Демонический образ. Хочется поговорить об этом
irina_sbor — 14.04.2020А я сейчас начну умничать.
С возрастом накатывают, знаете ли, приступы занудства, морализма, демагогии, и агитации за советскую власть.
И так хочется поговорить! А оглянешься вокруг – никого…
Все в изоляции. Кроме ноутбука. Вот и начинаешь поток сознания в интернет-массы нести. Так что мужайтесь.
Лекция.
Демонический образ в искусстве.
Демонический образ в искусстве с каждым годом становится всё обаятельней и привлекательней.
Это раньше люди и верили в Бога и чувствовали Его. А, значит, чувствовали и знали демоническую сторону бытия.
Сегодня люди если и верят в Бога, то не чувствуют, не осознают Божественную силу на себе.
А уж к демоническим силам и вовсе относятся легко и непринуждённо, наделяя их образами хоть и загадочными, но страшно забавными, или необыкновенно эротическими.
Как правило, силы зла в искусстве представлены мужчинами в самом расцвете сил, зачастую скучающими по земной любви и поэтому поводу страдающие с нечеловеческой силой. С демонической силой.
В своем кратком обзоре демонизма я не буду касаться зарубежного взгляда на инфернальное бытие, остановлюсь лишь на некоторых ярких впечатлениях от отечественной нечистой силы, представленной в музыкальных произведениях.
Зимой 2015 года в концертном зале им. Чайковского состоялась премьера оперы Рубинштейна «Демон». Заглавную демоническую партию исполнил Дмитрий Хворостовский. Оперу транслировали по телеканалу «Культура», по которому я её и посмотрела.
Опера сложная, обывательским ухом трудноусвояемая. Я пока смотрела, кажется, даже раз заснула… Однако некоторые моменты меня очень взволновали. Ну, к примеру, известная ария «На воздушном океане».
Здесь уместно вспомнить телевизионную оперу «Демон» 1960 года рождения.
В образе мятежного духа - великий Георг Отс.
Спрятавшись за прозрачной занавеской и скрестив на груди могучие руки, Демон соблазняет юную Тамару, которая в полном грузинском облачении испуганно вздрагивает на оттоманке.
Из страшного на Демоне Отса только огромный чёрный парик.
И это понятно, какие в советское время могли быть Демоны? Никакие. Чисто литературные персонажи.
И вот спустя 55 лет перед российской публикой предстал еще один Демон.
Он тоже не страшен.
Он чертовски соблазнителен. Этакий стареющий демонический мачо.
Гримировать Хворостовского не стали, прилепили ему только длинные седые волосы и выпустили на сцену в полном естестве своей харизматичной природы.
Тамару же лишили национального одеяния. В белом платьице невесты она, раскинувшись на земном воздушном шаре, мужественно плачет, поджидая Хворостовского.
Демон Хворостовского – искуситель и соблазнитель. Особенно для дам бальзаковского возраста. Мощная волна эротизма нечистой силы наповал сражает впечатлительные женские сердца.
А в то же зимнее время в Петербурге на сцене Мюзик-холла с нечеловеческой, дьявольской силой страдал Воланд в мюзикле «Мастер и Маргарита».
С булгаковским героем его связывает только имя. И больше ничего.
По воле авторов мюзикла на сцене разыгрывалась такая коллизия – дьяволица Гелла любит Воланда, Воланд любит Маргариту, Маргарита, как известно, любит Мастера, а Мастер любит свой роман. Вот такая вот, загогулина получается.
И во всей этой длинной цепочке любовь Воланда к Маргарите стала центральной темой повествования. А что же ещё? Мастер бледен и немощен невероятно.
Поэтому сатанинский образ пышет мужественностью, сексуальностью, таинственностью и силой. Да, а еще нечеловеческими страданиями и скупой демонической слезой, опять же сражающей наповал впечатлительные женские сердца.
Говоря о нечеловеческой притягательности нечистой силы, нельзя не вспомнить знаменитого графа фон Кролока, главного злодея и кровопивца мюзикла «Бал вампиров».
Восемь лет этот апофигей нечистой силы не сходил со сцены Театра Музыкального комедии в Санкт-Петербурге.
Вот уж где нечистая сила собрала свой урожай!
Толпы фанаток, девушек восторженного возраста, устраивали вампирскую вакханалию и акты вампирского ликования не только в зале Музкома, но и у дверей театра на Итальянской улице.
Тысячи покорённых сердец замирали от сладкого ужаса, тысячи глаз, не отрываясь от сцены, следили за страданиями несчастного бессмертного графа.
И всё бы ничего.
Да, мода.
Да, смутные времена всегда рождают смутных героев и черных мессий. И к этому надо относиться по-философски и, может быть, крепче держать в узде собственные мозги, чтобы не отъехали вдруг случайно…
Но иногда, вдруг, повеет холодом, жуть которого не имеет в русском языке определения, и понимаешь – заигрывать с нечистой силой не надо. Никогда.
И под занавес – Муслим Магомаев.
Ничего эротического и соблазнительного. Отвратительная маска и грим как напоминание об истинной личине князя тьмы.