Для кого мы пишем? Определяем собственную позицию
avtoram_com — 16.03.2010 Все мы нередко слышим возмущенные возгласы: «Почему книжные магазины наводнены макулатурой одноразового прочтения?».Я на это отвечаю, что таков выбор народа. Книгоиздатели руководствуются только показателями продаж. В ответ слышу: «Чушь! Всех моих знакомых воротит от книжной макулатуры. Где литературные шедевры? Нас намеренно пичкают суррогатами. Не иначе, как специально оглупляют народ!».
Господа хорошие, неужели кто-то всерьез считает, что вся огромная Россия в точности повторяет круг его друзей и знакомых? Это большое заблуждение. Давайте выйдем на улицу и посмотрим кругом. Разве мало мы видим тех, кто матерятся, пьют пиво из горлышка, бросают окурки под ноги? Это что, читающая интеллигенция?...
Кстати, аудитория телеканала «Культура» составляет всего 5% от общей российской телевизионной аудитории. Теперь сами подумайте: сколько ее, этой интеллигенции…
Россия-матушка — это не столица и несколько мегаполисов. Это необъятные просторы с городками, поселками, деревнями, полустанками. Думаете, народ покупает в книжных магазинах Пруста, Кафку, Джойса и пр.? Не смешите. Большинство в книжный не заходит, а идут прямо в гастроном.
А те, кто туда все-таки заглядывают, берут Донцову, Маринину, Дашкову, Акунина.
Самое интересное, что даже те, кто презрительно говорят о книгах легкого жанра, называя их макулатурой — таки почитывают их. Если кто-то заметит такую книжку у них на столе, они извиняющимся голосом говорят: «Сестра случайно тут оставила» или «Ой, мне коллега ее подсунула» и пр.
Люди берут эти книжки с собой в парикмахерскую, к зубному, в поезд, самолет, пансионат. А ведь другого времени для чтения у большинства из них просто нет.
Поэтому каждый автор должен понимать, ДЛЯ КОГО ОН ПИШЕТ, кому адресованы его книги. Если вы хотите больших тиражей и популярности — это одно. Если вы хотите хвалебных рецензий, опубликованных в толстых литературных журналах — это другое.
Вот когда писатель получает громкую литературную премию (Букера и пр.) — тогда совсем другое дело. Вот тогда продавцы сами начинают его рекламировать (чтобы заработать на нем как можно больше — ведь у него теперь есть престижный лэйбл).
В таком случае тоже начинают идти большие тиражи.
Известный российский психиатр и сексолог Лев Щеглов в одном из интервью сказал, что есть всего несколько вещей, значимых и интересных для человека. Это:
— Секс и все, что связано с полом.
— Успех, самореализация, карьеризм, тщеславие.
— Агрессия, криминал.
Можно сколько угодно возмущаться этим, но без толку. Человеческая природа такова, какова она есть. Лучше ее учитывать.
Обо всем этом стоит помнить. Конечно, это не значит, что надо снижать планку и писать примитивно — вовсе нет! Книги любого жанра можно и нужно писать хорошо, качественно.
Вот на этой оптимистической ноте позволю себе закончить.