Дом-музей Лейтона. Часть 1
pailish — 02.10.2023 Продолжаем наши лондонские прогулки. На этот раз рассказ будет о Leighton House, доме-музее викторианского художника Фредерика Лейтона, 1-го барона Лейтона.Дом находится в Холланд-Парке в районе Кенсингтон и Челси. Строительство дома началось в 1864 году. Как музей для публики дом был открыт с 1929 года. Синяя мемориальная табличка появилась на здании в 1958 году, а в 2012 году музей был удостоен премии Европейского Союза за культурное наследие (Europa Nostra).
Дом Лейтона расширялся и прирастал пристройками в течение 30 лет.
Когда я училась в школе, нас всем классом возили на экскурсию в Михайловское (тогда мы еще были единым государством). Прекрасная природа, чудесные усадьбы, исторические объекты и парки, но погружения в пушкинскую эпоху я не почувствовала. Нам с благоговеньем показали письменный стол, чернильницу, какую-то железную трость, принадлежавшие поэту. А все остальное? Все остальное - с миру по нитке той эпохи (революция, война, жадные до чужого добра люди сделали свое дело).
В квартире Пушкина на Мойке видеть единственную подлинную вещь - диван, где умирал поэт, было грустно.
Такое же разочарование постигло меня в Феодосии в музее Грина. Это просто музей в доме, в котором со времен жизни в нем Грина остались только стены.
С тех пор дома-музеи писателей и художников я обходила стороной. До тех пор, пока не увидела какими могут быть дома-музеи на примере домов иллюстратора Самборна и художника Лейтона в Лондоне.
Лейтон называл этот дом своим "Красивым домом", это было место, где художник жил, работал, развлекался и демонстрировал свои коллекции произведений искусства. В доме все осталось по-прежнему, как в те времена, когда в нем жил художник.
Проектировал и строил дом архитектор и дизайнер Джордж Эйчисон. Здание построено из красного кирпича Саффолка с отделкой из канского камня в классическом стиле.
Портрет Джорджа Эйчисона работы Фредерика Лейтона (к сожалению в кадр попала задняя нога и хвост скульптуры лошади, но фотографируя в музее, такие ляпы неизбежны, экспонаты по своему желанию не передвинешь).
Прежде, чем прогуляться по музею, я немного расскажу о самом художнике и его картинах.
В центре этой экспозиции в вестибюле - портрет хозяина дома, художника Фредерика Лейтона, работы Джорджа Фредерика Уоттса.
Лейтон родился в 1830 году в Скарборо в семье Августы Сьюзен и доктора Фредерика Септимуса Лейтона.
Портрет Фредерика Септимуса Лейтона, отца Фредерика Лейтона, работы самого художника. Фото из интернета.
Состояние семьи заложил дед Лейтона, сэр Джеймс Бонифаций Лейтон. Карьеру Джеймс начинал в 1790-х годах хирургом в Вестминстерском госпитале, затем получил степень доктора медицины в Абердинском Университете. В 1805 году переехал в Россию, где сменил имя на Яков Иванович.
В России Яков Иванович Лейтон быстро продвигался по службе. В короткие сроки он стал лейб-медиком, лечил семью Александра I, семью Николая I и, как акушер, присутствовал на родах его супруги, Александры Федоровны. Кроме того Лейтон был военным врачом и имел частную практику. В 1819 году он вылечил от "гнилой горячки" молодого А.С. Пушкина.
Яков Лейтон, тайный советник Его Императорского Величества, лейб-медик, генерал-штаб-доктор флота. Портрет Дж.Доу.
У Фредерика Лейтона было две сестры.
Александра Лейтон. Портрет работы Фредерика Лейтона.
Родители Фредерика не были уверены, что их сын выбрал верный путь в жизни, но помогали ему в изучении рисования, и отец на протяжении всей жизни платил ему пособие. "Мои родители окружили меня всеми возможностями для изучения рисования, но категорически не одобряли идею о том, что я буду художником, если только я не смогу добиться выдающихся достижений в искусстве", - писал художник.
Ради здоровья матери семья Лейтона переехала за границу, когда ему было всего одиннадцать лет. Он вырос, свободно говоря на четырех языках, и в молодом возрасте познакомился со многими великими городами и коллекциями произведений искусства по всей Европе. После путешествия по Германии, Швейцарии и Италии семья в конце концов поселилась во Франкфурте, где Лейтон поступил в художественную школу Städelsches Kunstitut. Там он попал под сильное влияние своего учителя живописи Эдварда фон Штайнле. Позже Лейтон сказал, что фон Штайнле оставил "неизгладимую печать" как на нем как на художнике, так и на его работах.
В 1855 году он впервые представил картину "Мадонна Чимабуэ, которую несет процессия по улицам Флоренции" на летней выставке Королевской академии. В день открытия выставки картину Лейтона купила королева Виктория, что дало толчок для его дальнейшей карьеры.
Дом-музей Лейтона приобрел эту картину автора в 2011 году.
