ЖАН-ЛЕОН ЖЕРОМ. ДУЭЛЬ ПОСЛЕ МАСКАРАДА. 1857
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Ðан-Ðеон ÐеÑом. ÐÑÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñле маÑкаÑада. 1857. ÐÑзей Ðонде, ШанÑийи Ðан-Ðеон ÐеÑом. ÐÑÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñле маÑкаÑада. 1857. ÐÑзей Ðонде, ШанÑийи](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-c5425f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2850454/2850454_800.jpg)
«…- Мы пришли не для того, чтобы обмениваться лицемерными любезностями или лживыми выражениями дружбы. – сказал Альбер, - Мы пришли требовать объяснений, граф.
Он говорил, стиснув зубы, голос его прерывался.
- Объяснение в Опере? – сказал граф Монте-Кристо тем спокойным тоном и с тем пронизывающим взглядом, по которым узнается человек, неизменно в себе уверенный.– Хоть я и мало знаком с парижскими обычаями, мне все же кажется, сударь, что это не место для объяснений.
<�…>
- У меня достаточно ума, чтобы понимать ваше коварство и заставить вас понять, что я хочу вам отомстить…- сказал вне себя Альбер.
- Милостивый государь, я вас не понимаю, - возразил Монте-Кристо, - и во всяком случае я нахожу, что вы слишком громко говорите. Я здесь у себя, милостивый государь, здесь только я имею право повышать голос. Уходите!
И Монте-Кристо повелительным жестом указал Альберу на дверь.
- Я заставлю вас самого выйти отсюда! – возразил Альбер, судорожно комкая в руках перчатку, с которой граф не спускал глаз.
<�…> Монте-Кристо, не вставая с места, протянул руку и выхватил из судорожно сжатых пальцев Альбера влажную и смятую перчатку.
- Сударь, - сказал он грозным голосом, - я считаю, что эту перчатку вы мне бросили, и верну вам ее вместе с пулей…»
Александр Дюма-отец знал толк в дуэлях и умел блестяще их описывать. И надо сказать, что в то время, когда его знаменитый роман-фельетон «Граф Монте-Кристо» увидел свет (1845-46 гг., главы публиковались в 136 номерах газеты «Journal des Debats» Луи Бертена-старшего), эпоха дуэлей во Франции переживала новый подъем. Как утверждали исследователи этого явления национальной французской культуры, «ни революция, ни республиканское переустройство, совершенно очевидно, не погасили во французах инстинкта стремления к величию, а потому не будет безосновательным и утверждение, что успех, которым пользовалась дуэль в этот период, служил признаком того же самого феномена».
![ÐÑÑÐ»Ñ Ð½Ð° ÑпагаÑ
. СеÑ.19 в. ÐÑÑÐ»Ñ Ð½Ð° ÑпагаÑ
. СеÑ.19 в.](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-321eda.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2850782/2850782_540.jpg)
![ÐоÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð´ÑÑли на пиÑÑолеÑаÑ
. 19 в. ÐоÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð´ÑÑли на пиÑÑолеÑаÑ
. 19 в.](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-b49b43.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2851006/2851006_540.jpg)
Есть мнение, что еще одной причиной распространение дуэлей во Франции были суицидальные намерения некоторых участников поединков, о которых невозможно заявить открыто каким-либо иным способом в условиях католической страны с жестко регламентированными моральными установками.
![ЖАН-ЛЕОН ЖЕРОМ. ДУЭЛЬ ПОСЛЕ МАСКАРАДА. 1857 ЖАН-ЛЕОН ЖЕРОМ. ДУЭЛЬ ПОСЛЕ МАСКАРАДА. 1857](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-6e6a12.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2851241/2851241_original.png)
К тому же во Франции дуэль всегда воспринималась, как признак благородного человека, и тот, кто желал приобрести такой статус, был обязан заниматься защитой своей чести (либо чести своей семьи или своей дамы), даже не будучи аристократом по крови. В 1836 году граф де Шатовиллар написал трактат о современных принципах ведения дуэлей, которые он оправдывал как необходимую и неизбежную часть культурной жизни современного общества. Это произведение, названное «Эссе о дуэли» («Essai sur le duel»), стало своего рода дуэльным кодексом для французов и, надо признать, действительно упорядочило принципы проведения поединков и сделало их менее опасными.
