Энергетические грёзы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В нашей Корпоративной Школе (в просторечье - «Кошка») весьма качественное преподавание литературы (любых литературей, на всех изучаемых языках), но при этом — добровольное.
В действительности, мы всё же считаем свинством принуждать людей читать чьи-то отвязные художественные фантазии — если вовсе нет к тому никакого интереса. И да, культурный багаж культурным багажом, но в этом мире вполне можно прожить, так и не узнав, на каком балу Наташа Ростова впервые поцеловалась с поручиком Ржевским.
Тем не менее, оттачивать коммуникативные навыки всё-таки надо. Учиться внятно излагать мысли всё-таки надо. И на своём языке, и на прочих. Поэтому сочинения пишут все, так или иначе. Но кому категорически неинтересны чужие литературные фантазии — пишут на какие-нибудь вольные темы. Преимущественно — глобальные.
Одна из самых популярных — что будет с миром и с нами, если всё-таки удастся надыбать легкодоступный и универсальный источник энергии. Даже не токамак с положительным выходом, а вот в идеале — этакий аннигиляционный чудо-реактор. Этакая коробка в погребе, куда бросаешь лопату песку — и «ёлочка зажгись» на год вперёд.
Довольно интересные встречаются у детишек соображения. Главное, есть понимание, что будут как плюсы — так и минусы. Как выгоды — так и риски.
Для начала, конечно, это произведёт революцию во всём материальном производстве и в качестве жизни. Всё — сделается сильно дешевле, поскольку для всего, так или иначе, требуется энергия. А где её раньше требовалось слишком много, и это было слишком дорого — теперь дорого не будет. Хоть трансмутацию элементов на дому делай — да в три ряда себе вставляй золотые зубы из свинцовых грузил (ну, правда здесь одной только энергии будет недостаточно, тут всё же нужны будут ещё кое-какие технологии, ну да не важно).
Сельхоз — будет иметь все шансы уйти под землю, в уютные пещерки с подогревом и фитолампочками, чтобы не зависеть от превратностей погоды и не травить реки стоками всяких гербицидов. И вообще — пусть на полях лошадки пасутся. А то и — пусть леса обратно вернутся, а там зайчики и волчишки, чтобы гулять нескучно было.
Радикально изменится представление об удобных местах для проживания на планете.
Исчезнет понятие «водного голода» на пустынных побережьях. Какой, к чёрту, дефицит воды — когда опреснительные установки будут практически дармовыми? Ну, с бесконечной дешёвой энергией — и Сахару оросить как нефиг делать.
Также — вырастет привлекательность островов.
Сейчас — там имеется проблема с пресной водой. Ибо, когда нет высоких гор, об которые бы шкрябались тучки — дождики редко проливаются, и ненадёжно. Но опреснительные установки — зарешают. Тут ещё вот Илонушка наш Маск с доступным спутниковым Инетом пошире развернётся — и станет Полинезия шикарней Кот д’Азуров.
Впрочем, это-то — сравнительно мелкий будет географический эффект.
А вот что немелкий — можно будет забыть о «борьбе с Глобальным Потеплением».
Поскольку оно на самом деле состоится — и ударными темпами.
Когда появится возможность задёшево греть огромные ныне пустующие земли в Канаде и Сибири — конечно, этой возможностью воспользуются. И всем плевать будет, что на этот счёт думает Грета Тунберг. И даже мысли Эла Гора — всем будут пофиг. Погрел лапы на «лекциях» о спасении шарика, заработал Нобелевку своим балабольством — и хватит с него, пусть отдохнёт.
Тут такие перспективы откроются, что вся эта алармистская шобла — вместе взятая и близко столько не стоит. Дойдёт до дела — борцунов с Глобалвормингом просто перещёлкают, если попробуют встать на пути (ну потому что давно уж они достали своим мракобесным кликушеством, давно уж руки чешутся дать им укорот, но — изюма не было, выгоды в том не было, а теперь будет).
