ОТ «УЖИНА» ДО «УЖАСА»: ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЬВА БАКСТА
nikonova_alina — 18.01.2022Часть 1.
Осенью 1890 года в квартире известного архитектора Николая Бенуа, недалеко от Никольского Морского собора в Петербурге начинает регулярно собираться компания молодых людей, которые называли сами себя «невскими пиквикианцами». Среди них оказались несколько бывших одноклассников по гимназии К.И.Мая и однокурсников по юридическому факультету Петербургского университета (интересно, почему будущие художники так часто получали юридическое образование) – Александр Бенуа, Дмитрий Философов, Константин Сомов, Вальтер Нувель. К ним присоединяются родственники: кузен Философова Сергей Дягилев, приехавший из Перми, племянник Александра Бенуа, Евгений Лансере, и друзья: Альфред Нурок и Лев Бакст (вернее, Лейб-Хаим Розенберг).
Чем закончились эти собрания, известно из истории русского искусства, поскольку эта компания талантливых и увлеченных молодых людей положила начало одному из самых значительных художественных объединений рубежа 19-20 веков в России – «Миру искусства».
Лев Бакст (этот псевдоним он начал использовать еще с 1889 года, сократив фамилию Бакстер, принадлежавшую его предкам по материнской линии) оказался среди будущих мирискусников, в принципе, волей случая. Он не учился в гимназии Мая, не посещал Петербургский университет и не имел родственников среди петербургской художественной элиты. Впрочем, его дед был «эксклюзивным» портным, который до переезда в Петербург некоторое время работал в Париже, а позднее оформил свою квартиру на Невском в стиле парижской салонной моды.
Бакст был на несколько лет старше своих новых друзей, и в определенном смысле уже сделал свои первые шаги в искусстве. Он успел поучиться в Академии художеств, которую оставил из-за скандала, связанного с его конкурсной работой (его трактовку библейского сюжета преподаватели сочли кощунственной), а на момент знакомства с Александром Бенуа зарабатывал, иллюстрируя детские книги и сотрудничая в журналах. В какой-то момент Бакст решил брать уроки у известного тогда акварелиста Альберта Бенуа, и через него свел знакомство с его младшим братом Александром.
Но, как и все участники новоявленного кружка, Бакст чувствовал потребность в том, чтобы как-то организовать свои художественные интересы, подвести под еще толком не оформившиеся идеи теоретическую базу. Будущие мирискусники начали с того, что создали нечто вроде курсов самообразования. Их встречи постепенно приобрели регулярный характер, и каждый из участников должен был делать доклады о тех или иных художниках или художественных направлениях, помимо этого они обсуждали и текущие художественные и культурные события: выставки, спектакли, новые книги и новые идеи.
Это был 1890 год. Уже импрессионизм во Франции терял свою актуальность, уже Ван Гог и Гоген полностью сформировали каждый свое собственное художественное кредо, уже расцветал пышным цветом символизм, и появлялись зачатки экспрессионизма в немецком искусстве, а среди кумиров Бакста, о которых он докладывал на собраниях своим новым друзьям, значились Генрих Семирадский, Константин Маковский и Юлий Клевер, чистой воды махровые академисты. Впрочем, и его коллеги предпочитали разговоры о немецком Возрождении. Гансе Гольбейне Младшем и Лукасе Кранахе Старшем, а также о барбизонцах и прерафаэлитах. Более-менее современными именами среди их тогдашних кумиров можно считать Адольфа фон Менцеля и Арнольда Бёклина.
Но весьма вероятно, что именно такой круг интересов и помог сформироваться Баксту как одному из самых примечательных портретистов своего времени. Портретное искусство во все времена требовало от живописца особой вдумчивости, умения проникнуть в глубины внутреннего мира, психики своего героя, и способности передать все это посредством весьма ограниченного арсенала художественных средств.
Бакст, без сомнения, обладал всеми необходимыми качествами выдающегося портретиста. Например, его портрет философа и писателя Василия Розанова, выполненный в 1901 году, оказался важной вехой в истории русского искусства в целом. Все критики отмечали умный и недобрый взгляд, который Розанов бросает на зрителя из-под очков, его «змеистую полуулыбку», что так контрастирует с его простоватой внешностью.
Художник создал целую галерею живописных и графических портретов первых лиц российской культуры начала 20 века: Исаак Левитан, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Леонид Мясин, Вацлав Нижинский, Андрей Белый и т.д. Но вот женские лица среди его героев попадаются реже. Вероятно, все значительные женские образы работы Льва Бакста можно перечислить по пальцам: несколько явно заказных портретов светских дам, портреты Зинаиды Гиппиус и Любови Гриценко, «Елизавета Петровна на охоте», портреты Иды Рубинштейн и других балерин, связанные с «Русскими сезонами», няня Сергея Дягилева, написанная как эскиз сугубо для композиционного равновесия полотна, героиня картины «Ужин», моделью для которой послужила жена Александра Бенуа и античная статуя из «Terror antiquus». Если сравнить это с настоящей галереей женских портеров Валентина Серова или Бориса Кустодиева, то разница покажется весьма существенной
Для эпохи, когда женщины начали играть весьма значительную и самостоятельную роль в русском искусстве, такая избирательность кажется довольно странной.
