Елизавета Дмитриева

топ 100 блогов a_poli20.04.2012 Вы думаете виртуальная влюбленность - это детище социальных сетей? Виртуальная любовь вспыхивала задолго до появления Интернета. В 1909 году в редакцию петербургского журнала «Аполлон» пришло необычное письмо. Конверт, запечатанный черной сургучной печатью с девизом «Vae victis!» («Горе побежденным!»), бумага с траурным обрезом. Письмо, на французском, подписано буквой Ч., к нему приложено несколько стихотворений. Редактор журнала, сноб и эстет, сразу оценил стихи. В них его больше всего заинтересовала автобиографические полунамеки...

Елизавета Дмитриева



Поэтесса продолжала посылать стихи в "Аполлон". Она не только посылала письма, но еще и звонила главному редактору. Она как бы проговаривалась о своей пленительной внешности, о своей участи загадочной и печальной. Впечатление подкреплялось изящным почерком, запахом духов. Обратного адреса на письмах не было, но голос в трубке для Маковского звучал обворожительно, удивительно, пленительно. После нескольких телефонных бесед Маковской уже знал, что у Черубины рыжеватые кудри, бледное лицо, а походка чуть прихрамывающая.

Елизавета Дмитриева

Вся редакция «Аполлона» была заочно в нее влюблена и завидовала Маковскому – единственному, кто мог с ней разговаривать по телефону. Художник Константин Сомов предлагал с завязанными глазами приехать к ней домой, чтобы написать портрет таинственной красавицы. Черубину много раз пытались вычислить – то проводили опрос во всех особняках на Каменном острове, то дежурили на вокзале, когда она должна была уехать за границу, то присылали ей приглашение на выставку, где надо было расписываться в гостевой книге. Все было напрасно.
Тем временем Маковский признался: «…убедился окончательно, что давно уже увлекаюсь Черубиной вовсе не только как поэтессой». Когда девушка уехала на две недели в Париж, намекнув, что подумывает постричься в монахини, а по возвращении молилась всю ночь на каменном полу и заболела воспалением легких – Маковский чуть с ума не сошел от беспокойства.


Е.Лансере. Фронтиспис к циклу стихов Черубины де Габриак.1910

Елизавета Дмитриева

Примерно в это же время выяснилось, кто была загадочная Черубина. К Маковскому явился Кузмин и рассказал, что таинственная «инфанта» – поэтесса Елизавета Дмитриева, частенько бывавшая в редакции. Маковский позвонил по ее номеру – и ему действительно ответил необыкновенный голос Черубины. Вечером она пришла к Маковскому в гости. Влюбленный редактор долго уговаривал себя, что не важно, что роковая красавица всего лишь простая русская девушка, «пусть даже окажется она совсем "так себе", незаметной, ничуть не красивой»; главное – ее очарование, ум, талант, душевная близость… Но визитерша его ужаснула. «В комнату вошла, сильно прихрамывая, невысокая, довольно полная темноволосая женщина с крупной головой, вздутым чрезмерно лбом и каким-то поистине страшным ртом, из которого высовывались клыкообразные зубы. Она была на редкость некрасива. Стало почти страшно. Сон чудесный канул вдруг в вечность, вступала в свои права неумолимая, чудовищная, стыдная действительность».

Елизавета Дмитриева

История Черубины закончилась. Закончилась сказка виртуальной любви. Для Маковского все-таки внешность была не на последнем месте.
Но не смотря на свою некрасивость Лиля Дмитриева не была обделена мужским вниманием. Тут и Волошин, и Гумилев. Кстати, имя Черубина де Габриак было придумано Волошиным. Сначала это звучало, как Ч. де Габриак. Габриаком (вернее, габриахом) назывался найденный на морском берегу виноградный корень, похожий на добродушного черта. Позже Ч. превратилось в Черубину. Загадка – зачем вообще Волошину понадобилась эта мистификация. Не исключено, что Волошину просто захотелось посмеяться над снобом Маковским, мечтавшим, чтобы сотрудники приходили в редакцию «Аполлона» в смокингах и приглашали балерин из Мариинского театра.

