Эксплуатация: генезис
new_rabochy — 27.11.2022 (Обновил главу 10 в "Ключе истмата", кою и предлагаю Вашему вниманию далее.)И здесь мы вплотную подошли к раскрытию нами одного из самых важных, и что особо примечательно — доныне понимающегося неверно момента в человеческой истории. Что же подталкивает одних людей — выступить эксплуататорами по отношению к другим, себе подобным!? Подчиняя эффективно тех труд!.. Но какие же именно обстоятельства сопровождают возникновение эксплуатации?
Разберём потезисно с самого начала.
1. Люди появляются в процессе эволюции из животных. Общество первоначальное у нас (просто как совокупность особей одного вида) потому же — как и в животной среде, естественно-природное конкурентное (что не отменяет группирования людей ведь, для лучшей конкурентоспособности; по отношению их групп друг к другу).
2. Феномен первобытного коммунизма, уникальный для нас из-за наложившихся: достигнутой к тому моменту нашей развитости, и окончания последнего ледникового периода — наступил так тот период для переживших предшествовавший ему явно неблагоприятный. Подробно мы уже разобрали в соотв. главе (см. главу «Первобытный коммунизм»).
3. По окончанию первобытного коммунизма — из-за естественного же демографического роста, человечество вновь вверглось в конкурентное общество. Однако уже, подчеркнём, в кардинально иных природных обстоятельствах после окончания глобального похолодания!
4. Демографическое давление, и потому же неизбежно обостряющаяся конкуренция — рождают частную собственность. Первоначально «негативно» — как то, что одним придётся силою оберегать от других; обрекая так тех на погибель. Потому что даже необходимого начинает не хватать на всех (из-за естественного перенаселения). (Разумеется, оное обострялось первоначально лишь локально — а вокруг ведь уже люди и конкурентное общество, в пределах досягаемости… Собственно, оное являлось побудительной причиной и человеческой миграции до того по миру; самой по себе также являющейся подтверждением демографического давления.) /Позднейшее примечание: а организовать же сразу коммунизм для всех, древним людям не позволяла недостаточная для оного производительность труда их; в этом классики марксизма были правы (собственно, забегая вперёд: первоначальная наша низкая потому производительность труда, в условиях обостряющейся по причине естественного перенаселения конкуренции, и побудит одних для лучшей конкурентоспособности в ней подчинить труд других {упреждая встречающееся иногда возражение: люди всегда должны быть способны производить более, чем необходимо им самим для выживания; в противном случае они окажутся не способны размножаться, с неизбежно вытекающим из этого {вымиранием}}; впрочем, подробнее об этом будет в след. пунктах данного резюме)./ {Доп. прим.: Дж. Даймонд в своей кн. «Ружья, микробы и сталь» излагал это так: «…Отбирая и выращивая те немногие виды растений и животных, которые мы всё-таки можем потреблять в пищу, и в итоге создавая ситуацию, при которой они составляют не 0,1 %, а 90 % биомассы на единицу поверхности суши, мы получаем на эту единицу гораздо больше съедобных калорий. Как результат, единица площади способна прокормить примерно в десять-сто раз больше скотоводов и земледельцев, чем охотников-собирателей. Эта элементарная сила чисел стала первым из множества военных преимуществ, которым обзавелись производящие племена по сравнению со своими охотящимися и собирающими соседями». | Также существует предположение С. Боулса, что указываемая мною «приватизация» и поспособствовала последующей неолитической революции («отжимая» себе землю в ЧС, у людей вместе с тем возникала заинтересованность в умножении её ресурсов) [*]. К самому последнему можно упомянуть, по А. М. Никулину: «…Дж. С. Скотт признаёт, что отчасти ответ на этот вопрос был дан в работах знаменитого датского экономиста Эстер Босеруп. Она поясняет, что со временем численность населения земли возрастала, требуя извлечения из окружающей среды большего количества ресурсов через соответствующий переход от экстенсивных охоты и собирательства к интенсивным земледелию и скотоводству. Впрочем, повсеместно этот переход был затяжным и прерывистым. Например, первые зерновые культуры были одомашнены около 10 тысяч лет назад, но в большинстве регионов человечеству потребовалось ещё несколько тысячелетий для организации систематического высаживания зерновых в обработанную почву» [**].}
* https://mskolov.livejournal.com/112935.html
** https://mskolov.livejournal.com/123338.html
5. Указанное в предыд. пункте также рождает и угнетение — первоначально тоже «негативно». Как уже было сказано, как обречение кого-то на погибель: в условиях начала нехватки всего на всех, даже необходимого. Потому рабство первоначально исторически и было патриархальным: угнетению подвергались те, кому предстояло погибнуть первыми в случае ухудшения обстоятельств.
6. И вот уже далее рождается рабство как позитивная частная собственность — «действительная» или «производительная», я так её ещё именую. Как организация принуждения кого-то кем-то к труду, для получения выгодоприобретателями чего конкурентных преимуществ (общество-то конкурентное! И сохранится им таковым и став классовым, что немаловажно; впрочем то, как являющиеся также — и даже в особенности — по отношению друг к другу конкурентами эксплуататоры объединятся для учреждения классового строя, — это отдельный примечательный вопрос, который мы разберём в одной из следующих глав).
7. И рабство в прошлом пункте являет собою социальный прогресс и для рабов. Потому что вместо прежнего обречения на гибель, их начинают принуждать к труду. (Что признавалось и МиЭ, повторимся: «…Даже для самих рабов это было прогрессом: военнопленные, из которых вербовалась основная масса рабов, оставлялись теперь, по крайней мере, в живых, между тем как прежде их убивали…»)
8. Почему же именно принуждать приходилось к труду? Да потому что сами рабы, естественно, не горят желанием работать лишь больше и больше для увеличения конкурентоспособности эксплуататоров: к организации же подневольного труда именно таким образом последних побуждает междоусобная конкуренция!
9. Из-за той всё той же конкуренции эксплуататорское общество склонно к своему расширению — на тех, кто ещё в него не вовлечён…
|
</> |