Эрих Мария Ремарк - Три товарища


Вообще, я многого начиталась об этом произведении - наверно, даже слишком, и вполне вероятно, что именно поэтому не смогла воспринять её адекватно: без лишних ожиданий, иллюзий, постоянного поиска "ну где же начнётся то самое откровение?". Очень простенькое произведение, написанное до безобразия скупым языком, с плоскими героями и не менее плоскими чувствами, в которые совсем не верится - всё какое-то пластмассовое, не настоящее, наигранное и слишком алкогольное.
Я совсем не ожидала, что в книге будут столько пить - ром и коньяк в каждой главе, на каждой странице, у каждого героя на языке и в желудке, отравляет печень всех и вся без разбору и жалости. Мне вообще сложно представить две вещи: как можно столько пить и как может у человека не быть других вариантов проведения досуга? При этом человек, работающий в такси, посреди своего рабочего времени спокойно идёт в бар с таким же таксистом - и употребляет алкоголь как будто так и должно быть. Я в праведном гневе.
Меня очень удивило то, насколько книга скучна - события развиваются медленно, первую половину повествования - так вообще никак не развиваются, какое-то действие худо-бедно начинается после двух третей, да и то слишком предсказуемо. Любовная линия до одури пресная - такая спокойная любовь поражает - где страсть, экспрессия? Жизнь где? Истории о второстепенных героях гораздо ярче и жизненнее, действительно трогательны и забавны, в отличии от основной сюжетной линии.
Три товарища, которые по идее должны быть вполне равноправными - не особо впечатляют своей дружностью. Действительно удивляет и вызывает восхищение только Отто Кёстер, который демонстрирует то лучшее, что может испытывать один человек по отношению к другому, который по-настоящему жертвует во имя дружбы, самоотверженно готов идти на выручку и мстить за товарища. Ну а непосредственно главный герой - Роберт Локамп - деревянное подобие мужчины, вообще не вызывает никаких эмоций - ни отрицательных, ни положительных, причём его несостоятельность проявляется не только в любви, но и в дружбе - такое ощущение, что его друзья постоянно занимаются опекой несмышлёного Робби, показывая как нужно водить машину, где нарвать цветов и каким образом раздобыть денег. Собственно, возлюбленную он избрал себе в масть - холодная и аморфная Патриция Хольман создана для того, чтоб вызывать к себе жалость и только, бедный маленький воробушек - не только телесно, но и интеллектуально, судя по её поступкам.
В итоге, мне довольно странно - что же такого в этой книге, почему такой бешеный успех? Есть истории о дружбе гораздо более настоящие и впечатляющие. Есть рассказы о любви на порядок более проникновенные и трогательные. Есть притчи о смерти намного более жизнеутверждающие. Мистика какая-то. А может - просто хороший пиар?..
|
</> |