Донос как техническая скрепа русскости, объединяющая демократов с охранителями
dimagubin — 08.02.2021 Текст про доносы вышел в сокращенном виде на "Росбалте". Ниже даю полный вариант. И еще раз подчеркну: главный (и похоже, единственный) признак доноса - это информирование властей о чужих "неправильных" мыслях, впутывание силового аппарата в интеллектуальный (неважно: технический, идеологический, исторический, философский, религиозный спор). А уж тайно или явно был сделал донос, анонимно или под своим именем - дело десятое.РЕНЕССАНС ДОНОСОВ
В конце января питерский джазовый музыкант Артем Крикунов выложил в фейсбуке копию своего заявления в прокуратуру Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Он доводил до сведения надзирающего органа, что доцент петербургского университета культуры Екатерина Мыльникова агитирует студентов идти на несанкционированные митинги и просил привлечь Мыльникову к ответственности.
В ответ музыкант Крикунов получил довольно предсказуемый ответ биг-бэнда русскоязычного фейсбука, - то есть колотушкой от литавр по башке. После чего начал оправдываться. Он сказал, что никакого заявления в прокуратуру на самом деле не писал, что хотел доцента Мыльникову лишь попугать, что уважает ее как педагога, но что она не понимает слов, - и нес прочий бред больной измученной души, когда бы эта душа имелась у сивой кобылы.
Но доверять Крикунову в его оправданиях я бы не стал – с чего бы? Доносы у нас пишут на раз-два (знаю: на меня за мои тексты писали заявления и в прокуратуру, и в центр «Э», и будут, не сомневаюсь, писать еще). И русская мода выкладывать копии доносов в сетях, публично демонстрируя верноподданичество, родилась не сегодня. Еще год назад некая «политолог и общественный деятель» Наталия Елисеева оскорбилась текстом писательницы Елены Чижовой про блокаду Ленинграда, опубликованным (на немецком языке) в газете «Neue Zürcher Zeitung». Политолог Елисеева быстренько накатала донос в Следственный комитет и гордо разместила в сетях скриншот. А депутат Госдумы Хинштейн тогда же строчил доносы на «Радио Свобода», - с параллельным оповещением об этом в твиттере.
Что это, если не ренессанс жанра?!.
А сейчас – и теперь внимательно следите за ходом моей мысли – забудем про прошлый год и вернемся в наши дни.
Примерно в те дни, когда музыкант Крикунов стращал прокуратурой доцента Мыльникову, некий профессор Владимир Матвеев на семинаре для завучей и директоров школ Ленобласти прочитал лекцию о том, что никакого Холокоста не было, никакие 6 миллионов евреев от рук нацистов не погибли, - просто потому, что кремационных печей нужного устройства в нацистских лагерях не имелось, а газ «Циклон Б» использовался лишь для дезинфекций.
Видео лекции разлетелось по сети, буря поднялась еще та, и профессора Матвеева немедленно выгнали с работы из академии народного хозяйства и госслужбы. Однако проблемы его только начинались, поскольку главный раввин Петербурга Менахем Певзнер накатал на профессора Матвеева донос в прокуратуру Ленобласти, а депутат петербургского ЗАКСа Борис Вишневский настрочил донос в следственный комитет. (Да, я знаю, как сейчас прогрессивная общественность реагирует на мои «накатал» и «настрочил»).
Повторю еще раз, если вы следили за моей мыслью недостаточно внимательно. Раввин Певзнер и депутат Вишневский написали именно доносы, если только информирование органов власти о чужих неправильных мыслях следует называть словом «донос». А если информирование властей о чужих неправильных мыслях называть не словом «донос», а, например, «борьбой за правду и справедливость», то борцами за правду и справедливость следует признать всех, о ком речь: музыканта, политолога, депутата, раввина и еще раз депутата.
И не надо только делать круглые глаза и вертеть пальцем у виска – типа, «это-же-совсем-другое»; я что, не знаю об истреблении евреев и оправдываю антисемита?!.
Я-то про истребление евреев знаю многое. От меня, к слову, до лагеря Дахау езды час электричкой, и я там был, и крематорий и газовую камеру видел, - это действительно жуткое место. И антисемиты, нацисты и расисты мне глубоко отвратительны, - как и любая идея дискриминации по принципу рождения, цвета кожи или веры. Профессор Матвеев мне отвратителен. Но идея уголовного преследования за мысли мне отвратительна еще больше, - просто потому, что нет ни одного ясного критерия, что является криминальным в мыслях, а что нет. И никакой из возможных критериев здесь не применим, пока мысли остаются мыслями, а не призывами к действию. Например, неприменим критерий «вреда».
