
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ


Из воспоминаний художника Якова Минченкова:
"...Значительным коллекционером, составившим в Москве свою галерею,
был Цветков Иван Евмениевич. Хотя он был не купцом, а человеком с
высшим образованием и служил в Земельном банке, но характер его был
чисто купеческого склада. Даже сама фигура его, походка, речь
увязывались с его пониманием искусства.
Грузная фигура, тяжелая медленная поступь. Лицо мрачно нахмуренное
или брезгливо искривленное. Вещи он признавал только ясно
определившихся мастеров, с содержанием, с живописью, доходящей до
натурализма. Приобретаемые им картины казались такими же тяжелыми,
как и он сам.
Облюбует вещь, внесет за нее маленький задаток, чтобы она значилась
за ним, и за дымящей сигарой чувствует себя счастливым обладателем.
Подойдет к картине, похлопает по ней рукой и скажет
самодовольно:
-- Вот она, голубушка! Собственность! Сосватал, изволите ли видеть!
Дороговато, да что поделаешь – для галерейки надобность.
У него спрашивали:
-- Почему вы приобрели эту картину? Находите ее хорошей?
Цветков отвечал:
-- Для меня она хороша. Это, изволите ли видеть, как жениху
невеста: сватают ему девицу, достойную во всех отношениях, а ему
вот, изволите ли видеть, понравилась другая, не столь прекрасная.
Так вот и я – покупаю то, что мне нравится.
Цветкова и прозвали словами «изволите ли видеть» за частое их
повторение.

Дом Цветкова в русском стиле, дородный и тяжелый, олицетворял
своего хозяина. Когда вы входили в вестибюль, навстречу появлялся
сам Иван Евмениевич и ожидал вас на площадке лестницы, ведущей во
второй этаж. На нем бархатный халат, вроде боярского, а на голове
расшитая золотом тюбетейка. Совсем Борис Годунов.
Вечером хозяин зажигал электрический свет в люстрах второго этажа,
показывал гостю свою галерею и давал объяснения. У него была
хорошая память, и он знал всю родословную каждого художника,
начиная с петровского времени. Знал – что называется – кто когда
родился, крестился, женился и умер. О некоторых художниках так
буквально и говорил:
- Это он писал, изволите ли видеть, со своей первой жены, а вот
этот женский портрет, когда овдовел, и эта особа была его
невестой.
Или:
- Обратите внимание, что картина помечена 1832-м годом, значит, она
написана ровно через год как автор окончил Академию и оставался в
России до поездки в Италию.
Потом в своем кабинете усаживал гостя в кресло, ставил перед ним
низенький столик и совсем уже обрекал его на усыпление.
У Цветкова были огромнейшие альбомы с рисунками. Он поочередно
вынимал их из шкапа, клал перед гостем и, медленно перелистывая
страницы, разъяснял:
- Рисунок Перова 1868 года, а вот такой же точно рисунок на ту же
тему, нарисованный в 1871 году, но вместе с тем в них есть
некоторая разница; такая же разница есть и в рисунках Прянишникова,
которые я покажу вам, когда просмотрим этот альбом.
Перед глазами гостя перевертывались десятки, сотни страниц,
мелькало бесчисленное множество рисунков, в которых он не мог уже
разобраться; в глазах рябило, а хозяин продолжал свое:
- Этот рисунок хотя и без подписи, но вы поймете, что он Федотова,
когда, изволите ли видеть, ознакомитесь со следующим альбомом.
Гость доходил до одурения и, как сквозь сон, слышал:
- А это, изволите ли видеть, рисунки, имеющие непосредственную
связь с такими же работами художника, собранными в дальнейших
альбомах…
Кабинет с рисунками стал, наконец, пугалом для посетителей
Цветковского дома, и они всячески старались его избежать, несмотря
на настойчивые приглашения хозяина..."