При этом нужно понимать, что энергия — это оружие. Может использоваться как оружие.
Всякие скорчеры и бластеры — остаются уделом фантастических книжек и фильмов, поскольку требуют чудовищной энергии. Такой, какой нету под рукой у отдельно взятого человека.
Не было.
Но вот с появлением персональных аннигиляционных реакторов — она появится.
Уж во всяком случае, накачивать лазер, установленный на крыше хибарки — никаких проблем.
И с одной стороны, это хорошо, когда так радикально повысится частная вооружённость граждан.
Ведь главный фактор демократии, главное условие прав и свобод — это вовсе не «уровень зрелости» социума. Забудьте эту чушь: её кто-то брякнул не подумав, наблюдая какую-то другую планету.
Главный (а возможно, и единственный) фактор демократии, главное условие прав и свобод — это распределение летальных средств.
Когда они широко представлены в индивидуальных частных руках — общество тяготеет к взаимоуважительному диалогу, государство не борзеет. Ибо есть понимание, что если люди как-то радикально не сумеют договориться, и если одни люди, называясь «государством», попробуют по беспределу нагибать всех других — то будет бойня. Гарантированная и кровавая.
И это хорошо, что она будет, ибо лучше уж Армагеддон, чем «Северная Корея», но ещё лучше — взаимоуважительно договариваться (поигрывая при этом пальцем на предохранителе).
А когда государство обретает ту иллюзию, что не получит в рыло за свою борзость — оно борзеет всенепременно, это просто его природа: расширяться и увеличиваться при любой возможности.
Это хорошо понимали Отцы-Основатели, когда вводили Вторую Поправку в американскую Конституцию.
И её смысл — не в том, что граждане имеют право держать дома пестик против грабителей (хотя и это тоже). А в том, чтобы в обществе имелись независимые от государства вооружённые силы, достаточные для гарантированно опустошительной гражданской войны. Такой войны, какой никто всё же не хочет — а потому будет шанс, что люди будут стремиться договариваться по-хорошему, а государство не будет борзеть и скатываться в тиранию.
Ну и это-то нашим детишкам расписывать не надо, это и так очевидные соображения (для всех, кроме психически больных хоплофобией), поэтому, конечно, рост частной вооружённости благодаря лазерам на крыше — это большой жирный плюс.
Но и некоторый риск, конечно, тоже создаёт рост частной энерговооружённости — приводящий к росту просто вооружённости.
Вот, помнится, в пятидесятые — имелся изрядный романтический энтузиазм на тему ядерных реакторов.
Предполагалось, что скоро ими будут снабжаться не только морские суда, но и поезда, и самолёты, и даже автомобили.
И были такие проекты.
Но на практике, помимо стационарных наземных АЭС, дело ограничилось лишь очень небольшим числом крупных морских судов, причём преимущественно — военных (надводных и подводных).
И дело тут не только в экономических соображениях, но и в оценке рисков.
В действительности, мало кому захочется увидеть сообщение: «Сегодня сомалийские пираты захватили атомоход».
Ну, слишком уж стрёмная штука — ядерный реактор. Хоть государственному владельцу, хоть частному — придётся его охранять, и добротно. Во избежание конфузов, способных шокировать всю планету.
Но даже если наш аннигиляционный реактор сам по себе не будет так уж опасен, если он не способен будет взорваться с моментальным высвобождением чудовищной энергии и выбросом хрен знает каких излучений — всё равно производимая им энергия может использоваться для запитывания оружия.
Тот же лазер на крыше. Или даже не лазер, а, скажем, генератор СВЧ. При достаточной мощности — он способен прямо в небе устраивать уткам микроволновку. А может — и самолётам (да, пилот не зажарится «по-сычуаньски», металлический корпус сэкранирует, в целом, но вот при очень большой мощности излучения — всё-таки можно доставить проблем).
И оно-то хорошо для противовоздушной обороны своей хибарки, но всё-таки — вероятно, потребуется такие вещи как-то застраховывать, ответственность за всякое безосновательное, хулиганское их употребление.