Во второй половине 19 века основными участниками дуэлей помимо военных, стали политики (министры, депутаты, партийные лидеры) и журналисты и литераторы (и творческие люди вообще). Журналистам со шпагой в руках приходилось отстаивать свое мнение, высказанное на страницах газет, а политики бросали вызов оскорбившим их журналистам. Дуэли между политиками и журналистами считаются классическими поединками второй половины 19 века во Франции.
В то же время во Франции возобновился интерес к фехтованию, и как к виду спорта, и как к возможности отстаивать свое мнение силой холодного оружия, поскольку огнестрельное оружие в то время считалось слишком ненадежным в деле восстановления справедливости.
Дуэли служили темой многочисленных литературных произведений, в основном драматических (поскольку постановка фехтовальных поединков на театральной сцене всегда притягивала публику), но также привлекали и художников.
![Ðан-Ðеон ÐеÑом Ðан-Ðеон ÐеÑом](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-8066dc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2851526/2851526_original.jpg)
В 1857 году Жан-Леон Жером, до того времени известный как академист и ориенталист, мастер композиций на исторические (античные) и восточные темы, совершенно неожиданно для всех выставил в Парижском салоне полотно на современную и весьма актуальную тему под названием «Дуэль после маскарада» («Suites d'un bal masqué», дословный перевод – «Последствия бала-маскарада»).
![СимÑоÑÑен ÐÑаÑелле СимÑоÑÑен ÐÑаÑелле](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-268aed.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2851773/2851773_original.png)
Судя по всему, Жером был свидетелем (а возможно и секундантом) нескольких костюмированных дуэльных поединков в Булонском лесу, одним из которых была дуэль между депутатом парламента Делэн-Монто, и будущим префектом парижской полиции Симфорьеном Буателле. А в 1861 году Жером и сам стрелялся с арт-дилером Артуром Стивенсом из-за своей жены Матильды, и был ранен в правую руку, но выжил (Стивенс прежде участвовал в 99 дуэлях, а Жером был не слишком опытным стрелком).
Исследователи пытались найти литературную либо драматургическую основу сюжета картины, но, скорее всего, это был оригинальная идея художника, основывавшегося исключительно на личном опыте, впечатлениях и философских размышлениях о современных нравах.
Итак, на достаточно небольшом холсте (50х72 см) на сером, довольно мрачном фоне зимнего утра в Булонском лесу мы видим шестерых костюмированных персонажей разделенных на две неравные группы: слева – смертельно раненого Пьеро, упавшего на руки друга в костюме герцога де Гиза, осматривает врач в костюме Венецианского дожа, а четвертый персонаж – Домино, стоящий на коленях, в отчаянии обхватил руками голову раненого; справа – победитель дуэли, Индеец, под руку с Арлекином, своим секундантом, идет к ожидающей их карете. На переднем плане на подтаявшем снегу лежит брошенная Индейцем шпага и перья из его головного убора, чуть поодаль – скомканный плащ, видимо принадлежащий Пьеро. Снег на переднем плане полотна истоптан следами ног и усеян каплями крови, что свидетельствует об интенсивности происходившего поединка.
На заднем плане мы видим деревья Булонского леса, едва проступающие в холодном утреннем тумане, две кареты, ожидающие дуэлянтов и секундантов и фигуры еще нескольких человек. Картина четко разделена на две части лесной просекой на заднем плане, центр обозначен брошенным на снег плащом, а лежащая на снегу шпага направляет взгляд зрителя к побеждённому, как основному персонажу полотна.
Белая трагическая фигура смертельно раненого Пьеро, похожего на мраморную статую, резко выделяется среди основных персонажей картины, одетых в пестрые маскарадные костюмы. Рана обозначена довольно условно лишь несколькими каплями крови на его рубахе. Позы и жесты друзей, окружающих Пьеро, кажутся экспрессивными и театральными в противоположность вполне прозаическим Индейцу и Арлекину, которые неспешно удаляются с места поединка.
