Наш паровоз вперед летит
vikond65 — 14.05.2020Наверное, мало кто знает, что на нынешний год приходится важный юбилей в истории авиации. 130 лет назад, в 1890 году, французский изобретатель Клеман Адер запатентовал, построил и испытал первый в мире аэроплан, существование которого документально доказано.
Как известно, XIX век это не только эпоха пара и электричества, но и век фотографии. А также это - время первых попыток не только придумать и нарисовать, но и построить летательные аппараты тяжелее воздуха. Недавно я задался вопросом: а какой из них был первым запечатлен на фотобумаге?
Согласно распространенному мнению, первенство в постройке летающей машины, способной, по замыслу ее создателя, поднять человека в воздух, принадлежит французскому изобретателю Дю Тамплю, который запатентовал свой аппарат еще в 1857 году, а к 1874 или 1875 якобы сделал его, но почему-то так и не удосужился провести испытания. Французу наступает на пятки русский морской офицер Александр Федорович Можайский, начавший строить свой "воздухоплавательный снаряд" в 1882 году, а закончивший его то ли в 1883, то ли в 1884, то ли в 1885. Различные источники называют разные даты.
Однако ни машина Дю Тампля, ни "снаряд" Можайского почему-то ни разу не попали в объективы фотокамер, хотя в 70-80 годах позапрошлого века фотосъемка была уже весьма распространенным делом. К тому времени помимо профессиональных студийных фотографов появились газетные фоторепортеры и фотографы-любители. И даже если Дю Тампль и Можайский не допускали к своим аппаратам посторонних из соображений секретности, то почему они сами или их помощники их ни разу не "щелкнули"?
Мало того, нет ни одного более-менее подробного и достоверного чертежа этих машин и ни одного рисунка, сделанного с натуры. Впрочем, к данному вопросу я еще вернусь, а пока скажу: насколько мне удалось выяснить, первыми в мире авиационными фотографиями являются вот эти:
На них изображен аэроплан "Эол" французского инженера Клемента Адера, потерпевший аварию 9 октября 1890 года на испытаниях, в ходе которых ему удалось совершить неуправляемый полет или "прыжок" примерно на 50 метров на высоте около метра. Почти сразу после отрыва от земли аппарат с недостаточной устойчивостью и несоершенной схемой управления завалился на бок, поломав винт и левое крыло.
Вероятно, размещенные выше фотоснимки сделаны вскоре после этого инцидента. На верхнем снимке хорошо видно сломанное крыло, ступица четырехлопастного винта со снятыми лопастями и носовой конус, внутри которого проходил вал двигателя, а на нижнем хорошо видны шасси и сиденье пилота.
Вот так выглядел фюзеляж этого аппарата без полотняной обшивки на авторском карандашном рисунке.
А вот так - на чертеже, приложенном к патенту, выданному Адеру в 1890 году. Легко заметно, что форма его крыла была скопирована с крыла летучей мыши, а лопасти пропеллера - с птичьих перьев. Система управления тоже была "птичьей" - посредством перекашивания консолей, к которым шли тяги от двух рычагов, размещенных в кабине. Еще один рычаг отклонял вверх/вниз хвост, который играл роль руля высоты.
До наших дней сохранился двигатель "Эола" - очень легкая двухцилиндровая паровая машина, работавшая на спирту.
Схема паросиловой установки "Эола" с пароконденсаторм, работавшей по замкнутому циклу.
В общем, судя по всему, именно "летучая мышь" Клемана Адера являлась первым в мире реально построенным и совершившим попытку полета аэропланом, чье существование имеет убедительные материальные доказательства.
|
</> |