ЭЛИЗАБЕТ ВИЖЕ-ЛЕБРЕН, ВЕЛИКАЯ ПОРТРЕТИСТКА ФРАНЦИИ
nikonova_alina — 02.02.2022Часть 3.
В 1770 году семья Элизабет переезжает в квартиру в отеле де Лубер (в смысле в частный особняк, а не в гостиницу) на улице Клери, недалеко от Пале-Рояля. Элизабет начинает работать все более интенсивно, она ведет строгий учет своих заказов (так, например, в 1773 году она выполнила 27 заказных портретов). В 1775 году она решается отправить две свои работы в Королевскую академию, и ей приходит ответ, подписанный д`Аламбером, в котором сообщалось, что она допущена к участию в публичных заседаниях Академии. Все складывалось очень неплохо, но молодую художницу огорчало одно — она не могла сама распоряжаться своими доходами. Все ее заработки отбирал отчим (который в 1775 году ушел от дел) при полном одобрении матери.
И скорее всего только потому, что Элизабет хотела независимости от родственников, она и решилась на отчаянный шаг — замужество. Главным арендатором в доме, где они жили, был художник Жан-Батист-Пьер Лебрен. Он торговал картинами, реставрировал их, а также считался крупнейшим в Париже знатоком голландской живописи и даже издавал соответствующие каталоги. У Лебрена была своя галерея, куда часто приходила Элизабет, чтобы усовершенствовала свои живописные познания в области искусства. Лебрен сначала стал ее агентом, а потом предложил выйти за него замуж.
На первый взгляд, это была неплохая партия. Лебрен так же как и Элизабет происходил из художественной семьи, сын художника Пьера Лебрена, который в свою очередь был внучатым племянником самого Шарля Лебрена. Он был на семь лет старше Элизабет, и пользовался уважением в художественных кругах как отличный специалист, но при этом имел весьма дурную личную репутацию.
Было известно, что он распутник и картежник, совершенно не подходивший молодой девушке из приличной семьи. К тому же на тот момент, когда он делал предложение Элизабет, он уже был женат на какой-то голландке (брак был заключен в Голландии). Не представляю, как Лебрен разрулил всю эту ситуацию, но когда Элизабет дала ему свое согласие, им разрешили венчание все в той же церкви Сент-Эсташ. В итоге 11 января 1776 года Элизабет Виже официально стала мадам Лебрен.
И, как это ни удивительно, с этого момента ее карьера решительно пошла в гору. В том же 1776 году году она получила свой первый придворный заказ, от графа Прованского, брата короля. Итак, 30 ноября 1776, Элизабет Виже-Лебрен официально стала придворной художницей при дворе Людовика XVI. А еще через два года она была приглашена, чтобы выполнить первый портрет королевы Марии-Антуанетты с натуры ( а не по гравюрам). Дамы за время сеансов позирования подружились, что придало Элизабет еще большую уверенность в собственных силах.
В это время Элизабет уже имела собственную мастерскую и учеников. Но она блистала и в парижском обществе. С мужем они приобрели особняк, где у Элизабет был свой салон, один из самых модных в Париже, а у Лебрена — свой аукционный зал. Но опять стать полностью независимой ей не удается. Лебрен на правах законного супруга забирает ее баснословные гонорары, так что, как она сама утверждала, из 12000 франков, за которые продавались ее картины, она едва ли получала 6. Впрочем, она сама писала в воспоминаниях:
« ...У меня было такое небрежное отношение к деньгам, что я едва знала их цену...»
12 февраля 1780 года Элизабет Виже-Лебрен родила своего первого ребенка, дочь Жанну-Жюли-Луизу. Говорили, что она продолжала рисовать, даже когда у нее начались первые схватки, и едва отпустила кисти непосредственно во время родов. Ее второй ребенок, которой родится спустя несколько лет, умрет во младенчестве, а вот старшая дочь, которую обычно звали Жюли, впоследствии станет одной из ее самых любимых моделей.
Продолжение следует...