НИКОЛАЙ КАСАТКИН. СОПЕРНИЦЫ. 1890


Часть 2.
Николай Касаткин задумал свою картину «Соперницы» еще летом 1889 года, когда жил на своей даче в деревне Марфино. Для главных героинь ему позировали две местные девушки, Феня и Лена. Как обычно, художник сначала написал пейзажный этюд, а потом поместил в него людей.

Итак, перед зрителем предстает улица на деревенской окраине, где под свинцово-синем небом расстилается почти бесконечная снежная равнина, которую ограничивают лишь застывшие на морозе розовато-сиреневые деревья на заднем плане и избы под заснеженными треугольниками крыш у левого и правого краев холста. Избы с их открытыми ставнями и огороженными палисадниками придают пространству уютный обжитой вид. На переднем плане справа художник пишет брошенные кем-то санки с обледенелой бочкой, вода в которой уже замерзла. Эта довольно живописная деталь из деревенского быта не имеет прямой связи с сюжетом, однако придает композиции определенную законченность, как бы продолжая и завершая правую линию домов. К тому же замерзшая вода дополнительно обозначает условия, в которых разворачивается история – зимний, скорее всего январский (когда у нас самые сильные морозы) день.
Центром композиции вполне закономерно являются две девушки в теплых зимних полушубках, отделанных мехом, в ярких платках и многослойных юбках, похожих на два пышных цветка. Обе несут на коромыслах ведра с водой. Судя по всему, они встретились у колодца, центра деревенской жизни, и за своим весьма эмоциональным разговором не заметили, как прошли полдеревни. Касаткина часто обвиняли в недостаточном владении цветом, однако эта работа однозначно опровергает все подобные инсинуации его недоброжелателей.
У крайнего дома художник помещает фигуру молодого мужчины в модном блестящем картузе, длинном темном кафтане, под которым угадывается вышитая белая рубаха, и с гармошкой в руках. Иногда утверждается, что это лишний персонаж в картине. Однако очевидно, что именно этот кавалер и является тем объектом, за симпатию которого и соперничают девушки. Без него можно было бы только догадываться о предмете их спора.
Сюжет картины имеет как минимум три трактовки, несмотря на вроде бы однозначное название произведения, которое должно было все прекрасно объяснить. Есть версия, что девушки поспорили, кто из них ловчее, не пролив ни капли, пронесет воду из колодца. Возможно, они договорились, что гармонист, явный «первый парень на деревне», достанется победительнице, и девушка в синем платке, более решительная и энергичная, напоминает подруге об их уговоре.
Владимир Стасов, которому картина очень понравилась писал о ней так:
«…Уже хороши «Соперницы» - две женщины, в черных бархатных кафтанчиках, идущие по снегу с ведрами на плечах за водой и по дороге повздорившие из-за мужчины, мужа одной из них. Тут и снежная поляна в деревне, и изящные краски общего, и противоположные характеры двух баб, одной задорной и сердитой, крикливой, другой – кроткой и смиренной, с опущенными глазами, все выражено очень даровито…»
С чего Стасов взял, что речь идет о муже, а не о холостом кавалере, которого делят две незамужние девицы, совершенно непонятно. Однако по его версии получается, что гармонист, женатый на бойкой девушке в синем платке, начал проявлять интерес к ее подруге. Девушка в цветастом платке выглядит скромницей, идет потупив взор и вроде бы даже не пытается оправдываться, однако, вероятно, она из тех, у кого «в тихом омуте черти водятся», вполне возможно, что она абсолютно уверена в силе своих чар, и оттого ее соперница и злится.
Но скорее всего речь идет о соперничестве за руку и сердце самого завидного деревенского жениха, гармониста. И опять, получается, что сначала кавалер ухаживал за девушкой в синем платке, более яркой и заметной, но потом разглядел красоту и прочие достоинства ее более скромной подруги. И теперь между девушками идет обычный для такой ситуации разговор, полный упреков и недоумения, когда выясняется, что твоя бывшая лучшая подруга на самом деле ведет себя как змея подколодная, а ты чувствуешь себя полной дурой, потому что делилась с ней всеми подробностями своего романа.
Авторитет Владимира Стасова сыграл с искусствоведами злую шутку: почему-то все вслед за ним уверены, что это скромница уводит мужа либо кавалера у своей бойкой подружки. Но ситуация может быть и обратной, и это как раз шустрая девица в синем платке решила увести возлюбленного у более тихой подруги. Вполне можно представить, как она говорит ей: «Лучше отдай его мне сама, все равно он с тобой не останется…»
Невозможно предугадать, чем кончится вся эта история, с кем из подруг останется гармонист, который на картине смотрит вслед сразу обеим девушкам, можно лишь надеяться, судя по довольно миролюбивому в целом настрою разговора, что до кровопролития и смертоубийства дело у них не дойдет.
Но все-таки Касаткин так и не осознал своего истинного призвания, поскольку и на этой картине пейзаж, где эффектно контрастируют белый снег и синее небо, по сути, не нуждается в том, чтобы его дополняли наивные разборки деревенских барышень.