ГЕНРИ РЕБЕРН. СВЯЩЕННИК НА КОНЬКАХ. Ок.1795
nikonova_alina — 03.01.2022Часть 1.
Эта картина считается чуть ли не самым первым и одним из самых
значительных произведений национальной шотландской школы живописи.
Гордости землякам ее автора всегда добавлял и тот факт, что он не
был профессиональным художником по образованию. Однако в последнее
время появились некоторые сомнения насчёт авторства. Поэтому
вопреки обыкновению сначала я собираюсь разобрать и
проанализировать это полотно, безусловно, необычное и выдающееся, а
уже потом порассуждать на тему его авторства.
Итак, если насчёт авторства картины у исследователей есть
определенные сомнения, то с личностью модели никаких неясностей
нет. На портрете изображен преподобный Роберт Уокер, священник
Церкви Шотландии, которому на тот момент было около сорока лет.
В детстве Уокер жил в Голландии, в Роттердаме, где служил его
отец, именно там, на замёрзших каналах, он и научился кататься на
коньках. Через несколько лет Уокер вернулся в Эдинбург, получил
лицензию на служение в местной пресвитерии, женился и стал отцом
пятерых детей. У них было пятеро детей — две дочери и три сына.
Уокер был человеком серьезным и уважаемым в Шотландии, имел массу
важных служебных обязанностей, но ещё он был, как бы сейчас
сказали, активистом-общественником. Он был членом Королевского
клуба лучников и членом Клуба
любителей фигурного катания, старейшего в Великобритании,
созданного ещё в 1744 году. Местом встречи членов клуба было озеро
Даддингстон, замерзающее зимой. Оно находится недалеко от Лохенда
на северо-востоке между Эдинбургом и Литом.
Итак, жанр картины нельзя определить однозначно, поскольку это
изображение конкретного человека в действии, то есть это
одновременно и портрет (причем профильный в полный рост) и жанровая
композиция. Роберт Уокер, одетый в строгий костюм для катания на
коньках - лёгкое чёрное пальто, черные кюлоты и чулки и черный
цилиндр (всё-таки он человек серьезный, отличавшийся весьма
строгими моральными принципами) ловко скользит по замерзшему озеру
на фоне сурового, лаконичного и в то же время потрясающе красивого
гористого зимнего пейзажа. Лишь две детали костюма священника
слегка оживляет общую строгость его образа: белоснежный шейный
платок, контрастирующий с румяными щеками и ярким здоровым цветом
лица модели, и розовые ленты с трогательными маленькими бантами,
которые сложной перевязью крепят лезвия коньков к его обуви.
Уокер выполняет довольно сложное технически фигурное движение: он
оттолкнулся левой ногой, оставил ее поднятой и теперь скользит
вперёд лишь на правой. Для того, чтобы сохранить равновесие, он
сложил руки на груди, хотя кажется, что в такой позе поставленная
задача кажется ещё более трудной.
Очевидно, что лёгкость движения и ощущение парения конькобежца,
которое передает художник, далось Уокеру не само по себе, а путем
долгих и упорных тренировок, его мастерство было следствием
глубочайшей самодисциплины, а не случайной удачи.
Одинокая фигура Роберта Уокера резко выделяется на фоне серых
холодных облаков с редкими вкраплениями розоватых оттенков:
«...Розовато-серые скалы и небо были написаны с большой свободой, в
то время как фигура самого преподобного Роберта Уокера выписана
настолько плотно, что он кажется почти черным силуэтом на фоне
ледяной туманной пустыни. Возможно, это была задача, которую
поставил перед собой художник: показать, что, несмотря на всю свою
очевидную сдержанность, священник в душе был романтиком, по крайней
мере человеком со склонностью к общению с природой...»
Священник, который скользит по льду, словно по тонкой грани,
разделяющей рай и ад, представлен как истинный герой Шотландского
Просвещения. Его движение словно символизирует торжество разума над
мраком и страхом.
Картину отличает необычная, даже можно сказать, уникальная
композиция, в которой сочетается уравновешенность и точность.
Динамику создает именно поза модели, с ногой, вытянутой назад.
Художник сознательно сосредотачивает все внимание на фигуре
священника, а пейзаж передает достаточно условно.
Продолжение следует...