Антисемиты гадки, но в наши дни безопасны: от идей ковид-отрицателей угрозы жизни в разы больше, но их никто и не думает сажать в тюрьму. Критерий «оскорбления чувств» или «оскорбления памяти» еще более глуп. Я атеист, для меня нет ни чудес, ни богов, и Ветхий Завет для меня – лишь набор древних сказок и легенд. Это должно, разумеется, оскорблять глубоко верующих и христиан, и иудеев (включая раввина Певзнера). Но и мою веру в разум оскорбляет существование людей, которые строго соблюдают ежедневные 365 запретов и 248 требований Торы. Однако это оскорбление – моя личная проблема. Я не пишу на раввина Певзнера заявление в тайную полицию, хотя те, кто жили в Германии при Гитлере, а также некоторые из тех, кто жили в СССР при Брежневе, на человека, читающего Тору, заявления властям писали.
И – сразу, не упреждение. Только не надо мне говорить, что «в Европе отрицание Холокоста тоже преследуется по закону»! Да, примерно в полудюжине европейских стран (включая Германию) существуют такие нормы. Я знаю, из-за чего их приняли (из-за тех самых 6 миллионов смертей), но меня никак не радует их существование сегодня. Прежде всего, по причине, которую придется повторить еще раз: наказывать можно только за действия или за призывы к действиям, но не за мысли или за убеждения. Вторая причина менее очевидна. Избирательность закона, делающая чувства определенной группы людей неприкасаемыми, нередко вредит тем, кого она защищает, - как и любая идея избранности и исключительности. Единственный раз в своей жизни фразу: «Жаль, что Гитлера сегодня нет, просто он не тех, кого надо, убивал», - я услышал в Германии именно от еврея, эмигранта 1990-х из СССР. Он, этот еврей, был не просто расист, считающий, что из Германии следует вышвырнуть всех «черных» и всех мусульман (Гитлер, напомню, тоже вначале размышлял не об убийствах, а о тотальных депортациях), но и кокетничал передо мной своим расизмом, полагая, что раз я белый, русский и в Германии, то просто обязан быть таким же. Его, с моей точки зрения, развратил именно этот узаконенный статус жертвы, и он паразитировал на тех жертвах, которые сам не приносил.
И третья причина, по которой нельзя подвергать судебному либо административному преследованию тех, чьи мысли представляются возмутительными (будь то мысли Бруно и Галилея о вращении Земли вокруг солнца или мысли математика Анатолия Фоменко по поводу хода истории). Человеческое знание развивается дискретно, революционно, посредством смены парадигм. И любая новая парадигма – будь то парадигма гелиоцентрической системы, дарвиновской эволюции или взгляд на Сталина и Гитлера как на преступников против человечности – выглядит для многих современников оскорбительной, возмутительной и преступной. Хуже того: из десятков и сотен оскорбительных и возмутительных идей лишь несколько подтверждают впоследствии свою подлинность. Но мы не знаем, какие именно. Этого не видно вблизи. А запрет на все «возмутительное» способен такие идеи угробить.
Обществу выгоднее позволить существовать отрицающим Холокост антисемитам или отрицающим историческую хронологию математикам, чем сажать их в тюрьму. (За что сажать Фоменко? А вдруг он, в духе своих навязчивых идей, придет к выводу, что Гитлер и Сталин – это одно и то же лицо? А сравнение сталинизма с нацизмом в России, похоже, скоро будет уголовным преступлением!) Общество способно само, без прокуратуры, следственного комитета, без тайной полиции реагировать на идеи, которые его возмущают, - включая реакцию и на этот мой текст.
Существование инакомыслия полезно, в отличие от доносительства, - включая инакомыслие самое бредовое и тупое, будь то антисемитизм, антимусульманство или убежденность в том, что земля плоская. В конце концов, профессор Матвеев лишь провоцирует на более доказательный рассказ о работе нацистской машины уничтожения, а также на разговор о том, как вообще стала возможной нравственная деградация целой большой, культурно развитой и недурно образованной страны.
А вот доносчики, впутывающие аппарат принуждения в систему мышления, не дают обществу ничего, кроме раскручивания маховика деградации.
|
</> |