![ШаÑÐ¾Ð»Ñ ÐÑман. Ðал-маÑкаÑад в ÐаÑижÑкой ÐпеÑе ШаÑÐ¾Ð»Ñ ÐÑман. Ðал-маÑкаÑад в ÐаÑижÑкой ÐпеÑе](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-8e8e83.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2852026/2852026_540.jpg)
Жером предоставляет зрителю возможность самому реконструировать историю, предшествовавшую финалу, изображенному на полотне. Судя по всему, завязка конфликта произошла на костюмированном балу в парижской Опере. Такие маскарады для всех желающих традиционно проводились на Масленицу, поэтому на картине скорее всего середина или конец февраля (любопытно, что Альбер де Морсер бросил вызов графу Монте-Кристо также в Опере, хотя и не на общедоступном балу, а во время спектакля, а предполагаемая дуэль скорее всего должна была состояться в том же Булонском лесу, наиболее привычном месте для поединков).
Причина дуэли Пьеро и Индейца неясна, никаких прямых намеков на нее нет. Однако, можно предположить, что дело могло касаться дамы, поскольку в традиционной итальянской комедии дель арте, как правило, финальный поединок между Пьеро и Арлекином происходит по причине неверности невесты/возлюбленной Пьеро Коломбины. В данном случае поединок случился между Пьеро и Индейцем, но Арлекин, тем не менее, также присутствует, хотя и в качестве секунданта Индейца.
![ÐнÑи Ð ÑÑÑо (Таможенник Ð ÑÑÑо). ÐаÑнавалÑнÑй веÑеÑ. 1886 ÐнÑи Ð ÑÑÑо (Таможенник Ð ÑÑÑо). ÐаÑнавалÑнÑй веÑеÑ. 1886](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-c88dc4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2852124/2852124_760.jpg)
Интересно, что примерно через двадцать лет после создания «Дуэли после маскарада», в 1886 году, Анри (Таможенник) Руссо, который был знаком с Жаном-Леоном Жеромом и немного учился у него, выставляет в Салоне независимых четыре свои первые картины. Среди них было и полотно «Карнавальный вечер», которое очень понравилось Камиллу Писарро.На этой картине можно увидеть Пьеро и Коломбину в традиционных костюмах, прогуливающихся на фоне таинственного зимнего Булонского леса, общая атмосфера которого очень напоминает лес с полотна Жерома.
Булонский лес, призрачный и холодный, кажется мрачной театральной декорацией, которая усиливает ощущение трагизма, абсурдности и какой-то нереальности происходящего, а яркие наряды участников дуэли представляются сценическими костюмами. О картине Жерома писали, что она полна «истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа».
«Дуэль после маскарада» ярко иллюстрирует представление художника о жизни как о театральных подмостках: «…кажется, закроется занавес, и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. <�…> И маскарад — не маскарад, и драма — не драма…» Критики подчёркивали, что картина очень выразительна, и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти: «…мы никогда не видели персонажа, в каждой черте которого была прописана смерть, и личность — правдивую и чёткую как смертельно раненый Пьеро… Это… нравоучение от Жерома, более тонкое, чем у Хогарта».
![Ðан-Ðеон ÐеÑом. ÐÐ°Ð·Ð½Ñ Ð¼Ð°ÑÑала ÐеÑ. 1865 Ðан-Ðеон ÐеÑом. ÐÐ°Ð·Ð½Ñ Ð¼Ð°ÑÑала ÐеÑ. 1865](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-eb483b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2852360/2852360_540.jpg)
![Ðан-Ðеон ÐеÑом. СмеÑÑÑ Ð¦ÐµÐ·Ð°ÑÑ. 1867 Ðан-Ðеон ÐеÑом. СмеÑÑÑ Ð¦ÐµÐ·Ð°ÑÑ. 1867](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-ad5d93.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2852773/2852773_540.jpg)
Интересно, что для творчества Жерома вообще характерно такое построение композиции подобных драматических сцен, когда художник акцентирует внимание зрителя на трупе и гораздо меньше интересуется образами убийц (например, «Казнь маршала Нея» (1865) или «Смерть Цезаря» (1867)).
