ЭДУАРД МАНЕ. ЭФФЕКТ СНЕГА В ПТИ-МОНРУЖ. 1870
nikonova_alina — 10.01.2022Однажды ненастным декабрьским днём 1870 года одно артиллерийское
подразделение Национальной гвардии Третьей Французской республики,
дислоцированное в парижском пригороде ждало сигнала к атаке. Нервы
у военных были напряжены до предела, и вдруг совершенно неожиданно
пошел снег. Он ложился на крыши окрестных домов, промерзшую землю,
на артиллерийские орудия мокрыми хлопьями и тут же превращался в
воду и грязь.
Среди офицеров-артиллеристов был и лейтенант Эдуард Мане,
мобилизованный в армию в сентябре 1870 года. Конечно, художник и на
войне остаётся художником, поэтому вид городских окраин под грязным
снегом, совершенно не похожим на сияющее белоснежное покрывало,
вдохновил его на создание пейзажа, редкого жанра в его творчестве.
Причем его первого пейзажа, написанного на пленэре.
Итак, главным героем картины Мане действительно является снег,
парижский снег, такой, каким он предстал в тот день перед глазами
художника. На переднем плане снег ещё частично лежит на холмах
крупными серо-белыми пятнами, но частично уже растаял, смешался с
глиной и песком и превратился в мрачные коричневые диагональные
полосы. На заднем плане художник изобразил дома и церковь квартала
Пети-Монруж (XIV округе Парижа). Кажется, что эти здания то ли
засыпаны снегом, то ли слеплены из него и тоже как будто тают,
почти сливаясь с блеклым серо-бежевым небом.
Мане создаёт на редкость депрессивную атмосферу, при этом весьма
точно передавая сложные (хотя и довольно неприятные) визуальные
эффекты, демонстрируя, как меняется зимний городской пейзаж под
воздействием плохой погоды. К тому же угрюмый рассвет и грязный
тающий снег невольно наводят на мысль о предстоящем бое, в котором
очевидно, не будет места героизму и триумфу, и не окажется
победителей и побежденных, поскольку природа и погода, как одно из
ее проявлений, равнодушные к человеческим амбициям и устремлениям в
конечном итоге уровняют всех.
Мане, предвосхищая открытия импрессионистов, в этом пейзаже
показывает мрачную атмосферу надвигающейся битвы и свои впечатления
и переживания от этого ожидания: потерю надежды на победу Франции в
военной кампании, глубокое одиночество и лишения, которые он
перенес в это время.
В картине вообще нет ни одной детали, которая давала бы надежду на
что-то лучшее. Белый снег тает, превращаясь в грязь, церковь и дома
вот-вот исчезнут с лица земли, сметанные артиллерийским огнем, в
них темные окна, не горят даже свечи в храме. И единственное, на
что может рассчитывать художник - это на свой талант, свой дар, с
помощью которого он может рассказать нам свою печальную
историю.
P.S. Ещё до начала активных военных действий Эдуард Мане успел
отправить свою семью на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Ему самому,
к счастью, удалось уцелеть в период боевых действий. В феврале 1871
года он покинул Париж, чтобы присоединиться к родным, и через
несколько дней узнал о капитуляции французского правительства.