Дети из Бюллербю

Веселые и грустные, легкие и поучительные – две-три картины за вечер.
К понедельнику их калейдоскоп сформировал ощущение, будто я вернулась с кинофестиваля и затрудняюсь вспомнить названия конкурсантов, участвовавших в просмотрах первого и второго дня.
Весь мой каникулярный кино-список относится к категории «рекомендованное»: небольшую часть фильмов я посмотрела по наводке коллег, основную – по совету видеохостингов, осведомленных о моих интересах.
За вчерашний день впечатления улеглись и, когда я поставила перед собой задачу выбрать один лучший фильм из дюжины, этим фильмом оказались «Дети из Бюллербю».
Он снят шведскими кинематографистами в 1986-м году по мотивам книжки Астрид Линдгрен.
Если вы решите его посмотреть, возможно, вас удивит мой выбор.
Ни сюжет, ни место, ни время действия никак не пересекаются с жизнью современной москвички, но настроение, атмосфера и эмоции, которыми он пронизан, я ощущала как свои собственные.
Действие происходит сто лет назад в крошечной деревушке на три семьи. В центре повествования – уютный Мир Детства, в котором каждый мелкий эпизод легко обрастает игровым замыслом, превращается в яркое событие и вызывает задорный смех.
Прохладное шведское лето, темно-красные дома, сочная трава, розовоухие кролики, мешковатые пиджаки, льняные скатерти, лохматые собаки, добродушные бакалейщики, медные чайники, грунтовые дороги, самодельные качели, добрые лавочники – всё по-домашнему незатейливо, трогательно и просто.
«Дети из Бюллербю» – это минимум смысла и максимум атмосферы.

Лично мне очень близка и понятна легкость, с которой шестеро детей (три мальчика и три девочки) увлекаются игровыми сюжетами, берутся за реализацию спонтанных идей, пропускают мимо ушей насмешки и выполняют поручения взрослых.
Я избегаю тяжеловесных людей, склонных к инертности, значительности и накоплению обид. Когда я чувствую в человеке невосприимчивость к шуткам и самоиронии, я стараюсь держать дистанцию, чтобы не ранить его самомнение и не портить себе настроение.
У детей (и взрослых) из Бюллербю совсем другие характеры. Все они не просто легки на подъем, но незлобивы и незаносчивы, включая отрицательного персонажа.
Многие короткие эпизоды, из череды которых и складывается фильм, позволяют проникнуть вглубь их жизненной атмосферы и почувствовать себя частью их маленького сообщества.

Все, что происходит в нормальном детстве, может превратиться в забавное приключение, и в Бюллербю именно так и происходит.
Вот матери посылают девчонок в продуктовую лавку. Только перечисление покупок может вызвать восторг: палочка дрожжей, кусок телячьей колбасы (непременно – самой лучшей), пачка иголок, 100 г миндаля, пакетик имбиря, бутылка уксуса, банка анчоусов, мыло, хрустящие хлебцы, пакет леденцов, кофе, катушка белых ниток, ванильный сахар и камфарная мазь для дедушки.
Девочки берут корзинки, вприпрыжку спешат в соседнюю деревню в лавку, поют о том, что видят, покупают то, что запомнили, а на обратной дороге, весело распевая импровизированную песенку про телячью колбасу, вспоминают о том, что не купили половину того, за чем отправлялись.
И так происходит несколько раз, однако многократные возвращения в лавку не вызывают у детей никаких отрицательных эмоций. Они же не взрослые, которые постоянно ищут повод для усталости и недовольства. У детей все так весело, естественно и легко, что вызывает зависть и захватывает дух.
Я с удовольствием вспоминаю слова одной маленькой киногероини:
- Это хорошая школа. Больше всего мне в ней нравятся летние каникулы.
И это правда! Дети должны любить школу прежде всего за каникулы.
Одним словом, из всего массива рекомендованного мне кино я выбираю «Детей из Бюллербю».
Этот фильм стоит посмотреть не только тем, кто любит шведскую глубинку, но и всем взрослым, которые забыли это дивное состояние, когда в голове – игра, а во рту – смешинка.
|
</> |