Новые возможности — новые проблемы. Всегда так. Селяви.
Какие ещё не всем желательные последствия этого чудо-реактора видят наши детишки?
Ну, традиционная энергетика — понятное дело, просто за бортом остаётся. Многие люди лишаются работы. Впрочем, найдут. Хотя бы — в установщики чудо-реакторов пойдут, когда в принципе инженерное дело знают худо-бедно.
Конкретно в России (и не только) это может создать ещё одну проблему: теплоснабжение жилых домов, которое сейчас, в большинстве случаев, осуществляется от ТЭС. Там отработанный в турбинах пар нагревает вторичный водяной контур, а от него — уже идёт тепло в дома.
Если ТЭС упразднить (а это, естественно, произойдёт при внедрении компактных и дешёвых аннигиляционных реакторов) — одно время будет кризис с горячей водой.
Впрочем, он легко решается электрическими водогреями. Тем более, когда энергия настолько подешевеет.
Далее, наши школьнички пускаются в рассуждения о том, с чьей стороны приходится ожидать наибольшего противодействия внедрению этого чудо-реактора.
В младших классах — конечно, пишут, что главными «злодеями» будут нефтегазовые корпорации.
Но с возрастом приходит понимание, что люди, ориентированные на прибыль — умеют искать новые её источники, а не строго прикипать к тому, что «бог послал» или «на роду написано».
Поэтому именно корпорации, сколь угодно нефтегазовые — скорее, постараются примазаться к успеху нового направления, вложиться в перспективное дело.
Вот государства-петрократии — эти скорее будут втыкать палки в колёса.
Но и многие прочие этатистские, патерналистские силы — будут стараться затормозить внедрение новшества просто на охранительском инстинкте, «абы чего не вышло».
Впрочем, когда инновация действительно востребована, то, как показывает практика, она внедряется безотносительно того, что думают про неё государства, радетели за общее благо, или ещё какая фиглярская сволочь.
По хорошему счёту, Интернет — был неудобен многим «охранителям», в разных странах.
Но фактически держать его под контролем — не получается даже у Китая, несмотря на все колоссальные старания. Лишь только возникает хоть немножко платёжеспособный спрос — и услуга прорывается к потребителю через все запреты и препоны.
Могут сказать, что в Северной Корее всё же властям удаётся решить вопрос с ограничением Инета — но там просто нет платёжеспособного спроса, они просто слишком(!) нищие.
Впрочем, уверен, что по мере развития спутникового Инета — и там он будет продаваться нелегально, а любого мусора, который всерьёз попробует встать на пути — грохнет нарождающаяся на этом деле мафия. Ибо у неё-то будет реальный, козырный интерес, а у мусора что? Щенячье стремление услужить Хомячку? Реальный интерес — всегда побеждает абстрактные мании, и это хорошо, на том Прогресс стоит, на том Цивилизация зиждется.
Ну или — сотовая связь. Вещь, кардинально изменившая нашу жизнь в считанные десятилетия. Вот просто разделила на «до» и «после». До такой степени, что все фильмы тридцатилетней давности — автоматически начинают восприниматься как «хроники палеолита», когда там герои томятся неведением о судьбе друг друга, вместо того, чтобы взять трубу и набрать номер.
Надо ли говорить, что не все приветствовали всеобщую «мобилизацию» населения?
«Ну вот как-нибудь, понемногу, только тем, кому надо по службе, а всем-то — зачем? Кабы чего не вышло!»
Похуй!
Есть спрос, есть предложение, — а чьи-то «нехотелки» идут лесом.
Как сказал поэт: «Не стой на пути у высоких чувств, А если ты встал — отойди, Это сказано в классике, Это сказано в календарях, об этом знает любая собака: Не плюй против ветра, не стой на пути».
А чувство верной наживы — это очень высокое чувство, очень сильное чувство, и на его пути только самоубийца может вставать.
