Дитя моря и звёзд. Девять

Девять
Когда они возвращаются, Ночная Волна делает рыбок.
Она плавает посреди центральной комнаты, вокруг её головы клубятся какие-то графики и знаки. Время от времени перед её носом воздух сгущается и собирается в полупрозрачные светящиеся формы. Это едва намеченные очертания рыб, просто плоские ромбы с намёком на хвост, но они сразу же уплывают прочь. Целые облака их вьются вокруг дома, сбиваясь в радужные косяки, и заполняют помещения.
— Красивые, — хвалит Стивен, глядя на подвижные ручейки. Ночная Волна ничего не отвечает, но выдаёт ещё одну стайку.
— А для чего они? — спрашивает Стивен. Он пытается дотронуться до одной из рыбок пальцем; та уворачивается и уплывает. Бельку везёт больше: ей удаётся схватить одну рыбёшку в пасть. Но та рассеивается без следа.
— Ни для чего, — отвечает Ночная Волна. — Просто вдруг захотелось компании.
Стивен критически оглядывает её. Тюлина выглядит неважно. Она осунулась, вибриссы обвисли, мышцы выдаются под шкурой резче, чем раньше, и Стивен готов поклясться, что её полоски побледнели.
— Тебе надо почаще выходить гулять, — замечает он. — Здесь вообще-то есть вполне приятные местечки. Не то чтобы я не мечтал отсюда убраться, но это лучше, чем сидеть взаперти.
— Ты ничего не понимаешь.
— Ну так расскажи мне, — просит он.
Ночная Волна не отвечает.
Стивен ждёт, скрестив руки.
— Это всё моя вина, — говорит она наконец.
— Почему? — спрашивает он.
— Я думала, что поступаю умно, — говорит она. — Это я нас в это втянула. Мы должны были оставаться на корабле…
— Паук улетел раньше времени, — возражает Стивен. — Он сказал, у нас есть три часа. К тому же, нам необходимо было хоть ненадолго сойти с корабля.
— Ну… — говорит она. — Нет. То есть… паук не навредил бы тебе. Они и правда безобидные. Жуткие, конечно, но безобидные. Дело в том, что… матриарх попросила меня смотреть в оба на случай, если будет происходить что-нибудь странное. И когда паук решил отклониться от курса и залететь на Снарл, я подумала, что это как раз то самое и есть, а потом он начал говорить тебе странные вещи, так что… Я немного преувеличила.
— Ты мне солгала, — говорит Стивен.
— …Да, — говорит она и закрывает глаза.
Стивен не знает, что думать. Не то чтобы это было не в её духе — он уже давно подозревал, что Ночной Волне не в новинку принимать неправильные решения.
— Погоди, — говорит он. — Матриарх просила тебя сделать — что именно?
— Ей казалось, что между пауком и Строителями происходит что-то странное, — говорит Ночная Волна. — Почему паучий корабль оказался так близко от Земли? Земля — так себе планета, нет никаких причин находиться вблизи неё. А Строители что-то замышляют, в этом она уверена. Поэтому, когда вам с бельком понадобилось в Родные Воды, а мне как раз нужно было улетать, это была хорошая возможность…
— Значит, мы послужили тебе прикрытием, — заключает Стивен. — Матриарх никогда не делает чего-то лишь по одной причине, ага.
— Всё так, — с несчастным видом говорит Ночная Волна.
Итак… Ночная Волна лгала ему и всё это время его использовала. А теперь она снова им манипулирует, пытается разозлить.
Только у неё так плохо получается. Поощрять её самобичевание опасно, к тому же, она делает это так неуклюже, что Стивен просто не может на неё сердиться. И кроме того, чтоб он сдох, если даст ей добиться своего.
Остаётся одно: сменить тему.
— Я разговаривал с роботом, — говорит он. — Он сказал мне кое-что интересное.
Он пересказывает подозрения робота о прилетающих кораблях.
— Значит, паук знал о том, что Снарл здесь, — заключает он. — Но почему? Зачем лететь в такое место, куда никто не летает?
Похоже, ему удалось задеть любопытство Ночной Волны; она оживляется.
— За чем-то, что ты хочешь держать в секрете? — предполагает она.
Он прерывается на минуту, чтобы отнести белька в комнату с кругом жизнеобеспечения. Она вплывает в круг, замирает на мгновение, потом принимается исступлённо извиваться. Она так делает пару раз в день, и Стивен предполагает, что так она испражняется. Стивен и сам использовал круг для этого; результат дематериализуется так быстро, как будто его и не было. Стивен пока не решил, что чувствовать по этому поводу — восхищение или неловкость, — но определённо пока не привык к такому способу опорожнения кишечника.
