![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomnikonova_alina7736983628545292854529_original.jpg)
ДИКИЕ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐнÑи ÐаÑиÑÑ. ÐенÑина в ÑлÑпе. 1905 ÐнÑи ÐаÑиÑÑ. ÐенÑина в ÑлÑпе. 1905](/images/main/dikie-c7e693.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2854529/2854529_original.jpg)
Часть 1.
Осенний салон 1905 года в Париже как всегда сопровождался скандалом. Надо полагать, что в ту эпоху публика уже с нетерпением ожидала, чем ее еще удивят молодые новаторы. Прошли те времена, когда совершенно невинные картины, вроде «Олимпии» вызвали чуть ли не народные бунты, теперь все хотели все более ярких и эпатажных впечатлений.
![ÐÑÐ»Ñ Ð¨ÐµÑе. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐÑи ÐокÑÐµÐ»Ñ ÐÑÐ»Ñ Ð¨ÐµÑе. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐÑи ÐокÑелÑ](/images/main/dikie-871911.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2870049/2870049_800.jpg)
![СÑÑаниÑа иÑ
жÑÑнала СÑÑаниÑа иÑ
жÑÑнала](/images/main/dikie-bc8907.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2870481/2870481_800.jpg)
И опять ожидания публику не обманули. Когда известный художественный критик Луи Воксель вошел в зал номер VII, то, бросив всего лишь один взгляд на то, что в нем было представлено, он воскликнул:
"La candeur de ces bustes surprend au milieu de l'orgie de tons purs: c'est «Donatello chez les fauves»" (Искренность этих бюстов поражает среди оргии чистых тонов: это «Донателло среди диких животных»).
![Ðал Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑ VII ÐÑеннего Ñалона 1905 года. Ð ÑенÑÑе â ÑкÑлÑпÑÑÑа ÐлÑбеÑа ÐаÑка Ðал Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑ VII ÐÑеннего Ñалона 1905 года. Ð ÑенÑÑе â ÑкÑлÑпÑÑÑа ÐлÑбеÑа ÐаÑка](/images/main/dikie-16c313.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2870563/2870563_original.jpg)
Дело в том, что в этом зале помимо картин компании молодых единомышленников, к которых впоследствии и стали называть les fauves, то есть «дикие», или фовисты, были и скульптуры работы Альбера Марка (не путать с фовистом Альбером Марке!!!), работавшего во вполне классических традициях, почему Воксель и сравнил их с работами Донателло.
Это был уже не первый раз, когда с легкой руки ироничного художественного критика новое направление в искусстве неожиданно обретало весьма удачное название, которое впоследствии закреплялось за ним навсегда. Впрочем, Воксель по отношению к фовистам был настроен вполне доброжелательно, и даже похвалил их творческие поиски в своем обзоре, посвященном Осеннему салону 1905 года.
Итак, кто же такие, эти фовисты, и что они сделали в искусстве?
Центром группы оказался Анри Матисс, молодой юрист, который стал
художником по воле случая. Свою карьеру он начал в качестве
мелкого клерка в конторе адвоката в Сен-Квентине, а живописью
увлекся лишь в 20 лет, когда почти два месяца пролежал в больнице,
восстанавливаясь после операции по удалению аппендикса.
Выздоравливал он медленно, из больницы его не отпускали, и мать,
чтобы как-то его "развеять" принесла Анри коробку красок, альбом и
пачку открыток. Он начал копировать известные картины и, как
позднее вспоминал "почувствовал себя в раю".
Это было ещё в 1889 году. Позднее с полного одобрения родителей он
круто переменил свою жизнь, снова уехал в Париж, где всего за пару
лет до этого получил диплом юриста, поступил сначала в мастерскую
Бугро в Академии Жюлиана, затем перешёл в Школу изящных искусств к
Гюставу Моро. Именно там он и подружился со своими будущими
единомышленниками по сообществу фовистов - Жоржем Руо и Альбером
Марке.
![ÐнÑи ÐаÑиÑÑ. ÐоÑÑ. 1895 ÐнÑи ÐаÑиÑÑ. ÐоÑÑ. 1895](/images/main/dikie-ab5979.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2871652/2871652_original.jpg)
Поначалу Матисс склонялся к импрессионизму, и работал в весьма
приглушенной цветовой гамме. Но его наставник, Гюстав Моро,
постоянно внушал ему, что главная задача живописца - выразить в
красках свое отношение к миру. Возможно, начинающий художник
воспринял слова мэтра несколько буквально, поскольку с какого-то
момента основное внимание стал уделять именно цвету, увидев в нем
самостоятельную "силу, способную подчеркнуть ощущение".
Позднее Матисс познакомился с Полем Синьяком, виднейшим
представителем дивизионизма и последователем Жоржа Сера. Под
влиянием Синьяка он начинает эксперименты в духе дивизионизма с
письмом отдельными точками чистого и яркого цвета. Впрочем,
результаты его не очень удовлетворяют, и он идёт дальше, работая
уже не с точками, а с пятнами самых ярких цветов, создавая на своих
полотнах немыслимые для той эпохи цветовые сочетания.
![ÐнÑи ÐаÑиÑÑ. РоÑкоÑÑ, покой и наÑлаждение. 1904 ÐнÑи ÐаÑиÑÑ. РоÑкоÑÑ, покой и наÑлаждение. 1904](/images/main/dikie-5ddc4f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2871988/2871988_original.jpg)
Ключевой работой, знаменующий переход Матисса от дивизионизма
(или пуантилизма) к фовизму является его картина 1904 года
"Роскошь, покой и наслаждение".
Она была написана после лета, проведенного Матрасом в Сен-Тропез,
где он темно общался с Синьяком и ещё одним пуантилистом,
Анна-Эдмоном Кроссом.
Стилистика картины ещё пока дивизионистская, тем не менее
обнаруживает влияние и иных художественных направлений. Во-первых
сама тематика и композиционное решение "Роскоши" отсылает к на тот
момент уже классическому и легендарному "Завтраку на траве" Эдуарда
Мане, а также к знаменитой серии с изображением купальщиц Поля
Сезанна. Кстати, картину Сезанна "Три купальщицы" Матисс купил ещё
в 1899 году за немыслимую для него на тот момент сумму в 1300
франков.
Название картины Матисс также позаимствовал у Бодлера.
Но что же было в этой картине его собственное?
Во первых - это цвет, гораздо более яркий и насыщенный, чем у
пуантилистов. Современников особенно поразили искусно подобранные
контрастные оттенки пурпурного и зелёного цветов. Далее, Матисс уже
наносит краску гораздо шире и свободнее, чем это делал Синьяк,
словно для него уже не важно, чтобы отдельные точки в глазах
зрителя слились и дали цельную картинку и единый цвет. Более того,
тень, которую отбрасывает фигура обнаженной стоящей женщины,
вытирающей волосы, художник уже не пишет разноцветными точками,
который должны при взгляде смешаться и дать "в сумме" черный цвет.
Вместо этого он обводит фигуру модели черным контуром, что придает
ей объем и плотность.
Считается, что в этой работе Матисса, "сезанновская философическая
и грозная логика уже явно торжествовала над сутью пуантилизма".
Однако Синьяку картина очень понравилась и он тотчас же приобрел ее
для своего дома в Сен-Тропез.
Продолжение следует...