ЭЛИЗАБЕТ ВИЖЕ-ЛЕБРЕН, ВЕЛИКАЯ ПОРТРЕТИСТКА ФРАНЦИИ
nikonova_alina — 01.02.2022Часть 2.
Начать полноценную учебу живописи Элизабет помог друг ее отца, художник Габриэль-Франсуа Дуайен. Сам он работал в историческом жанре (и был довольно успешен), но посоветовал Элизабет не распыляться и заняться исключительно портретом, осваивая и пастель, и масляную живопись.
Именно Дуайен в 1769 году устроил 14-летнюю Элизабет Виже в мастерскую к своему хорошему знакомому, художнику Габриэлю Бриару (в свое время они вместе учились у Шарля ван Лоо). На тот момент Бриар был членом Королевской академии художеств, но статус профессора еще не получил, а потому формально не мог брать учеников в мастерскую. Однако на такие мелочи никто внимания не обращал, и Бриар уже давно давал уроки, пользуясь репутацией очень неплохого педагога. Он не был силен в живописи, но считался превосходным рисовальщиком. (кстати студия у него была в Луврском дворце). Под руководством Бриара Элизабет быстро начала делать успехи, и о ней уже начали говорить в художественных кругах.
Бывая в Лувре, Элизабет познакомилась с Жозефом Верне, одним из самых популярных французских художников того времени, который приобрел на тот момент уже европейскую славу. Верне никогда не упускал случая дать ценный совет начинающему живописцу, и в данном случае он очень часто консультировал Элизабет и охотно делился с ней своим опытом. Позднее она писала в своих воспоминаниях:
«...Я постоянно следовала его советам; потому что у меня наставника. собственно говоря, никогда и не было...»
Другим ее советчиком был Жан-Батист Грёз. Можно по-разному относиться к творчеству этого художника (лично я его, мягко говоря, недолюбливаю), но рисовальщиком он, безусловно, был очень даже неплохим, так что и у него Элизабет могла почерпнуть для себя что-то полезное. Во всяком случае, именно Верне и Грёз открыли девушке доступ в лучшие частные собрания Парижа, где она часами копировала самые знаменитые произведения европейского искусства. Ее интересовали прежде всего Рембрандт и Ван Дейк, действительно величайшие портретисты в истории мирового искусства. Работала Элизабет и в галереях самого Лувра, и в Люксембургском дворце:
"...Меня можно было тогда сравнить с пчелой, столько знаний я там собрала...", — писала она позднее.
Главным, что дал Элизабет Виже этот период достаточно хаотичного ученичества — это понимание того, что каким бы грандиозным не был твой талант, над ним надо работать, надо продолжать учиться, причем учиться теперь придется всю жизнь.
С конца 1760-х годов ей, 15-16-летней девочке уже заказывают портреты, и она начала зарабатывать себе на жизнь (очевидно, к полному удовлетворению своего отчима).
Ее первой профессиональной работой считается портрет матери, написанный в 1770 году. Элизабет очень хотела стать членом Королевской академим живописи и скульптуры, но понимала, что в таком юном возрасте и с таким небольшим еще творческим багажом ее туда не примут (заведение было не только престижное, но и весьма консервативное). Поэтому для начала она подарила несколько своих картин Академии Сен-Люка, и официально стала ее членом в октябре 1774 года, в возрасте 19 лет.
Продолжение следует...
P.S. Академия Сен-Люка в Париже. Краткая справка:
Академия Сен-Люка была гильдией художников и скульпторов. Ее основал мэр Парижа в 1391 году по образцу итальянской Гильдии св.Луки (и аналогичных европейских гильдий художников). В нее принимали художников, которые по разным причинам не имели возможности стать членами Королевской академии живописи и скульптуры, в частности женщин. В 18-м веке в Академии Сен-Люк было 130 женщин, что намного больше, чем в Королевской академии скульптуры и искусства, которая в 1783 году ограничила число женщин-членов четырьмя.
В 1770-х годах успешная деятельность Академии Сен-Люк вызвала неприязнь Королевской Академии, члены которой пожаловались королю и в конечном итоге добились закрытия конкурирующей структуры. В феврале 1776 года Академия Сен-Люк была упразднена приказом короля, но некоторые из ее членов позже были приняты в Королевскую академию.