Елизавета Дмитриева

Успех Черубины де Габриак был кратким головокружительным, но кратким. В 1911 Елизавета Дмитриева вышла замуж за инженера-мелиоратора В. Н. Васильева, приняла его фамилию и уехала с ним в Туркестан. Позднее много путешествовала побывав в Германии, Швейцарии, Финляндии, Грузии — в основном по делам «Антропософского общества». Антропософия стала главным её занятием на все последующие годы и, видимо, источником нового вдохновения. В 1915 Черубина вернулась к поэзии: в новых стихотворениях понемногу исчезло её прежнее «эмалевое гладкостилье», а на смену пришло обострённое чувство ритма, оригинальные образы, ощущение некоей таинственной, но несомненной духовной основы новых образов и интонаций. Многие стихотворения были религиозными, но уже не католическими стилизациями, а искренними, отражающие поиск пути для собственной души поэта, стремящейся к покаянию и очищению.

Елизавета Дмитриева

В 1921 поэтессу вместе с мужем арестовали и выслали из Петрограда. В вину ей прежде всего ставили приверженность антропософии. Она оказывается в Екатеринодаре, где руководила объединением молодых поэтов и знакомится с Самуилом Маршаком. Совместно с ним она рабола над детскими пьесами (сборник пьес позже переиздавался четыре раза).

Елизавета Дмитриева

В июне 1922 она вернулась в Петроград, работала в литературной части Петроградского театра юного зрителя, занималась переводами с испанского и старофранцузского (главная переводческая работа — выполненная в 1923 и опубликованная в 1934 - старофранцузская повесть в стихах «Мул без узды» Пайена из Мезьера), писала повесть для детей о Миклухо-Маклае «Человек с Луны». Оставив работу в ТЮЗе, закончила библиотечные курсы и служила в Библиотеке Академии наук.

Елизавета Дмитриева



В 1926 начинались новые репрессии по отношению к русским антропософам, и год спустя в доме Дмитриевой был произведен обыск, во время которого разорен её архив. Поэтессу выслали в Ташкент. В ссылке она продолжала писать стихи, постоянными темами которых стали мистические переживания, одиночество, любовь, обречённость, тоска по родному Петербургу. В 1927 по предложению близкого друга последних лет, китаиста и переводчика Ю. Щуцкого, Дмитриева создала последнюю безобидную мистификацию - цикл семистиший «Домик под грушевым деревом», написанный от имени вымышленного ссыльного китайского поэта Ли Сян Цзы.

Умерла Елизавета Ивановна 5 декабря 1928 года в ташкентской больнице им. Полторацкого. Была похоронена на Боткинском кладбище города Ташкента.


Елизавета Дмитриева




по мотивам вот этого поста



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Когда в конце прошлого года я купил себе "мойку воздуха", меня обуревали сомнения - а будет ли работать, а зачем мне именно это, а если не подойдет - смогу ли я вернуть ее в магазин и так далее. Про злоключения с магазинами, где на сайте есть, по факту - нет я даже не хочу описывать. ...
если кто волновался, как там у мух дела с проектом продвигаются, то они его уже ...
Пока на Земле творится чорт знает что, с соседнего небесного тела приходят куда более оптимистичные новости. Сегодня там успешно совершил свой первый полет первый марсианский вертолет Ingenity, что в переводе с марсианского означает "Изобретательность". Летал, правда, невысоко и ...
Сегодня в банк зашел, чтоб за март аренду за магазинчик свой заплатить, а там народу много, ну я на скамеечку присел, жду свою очередь. Так то я аренду в начале квартала плачу, но недавно уведомили, что за март уже новая цена аренды, так что «надо доплатить». Делать нечего - придется допла ...
...