«СВЯТЫЕ ЖЕНЫ» ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАНА
nikonova_alina — 20.01.2022Разумеется, образы святых женщин, мучениц, подвижниц, благотворительниц создавали многие европейские художники. Во времена Ренессанса и барокко это были весьма востребованные темы и в смысле назидательности (всегда полезно иметь перед глазами наглядный пример, демонстрирующий недостижимый для обычного человека уровень жертвенности), и в смысле вольности в трактовке некоторых тем. При изображении святых. В частности, не возбранялась частичная или полная их нагота (ведь палачи очень часто снимали с юных девственниц одежду), изображения пыток или насилия, что должно было ужасать зрителя (а по факту могло и возбудить).
Но ни у одного из европейских художников не было такого системного подхода к этой теме, как у Франсиско Сурбарана. Начиная приблизительно с середины 1620-х годов и вплоть до конца 1640-х он создал не менее трех десятков изображений святых женщин, которые сейчас условно объединяют в цикл «Святые жены».
Скорее всего это не был единый большой заказ, который мог бы сделать королевский двор или какой-то богатый монастырь, а художник писал отдельные изображения святых для отдельных заказчиков, среди которых могли быть и частные лица, и городской совет Севильи, где он в основном жил, и, разумеется, монастыри и церкви.
Первой картиной серии вероятно можно считать «Святую Лючию», написанную приблизительно во второй половине 1620-х годов. Очевидно, что это произведение принадлежит кисти еще не совсем определившегося мастера, хотя и обладающего остаточной профессиональной выучкой.
Я бы даже предположила, что тема святых женщин появилась в творчестве Сурбарана именно тогда, когда он переселился в Севилью из небольшого городка Льерена, где после обучения в мастерской севильского художника Педро Вильянуэва, он делал первые самостоятельные шаги в искусстве. Сурбаран, уроженец деревни Фуэнте Кантос, расположенной на границе Андлусии и Эстремадуры очень хотел жить в Севилье, но понимал, что пока не обретет определенный опыт и известность, не сможет на должном уровне конкурировать с очень сильными мастерами севильской школы живописи.
Его переезду в Севилью предшествовала личная трагедия, которая закончилась новым обретением житейского счастья. В 1625 году умерла его первая жена, Мария Паэс, на которой он женился по великой любви вопреки воле родителей и общественному мнению. Мария была дочерью коновала (профессия презренная в то время в испанском обществе), и к тому же старше Франсиско почти на десять лет, тогда как он происходил из состоятельной семьи торговцев-басков, которые считали себя дворянами, поскольку их предки первыми вступили в Реконкисту. Мария родила ему троих детей, а потом неожиданно скончалась. Франсиско похоронил ее в Льерене, некоторое время пребывал в депрессии, но спустя пару лет женился во второй раз. Его избранницей стала молодая вдова Беатриса Моралес. Вот с ней он и переехал в 1628 году в Севилью, чтобы начать новую жизнь.
Там его дела сразу пошли в гору и у него появились состоятельные заказчики. Известно, что уже в 1629 году Сурбаран «жил на улице Алькасара, в тени королевского дворца, со своей женой Беатрисой Моралес, с тремя детьми от первого брака, с матерью (или сестрой) Исавельей Сурбаран и с восьмью слугами». Видимо, как раз в это время он и начинает создавать своих «Святых жен».
В серию входят изображения 17 или 18 святых, некоторые из которых были изображены в нескольких вариантах. При этом Сурбаран никогда не повторял и не копировал даже самые удачные свои работы. Его святые все сугубо индивидуальны, но при этом лишены глубины психологической характеристики, которая была присуща его работам, изображающим святых-мужчин.
Большая часть святых – персонажи достаточно отдалённой истории христианства, первые мученицы, пострадавшие во время гонений Диоклетиана. Но есть и более реальные героини – святая Касильда Толедская (Сарацинка), святая Елизавета Венгерская, святая Изабелла Португальская. Любопытно, что все эти принцессы и королевы пережили одинаковое чудо. Несмотря на то, что им запрещалось помогать бедным, они тайком, завернув в подол платья или полу плаща, выносили из своих дворцов хлеб и раздавали нуждающимся. Когда мужья/отцы/злобные придворные однажды застукали их за этим занятием и потребовали показать, что они там прячут, девицы развернув свои наряды, продемонстрировали недоброжелателям подолы полные благоухающих цветов. Именно поэтому эти героини представлены в самых дорогих и роскошных нарядах с коронами на головах.
На самом деле, девушки, представленные как святые, больше всего напоминают участниц какого-то придворного маскарада. На них надеты наряды из дорогих тканей: парчи, шелка, бархата, отделанные золотом и драгоценными камнями. Есть даже версия, что Франсиско, который имел свой процент с родительского бизнеса, писал эти картины как своего рода рекламу дорогих тканей, которыми торговала его родня.
Разумеется, все святые имеют при себе атрибуты, указывающие на их личность (агнец – святая Агнесса (или Инесса), глаза – святая Лючия, груди – святая Агата, стрела – святая Урсула и т.д.), а чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений по поводу лчности изображенных дам, художник вложил каждой в руку пальмовую ветвь – символ мученичества, а внизу оставил разборчивую подпись (это для совсем тупых современников и будущих исследователей).
Большую часть святых Сурбаран пишет в полный рост на темном фоне, но есть и несколько поколенных изображений. Вероятно, такой формат был особо обговорен заказчиком.
Особняком стоит один из вариантов изображения святой Агнессы, где она представлена не в придворном наряде, а в более скромном простом платье, почти в рубище на светлом фоне. Несмотря на то, что Агнесса считается одной из самых юных святых (в момент казни ей было 13 лет), девушка на картине кажется значительно старше. Работа по стилистике очень похожа на «Мальчика Христа», я бы датировала ее началом 1620-х годов и не стала бы включать в серию. Может даже появление этой картины как-то связано со смертью первой жены Сурбарана.
Кстати, его вторая супруга также умерла довольно рано, в 1639 году, и художник опять погрузился в депрессию на несколько лет и практически перестал работать. Единственный сюжет, который он еще мог в это время исполнять – это был святой Франциск, предающийся размышлениям о смерти с черепом в руках. Во всяком случае к образам святых дев Сурбаран вернулся только с середины 1640-х годов, когда женился в третий раз. Его новой избранницей стала юная Леонора де Тордеро, дочь золотых дел мастера, за которую Сурбаран взял весьма приличное для тех времен приданное в 2000 дукатов (кстати, когда он за несколько лет до своей третьей женитьбы выдавал замуж свою дочь, то дал ей такое же приданное).
Святые жены Сурбарана в наше время разлетелись по всему миру. Они хранятся не только в музеях Испании, но также и во Франции, в Англии, в США. А святая Юста, причем единственная известная работа с ее изображением в цикле Сурбарана, добралась и до нашей страны. Любой может увидеть ее в Смоленской картинной галерее, отреставрированную, прекрасную и невинную.