"Элементы" не значит "элементарно"
api_boliviano — 20.04.2017 Прическа "взрыв на макаронной фабрике". Слегка безумный взгляд. Реактивы, всегда взрывающиеся либо чуть сильнее, чем нужно, либо совсем не взрывающиеся. Контрольные, написанные на трояк, и переписываемые втихаря после уроков в запертом классе.У вас слово "химия" вызывает аналогичные ассоциации?
При этом большая часть школьников с нетерпением ждет 8 класса и первого урока по химии. И их можно понять. Весь мир вокруг нас состоит из химических элементов. От них зависит наше настроение. Их взаимодействие творит и разрушает. Хороший химик - это почти властелин мира. Ну или, как минимум, человек, этот мир познавший.
Увы, школьные уроки зачастую проходят далеко не так, как мы рисовали в своем воображении. Впрочем, любовь к химии у ребенка можно вызвать (или поддержать) и внеурочными методами.
Например, с помощью новой программы "Умной Москвы" - "Таблица Менделеева".
Как водится, дети не только прослушивают теорию и наблюдают за зрелищными опытами со стороны. Они творят их своими руками. Здесь все по-настоящему. С колбами, пробирками и реактивами. Вообще, "Таблица Менделеева" - одна из самых серьезных программ "Умной Москвы".
Алиса: "Нам сказали сосчитать до трех, но мы не поняли, нужно считать до того, как налить раствор, или после. Поэтому на всякий случай мы посчитали и до, и после. И у нас все получилось".
Да, думаю, организаторы явно сделали скидку на то, что их гости - дети. И рассчитали все так, чтобы считать можно было и до, и после. И, может быть, даже вместо. Руководитель группы разработки — Владимир Быстров, выпускник химического факультета МГУ, преподаватель СУНЦ МГУ, постоянный автор программ для "умных городов", в том числе "Химии и жизни", "Планеты Земля", "Научного Нового года" и многих других.
Скажу честно, моим детям эта программа далась сложнее предыдущих "Планеты Земля" и "Космонавтики". Им, разумеется, понравилось. Но сформулировать по итогу в этот раз они смогли не так уж много. И честно признались, что поняли не все. Они эмоционально махали руками и выкрикивали нечто вроде "загорелось - не загорелось", "опустили туда", "а потом сосчитали"...
А происходило в этот раз вот что.
Детей классически разделили на 4 группы и развели по лабораториям: тяжелых металлов, тяжелых неметаллов, легких металлов, легких неметаллов. Взрослых усадили в зал и закатили контрольную, чтобы не баловались и в телефоны не пялились.
Но вернемся к детям.
В лаборатории тяжелых металлов они выделяли медь и олово из растворов их солей с помощью более активного металла. Фильтровали получившуюся взвесь с помощью воронок и бумажных фильтров, получили в итоге порошок металла. А затем с помощью раствора кислоты/щелочи/перекиси определяли, что, собственно за металл у них получился.
Это я вам суть передаю. Без демонстраций и объяснений. На самом деле, конечно, все проходит на совершенно доступном для детей уровне. Без сложных терминов и длинных выражений. Дети производят схожие опыты, а в результате получают разные вещества с разными свойствами. И как раз изучением этих свойств и занимаются.
В лаборатории тяжелых неметаллов они изучали водные растворы йода и брома. Провели экстракцию с помощью органического растворителя. В процессе йод и бром переходят в слой органического растворителя, и йод меняет свою окраску. Потом все это нужно вылить в три стаканчика и провести реакции с перекисью/щелочью/кислотой.
Видимо, как раз тут Алиса и считала до трех.
В легких металлах нужно было растворить пудру алюминия (название металла заранее неизвестно) в кислоте, затем определить в получившемся растворе присутствие алюминия с помощью качественной химической реакции на алюминий. Из соединения магния они выращивают кристаллы и изучают их под микроскопом.
Если что, это не я такая умная. Я просто точно знаю, кого можно дотошно расспросить, чтобы потом подробно написать. Родителям ведь всегда интересно, чем там занимаются их чада за закрытыми дверями. Так вот - знайте. Растворяют пудру аллюминия.
В легких неметаллах с помощью химической реакции дети добывали азот и кислород. Собрали газы в колбы и поместили туда тлеющие лучинки. В колбах с кислородом лучина вспыхивает, в колбах с азотом тухнет.
Вот это мои дети запомнили лучше всего и почти понятно сумели пересказать, оказавшись в машине.
Домой дети принесли пакетик с пробирками, пипеткой, шпателем, пробкой и хромкалиевыми квасцами. И тут же уделали весь стол чем-то ярко-фиолетвым. Оказалось, им выдали домашнее задание. Нужно получить разные соединения элемента хрома. Так что я пошла искать перекись, уксусную эссенцию и соду и кипятить чайник.
Расписание ближайших шоу можно посмотреть тут. Программа проходит в центре на Чистых Прудах.
Все фотографии ввиду непредвиденных и непреодолимых обстоятельств предоставлены Марией lelavadee.
|
</> |