Итак, все женские образы, написанные Бакстом, можно разделить на несколько категорий:
1. Заказные женские портреты, где превосходно передано внешнее сходство, но с не меньшим энтузиазмом изображен наряд героини. В данном случае психологические характеристики интересуют художника менее всего, во всяком случае, менее, чем внешний вид героини;
2. Семейные портреты: супруги Любови Гриценко, ее дочери от первого брака, сестры, племянницы, сюда же примыкает и портрет сына, родившегося уже после развода. Милые, узнаваемые, даже не всегда красивые лица, запечатленные кистью любящего родственника, не более того.
3. Портреты деятелей искусства, в основном балета: Анны Павловой, Айседоры Дункан, Иды Рубинштейн. Это графические работы с действительно превосходным портретным сходством и определенной долей психологизма. Несколько особняком стоит только более поздний портрет Иды Рубинштейн, где она изображена в полный рост в тяжелом темно-красном плаще до пола. Композиционно портрет очень похож на акварель Бакста «У туалета», а, по сути, главным здесь, так же как и в заказных парадных портретах, является не балерина, а ее костюм. И таким образом, эта работа примыкает к следующему разделу;
4. Изображение танцовщиц в сценических костюмах, а точнее, эскизы костюмов для балетных постановок. Женские фигуры выполнены весьма условно, ни о какой индивидуальности речь не идет, главное, естественно, это сценический образ;
5. «Елизавета Петровна на охоте» (1902), которую с уверенностью можно считать формальной данью общему увлечению мирискусников соответствующей эпохой, которое, Бакст, в общем-то, не разделял, в отличие от Бенуа и Сомова. «Елизавета» Бакста, пожалуй, любопытна тем, что она получилась абсолютно неженственной. Действительно, «веселая Елисавет» любила носить мужские костюмы, особенно на маскарадах. Она полагала, что мужской наряд дает ей возможность продемонстрировать красоту ее ног, в обычное время закрытых длинными юбками. Но в картине Бакста кокетство и женственность императрицы отсутствуют напрочь, это портрет немолодой, уже не слишком красивой дамы, даже где-то мужеподобной. И опять охотничий костюм героини интересует художника гораздо больше, нежели все остальное, а никаких попыток проникнуть во внутренний мир героини он даже и не предпринимает, хотя Елизавета Петровна была весьма неоднозначной личностью, достойной кисти хорошего психолога.
6. И наконец, работы Бакста, которые можно было назвать странными в плане трактовки женских образов. Это не портреты, и не жанровые композиции. Может быть, именно здесь, более всего проявляется индивидуальное понимание художником женской природы.
К этой последней категории можно отнести четыре его работы:
- 1902 – «Ужин»;
- 1906 – Портрет Зинаиды Гиппиус;
- 1906 – «Ваза. Автопортрет»;
- 1908 – «Terror antiquus» (Древний ужас).
«Ужин» по большому счету, вообще далек от портрета. Даже второе название картины не «Портрет А.К.Бенуа», что было бы логично, потому что моделью для художника послужила Анна Карловна, супруга Александра Бенуа, а «Дама с апельсинами». В ней видели манифест эстетики модерна, попытку уловить и выразить некую суть эпохи, некий обобщенный образ современницы, но только не портретное изображение конкретной женщины.
Василий Розанов оставил знаменитое описание картины: «…Стильная декадентка fin du sièсle, черно-белая, тонкая как горностай, с таинственной улыбкой à la Джоконда, кушает апельсины…»
Другое, не менее известное описание полотна дал художественный критик В.В.Стасов: «…Сидит у стола кошка в дамском платье, ее мордочка, в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но сама она смотрит в строну, словно поставленные перед ней блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне…»
О психологии и внутреннем мире героини здесь речь не идет вообще. И очень любопытно, что оба критика, представляющие два абсолютно разных художественных лагеря, тем не менее, сравнивают героиню картины с животным – для одного, это – кошка, для другого – горностай. Впрочем, на мысль о гибком и ловком животном наводит характерный изгиб спины, а на мысль о хитрости – необычная улыбка героини: то ли улыбка античной статуи периоды архаики, то ли чеширского кота.
Если сравнить, какие приемы использует художник для работы над лицом персонажа, то видно насколько они различны в портрет Розанова и в «Ужине», хотя картины разделяет менее года. Реалистичный до ощущения тепла кожи и личного знакомства Розанов, и абсолютно плоское и графичное лицо героини «Ужина» с какой-то приклеенной, как будто ненастоящей улыбкой. Трудно представить, что это картины одного художника, относящиеся к одному периоду его творчества.
Впрочем, исследователи, не без оснований усмотрели в «Даме с апельсинами» влияние импрессионистов и постимпрессионистов. В том что касается композиции полотна, действительно можно увидеть аллюзии на «Абсент» Дега или на «Жанну Авриль в кабаре «Японский диван»» Тулуз-Лотрека. Определенные лотрековские традиции можно увидеть и в специфическом сочетании графичности и живописности, которое вообще впоследствии будет очень характерно для работ мирискусников.
Продолжение следует...