— Что, например? — спрашивает он, возвращаясь.
Ночная Волна не отвечает, но теперь это вызвано задумчивостью.
— …А ещё они не пытались спасти Риииарра и робота, — добавляет он.
— И растение, — прибавляет Ночная Волна.
— Хорошо, и растение, — соглашается он. — Либо они и не собирались искать, либо не хотели найти.
— Какие неприятные люди, — замечает она.
— Мы всё равно хотим, чтобы они нас спасли? — спрашивает Стивен.
— Да, — твёрдо отвечает Ночная Волна.
— Я всё думаю про контрабанду, — признаётся Стивен. — Я даже не знаю, существует ли она у вас, галактических народов.
— Существуют вещи, которые опасно иметь, — отвечает она. — …Или ужасно. Но я понимаю, что ты имеешь в виду, и это встречается очень редко.
— Значит, всё-таки секрет, — кивает Стивен. — Какой же секрет можно хранить в таком месте, как это?
— Я не знаю, — отзывается Ночная Волна.
— И я не знаю, — говорит Стивен.
Они глядят друг на друга. Косяки плоских рыбёшек проплывают
мимо.
____________________
Стивена беспокоит состояние Ночной Волны.
Она всегда была ворчливой, но это её уныние в сочетании с глубочайшей апатией — это что-то новое. Стивену ничего не известно о психологии тюлинов, но он подозревает, что она до сих пор не оправилась от того срыва, который с ней случился, когда они обнаружили, что застряли на Снарле.
Ему приходит в голову, что, кроме редких вылазок с ним и бельком, она практически не бывала снаружи за всё то время, что они здесь.
Тем вечером, во время обеда, он говорит:
— Надо устроить вылазку.
Большинство тюлинов неряшливые едоки. Мелкую рыбку они глотают целиком, но особенно любят вцепиться во что-то покрупнее своими мелкими острыми зубами и рвать это на части, разбрасывая во все стороны рыбью чешую, кости и клочки кожи.
Но Ночная Волна ест не так. Хотя она и разрывает свою пищу на части, но не пользуется услугами круга жизнеобеспечения, а сама производит нечто бесформенное, напоминающее копчёный лосось. Может, это такой фастфуд? Тюлений аналог лапши быстрого приготовления. Чем бы это ни было, оно, похоже, не доставляет ей особого удовольствия.
— Я бы хотел посмотреть, что находится дальше по спирали, — продолжает Стивен, когда она ничего не отвечает. — Вдруг там есть что-то, что нам пригодится.
— Вряд ли, — отзывается Ночная Волна.
— Почему?
— Если бы там что-то было, другие бы это уже нашли, — вяло замечает она. — Ничего там нет.
— Ну, точно мы знать не можем, так ведь? — возражает Стивен. — Робот занят только своей трубой. Риииарр вообще не разбирается в технике. А растение… оно растение. Откуда нам знать: вдруг кто-то, кто прилетал сюда раньше, оставил здесь что-нибудь?
Она некоторое время обдумывает такую возможность, потом немного оживляется:
— Вероятность очень слабая, но она есть.
В отличие от Ночной Волны, белёк ест действительно неаккуратно, хотя синтетические рыбки, которые она терзает, были бы взрослому тюлину на один зуб. К счастью, круг жизнеобеспечения не даёт ошмёткам разлетаться; они просто растворяются в воздухе, не создавая особого беспорядка.
— Разумно будет туда пойти, — добавляет Стивен. — Отсюда нам не видна целая половина неба, которую заслоняет проклятый фиолетовый светильник.
— Это верно, — задумчиво отвечает она. — Очень даже верно. Там может быть всё что угодно.
— Ну, скорее всего, там только звёзды, — осторожно говорит Стивен. Его настораживает такая быстрая смена её настроений.
— Кто знает? — говорит она. — Не увидим, пока не посмотрим. Когда отправляемся?
— Завтра утром, — отвечает Стивен.
— Завтра? — переспрашивает она. — А может… — Тут она вздрагивает и замолкает, закрыв глаза. — Да. Правильно. Завтра.
Потом открывает глаза и смотрит на Стивена:
— Мне нужно отсюда выбраться.
____________________
Позже, вечером, снаружи дома кто-то зовёт:
— Стивен Хоук.
Это робот.
Стивену удалось заставить круг жизнеобеспечения выдать ему немного ткани и липкую субстанцию, которая послужила клеем, так что он смастерил занавески. Он отодвигает ту, которая занавешивает дверь.
— Привет.
— Я думал над твоей идеей, — говорит робот; он стоит на дорожке перед домом. — У неё действительно есть потенциал. Я построил несколько прототипов, и они работают. Пойдём покажу.
