Чудесный тихоход

топ 100 блогов vikond6508.05.2020 Чудесный тихоход

Ровно 85 лет назад и ровно за 10 лет до капитуляции Германии впервые взлетел прототип ударного самолета "Хеншель-123" - одной из самых удивительных боевых машин Второй мировой войны. Однако знают о ней немногие, поскольку она оказалась в тени гораздо более массовых и разрекламированных коллег и противников. "Хеншель-123" (сокращенно - Hs-123) создавался как легкий одноместный штурмовик и пикирующий бомбардировщик, способный нести до 450 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах.

Благодаря прочной цельнометаллической конструкции он мог пикировать под углом до 80 градусов. Правда, бомбовой трапеции на нем не было, поэтому на пикировании он мог сбрасывать бомбы только с крыльевых держателей, а под фюзеляжем обычно вешали дополнительный топливный бак, повышавший дальность полета с двумя центнерами бомб с 480 до 860 км.

Стрелковое вооружение для штурмовика было довольно слабым: всего два синхронных пулемета винтовочного калибра. При этом важным достоинством машины считалось наличие радиосвязи, позволявшее пилотам работать по наводке с земли и координировать свои действия.

880-сильный мотор обеспечивал неплохие летные характеристики: скорость - 340 км/ч, скрорподъемность - 15 м/с, потолок - 9000 м. Однако прогресс авиации шел очень быстро и уже к концу 1930-х годов такие данные выглядели слабовато, да и бипланная схема воспринималась как замшелый анахронизм. Поэтому как только в Германии начался массовый выпуск более современных пикировщиков фирмы "Юнкерс" биплан Хеншеля сочли морально устаревшим и уже осенью 1938 года сняли с производства.

Всего было построено 229 серийных экземпляров Нs-123, то есть, совсем немного, даже по довоенным меркам. 14 из них продали китайцам, еще 16 - отправили в Испанию в составе легиона "Кондор", воевавшего на стороне франкистских мятежников. Там они и остались.

Таким образом, строевым частям Люфтваффе досталось менее 200 машин. Весной 1940 года, накануне гитлеровского блицкрига, большинство "Хеншелей" было выведено из боевого состава и распределено по летным школам. Лишь одну штурмовую авиагруппу II.Schl/LG.2, состоявшую из 45 машин, вооружили этим "старьем". А дальше началось самое интересное.

Во время французской кампании Нs-123 показал феноменально высокую боевую эффективность даже на фоне более новых скоростных бомбардировщиков. Его медлительность стала не минусом, а плюсом, позволяя пилотам тщательнее прицеливаться и точнее сбрасывать бомбы.

При этом небольшие размеры машины в сочетании с высокой маневренностью и очень выносливой конструкцией (недаром фирма "Хеншель" ранее специализировалась на паровозах) делали Нs-123 очень сложной мишенью как для зениток, так и для истребителей. Несмотря на полное отсутствие брони, потери "Хеншелей" как в абсолютном, так и в процентном отношении оказались самыми низкими из всех типов немецких бомбардировщиков!

В 1941 году "Хеншели" не менее успешно воевали в Югославии и Греции, но их "звездным часом" стала советско-германская война. По состоянию на 22 июня 1941 года в II.Schl/LG.2 оставалось всего 22 Hs-123, но они очень интенсивно воевали сперва на северном участке фронта, дойдя до Ленинграда, а потом - участвовали в битве за Москву.

За свою "ювелирную" работу самолет получил столь высокую оценку командования наземных войск, что весной 1942 года в Германии срочно собрали и отправили на фронт все "Хеншели", имевшиеся в летных школах.

Боле того, на свалках были найдены списанные машины, которые не успели отправить в переплавку. После восстановления их тоже бросили в бой. Благодаря этому количество "Хеншелей" на советско-германском фронте удалось довести до 50 штук и за счет ремонта поддерживать на этом уровне в течение долгого времени.

Hs-123 воевали под Сталинградом и на Курской дуге, причем - в условиях многократного численного превосходства советской авиации немцы применяли их как дневные штурмовики и пикирующие бомбардировщики. Похоже, что наших истребителей они не опасались.