Членом Академии Лейтон был избран в 1864 году, в 1868 году стал полным академиком, а десятилетие спустя достиг вершины своей профессии, став президентом Королевской академии художеств. Незадолго до своей смерти от сердечной недостаточности в 1896 году он был удостоен дворянства, став Фредериком, лордом Лейтоном, бароном Стреттона. Он единственный британский художник, удостоенный этой чести и похороненный в соборе Святого Павла.
Личная жизнь художника осталась загадкой. Лейтон никогда не был женат. Одни сплетничали, что у одной из его моделей был ребенок от него, другие предполагали, что Лейтон - гомосексуалист. Но нет никаких сведений, даже намеков, на его личную жизнь. Дневников художник не оставил, а в письмах о своих личных делах не писал.
Еще один портрет Фредерика Лейтона работы Джорджа Фредерика Уоттса.
Лейтон даже путешествовал всегда один. Путешествия были важной частью его жизни. Хотя бы один раз он посетил Австрию, Алжир, Египет, Францию, Германию, Грецию, Ирландию, Италию, Ливан, Марокко, Нидерланды, Шотландию, Испанию, Швейцарию, Сирию и Турцию. После возвращения с Ближнего Востока, Лейтон просто сказал: "С тех пор я полюбил "Восток", как его называют". Во время поездок Лейтон делал небольшие пейзажные зарисовки маслом. Он редко их вешал на стены своего дома, но иногда включал в свои картины различные эффекты света, цвета и пейзажа, когда работал в студии. Иногда пейзаж, закат или эффект облаков, запечатленный в пейзажном эскизе, вдохновлял его на идею композиции, созданной годы спустя.
Набросок "Улица в Дамаске". 1873 год.
Результатом путешествий были не только зарисовки и эскизы для будущих картин, но в поездках художник черпал детали для дизайна и отделки своего дома.
Впервые попав в Алжир, Лейтон начал собирать артефакты исламского мира. В 1860-х и начале 1870-х годов он собрал большую часть своей коллекции. Он приобретал керамическую плитку, керамические вазы и столовую посуду, текстиль, изделия из металла, ковры (их около шестидесяти) и изделия из дерева.
Плитка в Арабском зале Лейтон-хауса.
Моя любимая картина Лейтона "Пылающий июль". К сожалению, в доме-музее Лейтона этой картины нет. Ее вообще нет в Великобритании.
В середине 20-го века картины викторианского периода не пользовались популярностью, имена художников, популярных тогда, начали забываться. "Пылающий июль" был обнаружен над дымоходом в Баттерсити. Известна история, когда молодой Эндрю Ллойд Уэббер, будущий известный композитор, увидел картину в магазине на Кингс-роуд в Челси, но его бабушка отказалась одолжить ему 50 фунтов, назвав картину "куском викторианского хлама".
На аукционе "Пылающий июль" не смогли продать за начальную цену в 140 долларов (около 840 долларов в современных ценах)
В 1963 году пуэрто-риканский политик и будущий губернатор Луис Альберто Ферре путешествовал по Европе с целью покупки картин и скульптур для основанного им Музея искусств Понсе. В одной из галерей Амстердама он заметил "Пылающий июль" и заинтересовался картиной. Хозяин галереи назначил цену в 1 000 долларов. Луис Ферре обещал переслать деньги и попросил хозяина не продавать картину. Лишь несколько лет спустя Антонио Луис Ферре, сын Луиса Альберто, завершил сделку с хозяином галереи. Картина была передана в Музей искусств Понсе в Пуэрто-Рико, где находится и сейчас. Сейчас "Пылающий июль" считается важнейшим произведением художника.
Сейчас картины Лейтона очень ценятся среди коллекционеров. На аукционах за них платят огромные деньги. Например картина Pavonia из частной коллекции была продана на Christie's за 1 594 500 фунтов стерлингов.
Картина Лейтона Golden Hours была продана на Christie's за 3 274 500 фунтов стерлингов.
К сожалению, в Доме-музее Лейтона тоже не обошлось без потерь. После смерти художника сестры пытались продать дом с условием, чтобы он оставался музеем, но покупателя найти не удалось, тогда они продали большую часть его коллекции на аукционе. Сам дом и обстановку в нем удалось сохранить с помощью Эмили Баррингтон, соседки и биографа Лейтона. Когда городской совет Кенсингтона при финансовой помощи одной местной семьи приобрел дом, то построили пристройку для проведения выставок. Дом использовался как детская библиотека, театральный музей, концертная площадка и галерея для местных художников. Удивительно, но большинство залов остались практически нетронутыми, хотя со временем дому потребовался ремонт и реставрация.
В период с 2008 по 2010 год Лейтон-хаус был закрыт на масштабную реконструкцию и реставрацию. Был создан текстиль для мебели, тождественный оригинальному, воссозданы флоковые обои в столовой, заново покрыт позолотой купол в Арабском зале. Для восстановления купола Арабского зала понадобилось около 550 упаковок 23,5-каратного сусального золота. Возвращены многие оригинальные картины и предметы.
Эмили Баррингтон подарила музею ряд работ, в том числе пейзажные зарисовки и картину венецианского дожа студии Доменико Тинторетто (Венеция 1560-1635), которая сейчас висит в вестибюле.
|
</> |