Ястреб и ишак


Ровно 85 лет назад, 6 мая 1935 года впервые поднялся в воздух прототип истребителя Curtiss Model 75 Hawk ("Ястреб") - первого американского истребителя "нового поколения", с убирающимся шасси и закрытой кабиной, а также - первого самолета своего класса, преодолевшего скоростной рубеж в 500 км/ч. Впоследствии он стал одним из самых распространенных и многовариантных боевых самолетов начального периода Второй мировой войны.
Всего было выпущено 1300 "Хоков" в 30 модификациях (включая экспериментальные), но только 215 из них поступили на вооружение ВВС США, а остальные были распроданы на экспорт в Аргентину, Бразилию, Перу, Китай, Великобританию, Нидерланды, Норвегию, Францию, Индию, Иран, Португалию и Таиланд. Последние из них прослужили в Аргентине до 1955 года, когда в северном полушарии уже наступила эпоха сверхзвуковой реактивной авиации.
К сожалению, у нас в середине 1930-х истребителей такого конструктивно-технологического уровня еще не выпускали, сказывались относительная бедность и технологическая отсталость, унаследованные с дореволюционных времен. Советским аналогом "Хока" можно назвать истребитель Поликарпова И-16, который, правда, появился на полтора года раньше, но и со сцены сошел гораздо быстрее. По конструкции и оснащению его следует отнести к самолетом предыдущего поколения с более низкими тактико-техническими характеристиками.

Предшественник Model 75 - не пошедший в серийное производство истребитель Curtiss ХР-31.

Опытный экземпляр Сurtiss Model 75 без вооружения. Пулеметные порты на капоте закрыты обтекателями, посадочные щитки выпущены.


Сurtiss 75А, принятый на вооружение в США под армейским обозначением Р-36. Данная машина принадлежала эскадриье "Лафайетт".

Полированная до зеркального блеска дюралевая обшивка истребителя способствовала снижению аэродинамического сопротивления.

Компоновочная схема Р-36. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с фюзеляжем типа полумонокок и гладкой обшивкой, приклепанной к каркасу заклепками с потайными головками. Стандартное вооружение составляли четыре пулемета винтовочного калибра: два - над двигателем и два - в крыле, хотя встречались и другие варианты.

Curtiss 75A-4 c однорядным девятицилиндровым двигателем Wright-1820, состоявший на вооружении британских ВВС под обозначением Mohawk IV.

Экспортный Curtiss 75A-1 с двухрядным 14-цилиндровым мотором Wright-1830 в окраске французских ВВС. Далее - еще несколько ракурсов этой машины.



Curtiss 75А-1 с шестипулеметным вооружением финских ВВС. 44 такие машин были захвачены немцами во Франции в 1940 году и переданы Финляндии. Финские летчики, воевавшие на "Хоках", которых они называли "Суссу" ("милочка" или "милашка"), претендовали на 190 воздушных побед при потере всего 15 самолетов.

Упрощенная и удешевленная экспортная версия Curtiss-75O с неубирающимся шасси, предназначенная для Аргентины. Под крылом видны характерные для этой модификации ракетно-бомбовые подвески, поскольку самолет рассматривался как истребитель-бомбардировщик и легкий штурмовик.

Еще один "Кертисс для бедных" - модификация Curtiss 75Q для Китая, вооруженная всего двумя пулеметами, правда, один из них - крупнокалиберный.

Иранская модификация Curtiss 75A-9, аналогичная английской А-4, но без радиостанции и синхронных пулеметов над двигателем.

Реплика истребителя И-16 тип 24, просто для сравнения.
|
</> |