Сам Жером считал, что «Дуэль после маскарада» - самое значительное его произведение. В 1858 году картина была продана галерейщику Эрнесту Гамбару, а затем ее выкупил известный коллекционер Генрих Орлеанский, герцог Омальский. С 1871 года первый вариант «Дуэли после маскарада» находится в Шантийи (в настоящее время музей Конде).
![Ðан-Ðеон ÐеÑом. ÐÑÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñле маÑкаÑада.1859. ÐÑзей УолÑеÑÑа, ÐалÑÐ¸Ð¼Ð¾Ñ Ðан-Ðеон ÐеÑом. ÐÑÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñле маÑкаÑада.1859. ÐÑзей УолÑеÑÑа, ÐалÑимоÑ](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-a52336.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2853023/2853023_800.jpg)
Картина была столь популярна, что Жером лично исполнил три авторские копии, которые отличаются от оригинала только мелкими деталями (например, расположением пятен крови на снегу, складками на одежде героев и т.п.) Первый вариант был продан американскому бизнесмену и коллекционеру Уильяму Томпсону Уолтерсу. Любопытно, что подлинность копии Жером подтвердил личным письмом, хотя картина была подписана художником. В настоящее время этот вариант находится в художественном музее Уолтерса в Балтиморе.
![Ðан-Ðеон ÐеÑом. ÐÑÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñле маÑкаÑада. 1859. ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÐÑмиÑаж, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг Ðан-Ðеон ÐеÑом. ÐÑÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñле маÑкаÑада. 1859. ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÐÑмиÑаж, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-ee8a4e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2853136/2853136_800.jpg)
Вторая копия была заказана графом Кушелевым-Безбородко для Александра II. Граф пожелал, чтобы художник изменил сюжет, поскольку ему было непонятно, кто же убил Пьеро – Арлекин или Индеец, по причине того, что они беседуют, повернув головы друг к другу (хотя перья на снегу однозначно указывают на второго участника дуэли – Индейца). Жером учел просьбу заказчика и изменил положение фигуры Индейца, отвернув его голову в сторону от Арлекина (любопытно, что такое же изменение художник сделал и в первой, «американской» копии полотна).
Картину показали на выставке в петербургской Академии художеств в 1861 году, и как и везде, она произвела настоящий фурор своим драматизмом: «…у кого не сжималось сердце перед этой волнующей драмой, где великий художник так хорошо сумел передать ужасный контраст оледенелой природы и дикой горячности человеческих страстей<�…> Несмотря на маскарадные костюмы, содержание её <�картины> полно драматизма и затрагивает одну из мрачных сторон общественной жизни, которые губят благородную, беспечную и увлекающуюся молодежь…» В настоящее время этот вариант «Дуэли» находится в Эрмитаже.
Третий вариант был исполнен художником для великого визиря Османской империи Али-паши. Известны еще два наброска для картины, один из которых хранится в частной коллекции, а другой – в кабинете рисунков замка Сфорца в Милане.
P.S. В том же 1857 году художник Тома Кутюр, который также был свидетелем дуэли Делэн-Монто и Буателле, написал картину с таким же названием, как у Жерома - «Дуэль после маскарада». На ней изображён разговор дуэлянтов со своими секундантами перед поединком. Персонажей на картине также шесть, но, судя по всему поединок должен происходить между Пьеро и Арлекином, а Индеец, который также присутствует среди участников дуэли, является секундантом Пьеро. Действие происходит не зимой, а, скорее всего, поздней осенью и в совершенно другом месте.
![Тома ÐÑÑÑÑ. ÐÑÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñле маÑкаÑада.1857 Тома ÐÑÑÑÑ. ÐÑÑÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ñле маÑкаÑада.1857](/images/main/jan-leon-jerom-duel-posle-maskarada-1857-6b45d4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/2853628/2853628_800.jpg)
P.P.S. Мне не удалось выяснить, чем закончилась дуэль между Делен-Монто и Симфорьеном Буателле, но поскольку Буателле умер в 1897 году, можно с уверенностью сказать, что по крайней мере он точно выжил после поединка.