Двухголовый нетопырь
vikond65 — 15.05.2020Предыдущую заметку грех не дополнить, чтобы история летающих паровозов Клемана Адера получила свое достойное завершение. Его второй аэроплан - "Эол-II" по какой-то причине не был достроен и о нем почти ничего не известно. Зато третья модель - "Аквилон" - хорошо знакома любителям древней авиации, поскольку это единственный самолет XIX века, идеально сохранившийся до наших дней. Он во всей своей красе и великолепии выставлен, точнее, вывешен в Парижском музее искусств и ремесел. Там же отдельно представлена его силовая установка.
В отличие от "Эола" это двухдвигательный двухвинтовой аппарат более крупных размеров и с более высокой энерговооруженностью. Мощности двух паровых машин вполне хватало для уверенного взлета и набора высоты, но аэроплан по-прежнему был крайне неустойчив как в продольной, так и в поперечной плоскости. Вся беда - в том, что слишком сложная и медлительная система перекоса крыльев не позволяла пилоту своевременно реагировать на изменения положения машины в воздухе.
В результате, совершенная в 1897 году попытка "Аквилона" подняться в небо закончилась тем же, чем и у "Эола", - аппарат почти сразу накренился и рухнул. Правда, Адер утверждал, что он успел пролететь 200 метров, но никаких доказательств этого нет. Сколько он на самом деле пробыл в воздухе, неясно. Отчет об испытаниях либо не составлялся, либо не сохранился. Некоторые скептики даже утверждают, что "Аквилон" вообще не взлетел, а еще на разбеге был опрокинут боковым порывом ветра, чему способствовала узкая колея шасси.
Как бы там ни было, а после такого фиаско французские военные, поначалу обратившие на "Аквилон" пристальное внимание и приехавшие на его испытания, сразу потеряли к нему интерес. Тем не менее, аппарат починили и выставили в музее как символ авиационного приоритета Франции. Жаль, что у нас не догадались поступить так же с самолетом Можайского, если, конечно, там было что выставлять. А до первого успешного полета братьев Райт оставалось еще шесть лет...
Источник вдохновения Клемана Адера, которому пришлось убедиться, что копирование природных образцов далеко не всегда ведет к успеху.
"Аквилон" в парижском музее искусств и ремесел. Он выглядит так, будто сделан совсем недавно, но это - итог хорошей работы реставраторов.
"Аквилон" как гвоздь программы первого парижского авиасалона 1908 года. Для показа внутреннего устройства часть полотняной обшивки фюзеляжа удалена. Обратите внимание, что круги вращения винтов перекрывают друг друга. Чтобы лопасти не схлестывались, левый винт сдвинут вперед относительно правого.
"Аквилон" перед полетом, снимок 1897 года. Крылья машины складывались по "суставам" как крылья летучей мыши, а лопасти винтов повторяют не только форму, но и структуру птичьих перьев. Их "опахала" набраны из тысяч тонких подвижных пластинок, плотно прилегающих друг к другу. Вряд ли в истории авиации найдется еще хоть один самолет, создатель которого пытался так же скрупулезно воспроизводить живые организмы и их отдельные фрагменты.
Подобно крыльям, лопасти винтов тоже складные, а угол их установки можно было регулировать в полете. Таким образом, самолеты Адера были первыми в мире летательными аппаратами с винтами изменяемого шага. В этом французский изобретатель опередил свое время более чем на 30 лет. Пропеллеры вращались довольно медленно, с частотой всего 300-400 оборотов в минуту.
Над фюзеляжем укреплен решетчатый пароконденсатор, так как двигатели "Эола" и "Аквилона" работали по замкнутому циклу, не расходуя воду. Еще одной весьма забавной особенностью аэропланов Адера было то, что их обшивка крепилась к каркасу фюзеляжа на пуговицах.
Полностью "раздетый" фюзеляж "Аквилона". Хорошо видна топка, паровой котел со скошенной назад дымовой трубой, а также - баки с водой и топливом.
Силовая установка "Аквилона" - настоящий шедевр стимпанковых технологий. Две объединенные в блок двухцилиндровые паровые машины суммарной мощностью 40 л.с. и массой 160 кг работали от одного котла, но их обороты регулировались раздельно. За счет разности тяг винтов Адер надеялся повысить горизонтальную маневренность своего аэроплана.
Один из придуманных Адером хитроумных передаточных механизмов для изменения геометрии крыльев его самолетов.
Клеман Адер создавал причудливые машины, а памятник ему французы поставили тоже довольно причудливый, даже слегка пугающий.
|
</> |