Стивен оглядывается на Ночную Волну. Она смотрит с настороженным любопытством.
— Ты идёшь? — спрашивает он.
— Конечно, — отвечает она.
Робот ведёт их обратно в парк — похоже, это его излюбленный полигон для испытаний. Рядом с трубой-пушкой на земле теперь громоздятся какие-то массивные бесформенные глыбы.
— Ну вот, — говорит робот, останавливаясь у одного из небольших кривоватых цилиндров, лежащих на земле. Они примерно вдвое больше тех зондов, которые Стивен видел вчера; форма у них немного другая, но они всё такие же бесшовные на вид. Ночная Волна заинтересованно осматривает их, пока Стивен удерживает белька. Он видел ракеты в действии.
Робот в это время воодушевлённо распространяется о принципе работы устройства:
— …экспериментировал с разными видами вещества, — говорит он. — От этого очень многое зависит. Чем плотнее, тем лучше, но оставлять за собой след из урановых кирпичей мне показалось несколько некрасивым. С жидкостями гораздо проще. Вот, посмотрите.
Он принимается возиться над прибором.
— Что ты ему сказал? — тихо спрашивает Ночная Волна Стивена, пока они ждут.
— Я… кажется, мельком упомянул ракеты, — отвечает Стивен, чувствуя, как проваливается его сердце. — Это очень плохо?
— Ракеты? — насмешливо повторяет она. — Серьёзно?
Стивен ещё никогда так не радовался снисходительному тону.
Робот тем временем производит какие-то — судя по всему, заключительные — манипуляции над прибором и отступает:
— Ну вот.
Внезапно цилиндр выпускает из себя пар и начинает неспешно подниматься над землёй, лениво набирая скорость. Прямо из-под него в землю бьёт струя, разбиваясь в сверкающие брызги, которые разлетаются во все стороны. Стивен морщится, когда одна из этих брызг отскакивает от его силового поля.
— Что это за вещество? — спрашивает он.
— Ртуть, — отвечает робот.
Они наблюдают, как маленькая ракета поднимается ввысь, обрушивая на землю ртутный дождь, капли которого врезаются во всё вокруг. Где-то через минуту струя внезапно иссякает.
— Я верну её чуть позже, — говорит робот. — Ну, что думаете?
— Очень остроумно, — вежливо отзывается Ночная Волна.
— Я никогда не видел, чтобы ракеты летали на ртути, — говорит Стивен.
— Да? — говорит робот. — Ты знаешь о них больше, чем я. А на чём они у вас летают?
— Кажется, на водороде и кислороде, — отвечает Стивен.
— Но они же такие лёгкие! — удивляется робот. — И разве они вместе не воспламеняются? Разве это безопасно?
— Я думаю, на то и расчёт, — неуверенно говорит Стивен. Учёба на факультете лингвистики и культуры не особо подготовила его к обсуждению физики ракетостроения. — Мы их поджигаем и… ммм… снизу выходит горячий газ.
— Горячий газ? — переспрашивает робот. — Но зачем вы… Хотя конечно! Горячий газ расширяется! Так вы преобразуете энергию упругости газа в импульс! Весьма хитроумно, весьма. Мне не приходило в голову менять температуру. Попробую так. Спасибо.
Вне костюма Стивена гравитация отсутствует, так что на обратном пути ему приходится пройти сквозь облако ртутных брызг. Впрочем, белёк находит их очень красивыми и скачет в них, вызывая волны своим силовым полем.
— Молодец, — говорит Стивену Ночная Волна.
— Чего?
— Всю оставшуюся жизнь ты будешь вспоминать этот момент и думать: это сделал я, — говорит она.
— Ха-ха, — отвечает Стивен.
Они идут назад. Уже поздно — то есть внутренние часы говорят им ложиться спать; сам же Снарл, как всегда, неизменен.
— А ты знаешь, это сработает, — некоторое время спустя говорит Ночная Волна.
— Ты имеешь в виду, в самом деле можно проделать путь в несколько световых лет на ракете, работающей на ртутном душе? — уточняет Стивен.
— Всё лучше, чем ничего, — отвечает она. — Он же собирался лететь сквозь космос сто тысяч лет. Даже это посмешище в форме ракеты проделает этот путь быстрее. Нет, это сработает.
Некоторое время спустя она добавляет:
— Но, конечно, сработает не настолько быстро, чтобы мы могли извлечь из этого какую-то пользу.
Дальше они движутся молча; Стивен шагает, а две тюлины плывут по бокам от него, едва шевеля ластами.
Они останавливаются на несколько минут, чтобы показать Ночной Волне статуи. Она разглядывает их с интересом, но почти ничего не говорит и весь обратный путь до дома выглядит подавленной.
|
</> |