Ну и с чудо-реактором — будет так же, как с Инетом, как с сотовой связью.
И выгод, конечно, заведомо больше, нежели рисков.
Осталось дело за малым: только его изобрести. Чтоб это не «цыганщина» была вроде творения Росси — а реально работающий реактор. Чтоб вот лопату песку туда — и считай мегаватты.
К слову, есть хороший критерий, как отличить реально работающий чудо-реактор — от «цыганщины».
Реально работающий, да чью работоспособность можно продемонстрировать — не то что за годы, за недели выкупили бы, а уже через считанные месяцы — запустили бы в производство.
Это лишь в фантазиях Маркса капиталисты скупают патенты, чтобы положить их под сукно, во избежание «кризиса перепроизводства».
Но Маркс, он хотя и башковитый был шелкопёр, а из капиталистов — сколько-нибудь прилично знал только одного. Да и тот был Энгельс. Поэтому Маркса могут почитать за знатока капиталистических нравов — лишь те, кто знает этих ребят ещё меньше.
В реале же, когда капиталист проникается сознанием, что появилось некое снаряжение, качественно превосходящее то, каким он пользовался до сих пор — он только после обширного инсульта положит купленный патент под сукно.
А в нормальном состоянии рассудка — он постарается реализовать как можно скорее. И плевать ему на пресловутый «кризис перепроизводства». Это — будет у конкурентов, которые вынуждены будут продвигать свою дорогую продукцию, сделанную на устаревшем оборудовании, против дешёвой продукции этого парня, сделанной на модерновом-патентованном оборудовании.
Но вот если протормозишь с внедрением — тогда-то и получишь у себя «кризис перепроизводства», когда твоя продукция окажется неконкурентноспособна. Ибо ты-то, конечно, если полный дебил — можешь инновацию и похерить, а конкуренты — вряд ли все окажутся такими дебилами.
И даже если ты купил патент — тебе не помогут крики: «А вот у меня всё схвачено, а вот я вам запрещаю!»
Да пока ты судиться будешь — они уже тебя обставят. Ибо бумажки бумажками, а реальность — это реальность.
И если кто-то один изобрёл некую полезную штуку — значит, и кто-то другой вот-вот допрёт до неё, независимо. Это закон жизни и развития науки.
Поэтому, закон вменяемого капиталиста — хватай удачу за хвост, пока дают, а не пытайся тот хвост оторвать и в чулан запихнуть. Там — моль сгрызёт и шерсть осыплется в небытие.
Короче, изобретения, которые действительно делают жизнь лучше, которые реально востребованы — их бесполезно пытаться «запретить».
Но попытка запрета — может стать смертным приговором для тех этатистов и патерналистов, которые попробуют это сделать.
Впрочем, думаю, с чудо-реактором, когда он действительно появится — таких дураков не найдётся, чтобы вставать на пути Экспресса Прогресса.
Пока же — ну, помечтать об этом остаётся. Но мечты — питают амбициозное юношество, которые мы взращиваем.
Может, и не будет из наших детишек гениальных изобретателей (это редкое, всё же, явление), но уж поддерживать прогресс — они смогут.
Даже если сейчас разгорится Третья Мировая и привычный нам мир накроется жирной вагиной (вот как в анимации The Wall) — будет кому возрождать Цивилизацию в пустошах Фоллаута.
И я, вообще-то, не шучу и не утрирую, когда говорю, что «Лучше Армагеддон, чем Северная Корея».
Но ещё лучше — всё-таки торжество здравого смысла и взаимоуважения к правам и свободам, конечно.
Энергетическая суверенность личностей и домохозяйств — могла бы стать важным шагом в эту сторону. Необходимым даже.
Осталось, повторю, дело за малым: изобрести чёртов чудо-реактор.
«И сделать с той фанеры ероплан, и лететь к такой-то матери кудой подальше с ентого колхозу!» (И я не Россию имею в виду, если что — тут-то ещё терпимо, когда уродство законов искупается необязательностью исполнения).
|
</> |