Должен остаться один
el_murid — 28.10.2011 Я не раз говорил, что внутреннее развитие мусульманского мира привело его в целом к цивилизационному кризису, который в силу раздробленности и внутренних противоречий этой крайне значимой цивилизации решается путём создания и реализации локальных проектов. Основной причиной кризиса является отставание в межцивилизационном соревновании и мусульманский мир ищет ответ по двум направлениям - модернизация и стагнация. Примером второго пути может служить Саудовская Аравия, которая нашла свой путь в создании жесткой замороженной во времени теократической монархии. Отказ от модернизации для неё является парадигмой - и очевидно, что этот путь - тупиковый. Закончится нефть, и проект умрёт.Модернизационные проекты гораздо более многочисленны и многообразны. Однако в сущности, их было три - ливийский проект социалистической общинной модернизации, теократический проект Ирана с упором на жесткое следование традиционным ценностям в общественной жизни и индустриальное развитие в экономике, турецкий проект мягкого ислама - в сущности, это тот же иранский проект, только с меньшим давлением в общественной жизни. Если совсем точно, то хронологически иранский проект - повторение турецкого, но с упором на теократию в общественной жизни.
Ко всему прочему, разделение ислама на две непримиримые ветви - шиизм и суннизм - создаёт дополнительные сложности для создания единого мусульманского проект, а специфические особенности некоторых стран - той же Сирии - вынуждает совмещать выбор как между самими проектами, так и с различиями по линии правоверные-схизматики.
Именно благодаря таким жестким и во многом непреодолимым противоречиям внутри мусульманского мира говорить о едином исламском проекте - ответе на вызов в межцивилизационном соревновании - нельзя. Поэтому исламский мир пошел по пути соревнования проектов с конечной целью - дезинтеграции проигравших. Если проекты невозможно объединить в силу противоречий, значит, никакой конвергенции не предвидится, а победитель получит всё - весь мусульманский мир. Должен остаться только один.
Как бы мы не относились к ливийской войне, однако следует признать, что одним из её итогов является фактическое закрытие социалистического исламского проекта. Он пока еще остаётся в Сирии - но видимо, Башар Асад будет вынужден отказываться от него - в одиночку, в отсутствие союзников, в отсутствие сколь-либо серьёзной сырьевой и ресурсной базы такой проект, да еще с претензией на общеисламское будущее, Сирия не потянет. Посмотрим, как именно Асад будет разворачивать реформы, но в сущности, у него практически не остаётся выбора - модернизация Сирии должна будет трансформироваться в турецком либо в иранском направлении. Либо Сирию в итоге будет ожидать ливийский сценарий. И внешние силы в лице НАТО и Запада будут лишь толчком.
В статье И. Берга "Радикализация в странах «арабской весны» и ее влияние на безопасность в Европе" даётся обзор последствий Арабской весны в плане влияния исламского фактора. В том числе эта статья затрагивает и ряд последствий, которые возможны по итогам Весны. Рекомендую.
|
</> |