Загадочные картины мира. Воз сена

В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...


Центральная часть
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена
движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми
чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне,
горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или
дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично
и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. Никто,
кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного
присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.
Возможно, картина иллюстрирует старинную нидерландскую пословицу:
Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет.
Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим
божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему
Всевышним. Основное внимание уделено одному из смертных грехов —
погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном
значении слова, куда входят понятия «стяжательство», «корысть»,
«жадность»), различные ипостаси которой обозначены движущимися за
возом и вокруг него людьми. Владыки светские и духовные, следующие
за возом в чинном порядке, не вмешиваются в свалку и распрю за сено
лишь оттого, что это сено и так принадлежит им, — они повинны в
грехе гордыни. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу
слева мальчик ведёт за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на
голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние.
Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и
ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы; набитый
соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на
версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые
неправедным путём, впрок не пойдут. Справа несколько монахинь
накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха,
чьё объёмное брюхо свидетельствует о чревоугодии.
Влюблённые пары на верху воза предположительно воплощают грех
любострастия, в чём-то противоположного алчности, поскольку погоня
за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных
благ, чем их сбережение и накопление. Можно отметить некое
«сословное различие» между целующейся в кустах парой простолюдинов
и музицирующими любовниками из более изысканного общества. Все эти
подробности призваны усилить основную тему — торжество
алчности.
Аллегории — Дидактический, морализаторский
характер триптиха несомненен. В нидерландской народной песне (около
1470 г.) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что
есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее
благо. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Есть в
этом и ещё один нюанс; поскольку сено — товар дешёвый, оно
символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. Именно таков
был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся
после 1550 г. на фламандских гравюрах. Повозка с сеном участвовала
в религиозных шествиях — например, остались описания современников
о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов
«отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную
сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая
сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто
(каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» —
«сено» и «ничто»). «В конечном счёте, всё обернётся „hooi“» — так
звучал припев песни того времени.
Воз сена имеет ещё одно метафорическое назначение. В XVI в. «сено»
несло в себе такие понятия, как «ложь» и «обман», а выражение
«отвезти сена кому-либо» означало высмеять или обмануть его. На
верху воза, изображённого на доске, которая находится в Прадо,
музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Босховская игра
со словом «сено» полна смысловых подтекстов.
Левая створка
Левая створка триптиха
посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы.
Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает
сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия —
низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы,
грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в
пространстве единого пейзажа, изображающего Рай. Иконографическим
новшеством является то, что Босх связал грехопадение прародителей,
Адама и Евы, с низвержением восставших ангелов.
Библейский эпизод грехопадения Босх изображает вполне традиционно:
вокруг древа познания добра и зла объявилась змея — это дьявол,
искуситель рода человеческого, начиная с прародительницы Евы.
Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного
проклятия. В сцене с Архангелом Ева стоит, отвернувшись от врат
Рая, словно готовясь принять свою земную судьбу или, может быть,
прозревая цепь будущих последствий первородного греха, поскольку
справа, вокруг воза с сеном, развёрнута всеобъемлющая панорама
человеческого безумия. Удлинённость пропорций и S-образный изгиб,
характерные для босховской трактовки обнажённого женского тела,
явственно говорят о живучести готических традиций в искусстве
Северного Возрождения.
Правая створка
Изображение Ада встречается в
творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет
пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных
построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской
квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося
«Граду небесному Иерусалиму». В своей версии Ада Босх опирался на
литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой
собственной фантазии. На правой створке триптиха изображены
бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Это круглое
сооружение выглядит инфернальной пародией Вавилонской башни,
предназначенной для осуждённых душ, — от этого и предостерегает
Босх род человеческий.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет
тема жадности. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной
в XII в. ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад
состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за
кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Один из
эпизодов — переход через мост — фигурирует в качестве одного из
мотивов и на картине Босха. На подъёмном мосту, ведущем в башню,
десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на
корову. У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному
лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим
иные святотатства, чем, вероятно, и объясняется потир, зажатый в
руке босховского персонажа. Распростёртый на земле человек,
которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех
развратников. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже
настигла убегающих грешников.