В 1943 году командующий 4-м Воздушным флотом генерал-фельдмаршал Вольфрам фон Рихтхофен обратился к фирме "Хеншель" с официальной просьбой возобновить производство Hs-123, которые были нужны Люфтваффе "как воздух, как хлеб". Ну, или примерно так. Но фирма с сожалением ответила, что оснастка для их выпуска давно уничтожена, а производственные мощности полностью загружены изготовлением иной военной продукции.

В некоторых источниках сказано, что часть "Хеншелей" во фронтовых мастерских переоборудовали в "чистые" штурмовики путем снятия подкрыльевых бомбодержателей и подвески вместо них контейнеров со скорострельными 20-мм пушками MGFF. Это позволяло Hs-123 успешно бороться с легкобронированными целями. Но мне не удалось выяснить, сколько "Хеншелей" подверглось подобной переделке и ни одной фотографии такого самолета я не нашел.

Последним эпизодом боевого применения Hs-123 в качестве дневного ударного самолета стали бои в Северной Таврии и в Крыму весной 1944 года. Затем провоевавшие более пяти лет и вконец изношенные машины переклассифицировали в ночные бомбардировщики. В этом качестве "Хеншели" применялись до осени, когда из-за нехватки бензина их окончательно поставили "на прикол". Выводов из этой истории я, пожалуй, делать пока не буду.

На заставке  Hs-123 во время войны в Испании. Там они за полтора года совершили сотни боевых вылетов, а республиканцам удалось сбить всего два таких самолета.

Чудесный тихоход
Компоновочная схема  Hs-123. Рядом - подвесной бензобак и две 50-килограммовые бомбы.

Чудесный тихоход
Вверху: Hs-123 с послевоенными опознавательными знаками испанских ВВС. В этой стране "Хеншели" состояли на вооружении до 1954 года.
Внизу: Hs-123 из состава авиагруппы II.Schl/LG.2, воевавшей в 1941-44 годах на советско-германском фронте.

Чудесный тихоход
Прототип Hs-123 на испытаниях. Трехлопастный винт впоследствии заменили двухлопастным.

Чудесный тихоход
 Подготовка Hs-123 к боевому вылету зимой 1942-43 годов. Обтекатели шасси на полевых аэродромах советско-германского фронта обычно снимали, чтобы они не забивались снегом или травой.

Чудесный тихоход
Hs-123 с подвесным баком.

Чудесный тихоход
Подбитый Hs-123, совершивший вынужденную посадку на своей территории. Обратите внимание, что у самолета оторвана (очевидно - снарядом) законцовка верхнего крыла и видна пробоина от крупнокалиберной пули в задней стенке кабины. Судя по всему, пилоту крупно повезло, так как эта пуля прошла в нескольких сантиметрах от его головы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот такой рассвет был у нас сегодня. Как-будто пламя на востоке пробивается сквозь тучи. А сейчас небо чистое и голубое, ни облачка. И снова бабье лето! Самое время для прогулок. Хороших выходных всем! ...
Когда вылетал - у меня ещё был бизнес, который хоть и не покрывал все мои потребности, но позволял кое-как тянуть в ожидании «лучших времен». Увы - на сегодня - именно что «был» - очередное дно - как летом 2018 года, когда я скитался без жилья и заказов на научную работу. Но тогда ...
Почитаешь жж - народ дружно сетует, как плохо в Израиле и как хорошо в Канаде, Европе, Америке. Почитаешь фейсбук - народ дружно возвращается из Канады, Европы, Америки в Израиль. Самым интересным наверное было бы свести первых со вторыми. ...
Идёт война. Но не бомбами и танками, а мелкими и подленькими методами. Впрочем, они тоже ой как работают. И не против внезапно вторгнувшегося врага, а против собственных же граждан. Которые оказались жутко неудобными и помешали важным господам наверху вести привычную размеренную жизнь. ...
Сегодня я участвую в небольшом эксперименте. В честь 18-летия Livejournal я даю комментарии к новостям на Рамблер/новости https://news.rambler.ru . Мой первый комментарий касается очередного скандала с авиакомпанией Победа. На этот раз Победа не пустила на борт инвалида: ...