понимать всю сложность прошедших лет – во время которых большая часть предприятий (в том числе и сельскохозяйственных) вообще исчезла. (На фоне этого можно даже признать, что современная Россия достигла определенных успехов.) Однако сравнивать данные достижения с тем, что делалось в советское время – это очевидный признак бездумия. Разумеется, это касается не только мяса – но и всего остального. Скажем, рассматривая увеличение количества построенного жилья с 72,3 млн. кв. метров в год до 75,3 млн. кв. метров нелишне помнить, что в уже указанный период 1955-1975 годов данный показатель вырос с 51 млн. кв. метров до 61,9 млн. кв. метров. (И это ведь только государственное и кооперативное строительство без учета ИЖС – которое в указанное время активно происходило в сельской местности.)
Впрочем, есть в приведенной «статистике» и очевидно забавные места. Скажем – то же увеличение «сбора зерновых» с 102,8 млн. тонн до 113, 2 млн. тонн, таинственно происходящее при сокращении посевных площадей и одновременном… падении урожайности. (С 28,1 ц/га до 27,2 ц/га.) Разумеется, понятно, что так получилось и- за «высокого профессионализма» «комсомольских авторов», кои в качестве посевных площадей взяли «общий» показатель для всех культур, но интерпретировали его именно по отношению к пшенице. (Урожайность которой и указали.) Поэтому в действительности данная информация может свидетельствовать исключительно о росте специализации нынешнего сельского хозяйства – которое чем дальше, тем очевиднее начинает ориентироваться на работу с «внешним рынком».
Ну, а что касается урожайности пшеницы – т.е., собственно, той самой эффективности сельского хозяйства, о которой так любят заявлять «лоялисты» - то тут можно, например, сравнить, как выросла она за уже не раз помянутый период 1955-1975. (С 7,4 ц/га по 13,5 ц/га.) Ну, или, скажем, с 1975 по 1988 год. (С 13,5 ц/га по 28,1 ц/га. Данные из сборника «Народное хозяйство РСФСР в 1988 году».) Кстати, можно так же увидеть, за счет чего произошло увеличение «экспортного потенциала» с/х – в том смысле, какие культуры оказались, прежде всего, выброшенными из производства. (Прежде всего, это гречиха с ничтожной урожайностью в 5,1 ц/га. Валовой сбор которой упал с 511 тыс. тонн. в 1988 до 211 тыс. тонн в 2018.) Кстати, это не сказать, чтобы не ожидаемо: гречки сейчас едят на порядок меньше, нежели лет тридцать назад – естественное изменение «пищевых привычек» в связи с переходом к городскому уровню жизни. На Западе, кстати, подобный продукт вообще не употребляют. (Есть какой-то минимум потребления среди любителей ЗОЖ, но он ничтожен.)
Кстати, по этой же причине посадки данной культуры снижались и в СССР. Так же, как и производство картофеля – производство которого с 1965 по 1985 снизилось с 51,5 млн. тонн по 38 млн. тонн. То есть – данный процесс так же естественен, и начался еще в СССР. Другое дело, что подобные изменения не происходят мгновенно – ну, и конечно же, а в пресловутые 1990 годы потребление картофеля достаточно сильно выросло. (Тогда большинство населения вообще питалось чуть ли исключительно с собственных огородов и дач.) Поэтому нынешнее снижение картофелеводства – которое «лоялистами» рассматривается, как несомненное достижение современного режима – в реальности таковым не является. (Тут еще можно было стоит сказать о достаточно важном моменте, состоящем в том, что большое потребление данного овоща является характеристикой многодетных семей, число которых значительно сократилось за последнее время – но это будет уже излишним.)
И да – надо еще помянуть про овощи, которые в данной таблице (почему-то) не показаны, однако часто подаются в качестве преимущества капитализма. В том смысле, что рост производства данной сельхозпродукции в СССР (а точнее, РСФСР, поскольку мы рассматриваем именно ее) происходил достаточно активно. Скажем, по 1970 по 1988 год валовой сбор овощей тут вырос с 9,1 до 11,1 млн. тонн. В настоящее время этот показатель составляет 13,6 млн. тонн. (Т.е., за 18 советских лет производство овощей выросло на 2 млн. тонн, а за тридцать постсоветских – на 2,5 млн. тонн.) Разумеется, для современной экономики и это хорошо, но считать данный показатель сколь либо значимым достижением, понятное дело, нет никакого смысла. Другое дело, что резко возрос импорт – но с точки зрения экономики данный момент выступает, скорее, серьезной проблемой. (Да и в случае с РСФСР стоит учитывать наличие производства в других республиках СССР, а так же торговлю со станами СЭВ.)
Впрочем, приводить те или иные «достижения современной РФ» - и сравнивать их с достижениями, полученными при советской власти – можно бесконечно долго. (Скажем, упоминаемый Буркина Фасо занимается этим чуть ли не каждый день – поэтому если кому интересно, то пусть заходит в его блог .) Поэтому можно только еще раз указать на то, что даже при особом желании показать современные достижения – как это хотели сделать авторы из «Комсомольской правды» - сделать это оказывается очень и очень непросто.
P.S. Ну и еще – традиционное дополнение. В том смысле, что, разумеется, данная таблица – помимо уже указанных «лоялистов», желающих гордиться нынешним «режимом» - привлекает и огромное количество людей, любящих утверждать, что «советская статистика лжет». Поскольку «никакого мяса в стране не производилось – ведь в магазинах его не было». Однако спорить с данными людьми нет смысла – все давным давно уже было сказано. В крайнем случае, можно приводить фотографии с рыночных развалов середины 1990 годов, заваленных продуктами в условиях, когда реальное их производство скатилось почти в ноль. Поскольку лучшей иллюстрации того, от чего же в реальности зависит пресловутое «рыночно изобилие», найти трудно. Для наиболее непонятливых, впрочем, скажу прямо: от наличия платежеспособного спроса. В том смысле, что если товар никто не покупает, то он неизбежно будет валяться на витрине, создавая красивую картинку – и проблемы продавцу.
|
</> |