Дана команда гадить в отсеки!

топ 100 блогов lx_photos24.05.2020 Ну да, я опять немного соврал. Про увазёкался в зелёном гавне.
Полностью в нём можно увазёкаться лишь при смазке шасси на Боинге-737 Классике.
А когда мажешь привод стабилизатора на Эйрбасе-320, то себя ляпаешь на полшишечки - всего лишь половину тавотницы.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_180227




А начиналось всё как обычно - от компании пришла работа по проверке привода стабилизатора.
Дана команда гадить в отсеки! WO

После лицевого листа задания идут несколько листов собственно технологии работы - проверки зазоров, и осмотров привода стабилизатора.
Дана команда гадить в отсеки! WO Page
С рисунками и ссылками на документацию.
В крайних справа вертикальных графах каждый исполнитель удостоверяет проведённые работы личной печатью.

Однако прежде чем начинать работу, мне придётся вам объяснить хотя бы в самых общих чертах про устройство системы перемещения стабилизатора на самолётах семейства Airbus-320. Зачем вообще нужен стабилизатор, я уже рассказывал в применении к Boeing-737.

Управление тангажом (это нос вверх-вниз) на A320 делается четырьмя компьютерами и одним тросом. Руль высоты мы сегодня не трогаем, так как основная тема - это перестановка стабилизатора.
Дана команда гадить в отсеки! Pitch Controls
Сигналы от автопилота или ручки управления креном и тангажом подаются на два ELAC (компьютеры управления элеронами и рулями высоты) и два SEC (компьютеры управления спойлерами и элеронами).
В приводе стабилизатора есть три электромотора, причём работает всегда лишь один из них. Каждый электромотор управляется своим компьютером (ELAC или SEC). При неисправности управление переключается на следующий электромотор и, соответственно, им управляет уже следующий компьютер.
Эти электромоторы управляют двумя гидромоторами, питающимися от гидросистем Green и Yellow. И вот уже эти моторы приводят червячный винт, меняющий наклон стабилизатора на пикирование или кабрирование.
На крайний случай есть механический привод. Как вы знаете, на A320 есть всего три троса - аварийный выпуск шасси, управление рулём направления, и вот этот - перестановка стабилизатора. Этот трос постоянно связывает привод стабилизатора с колёсами в кабине на центральном пульте. При нормальной работе системы перемещение стабилизатора видно по вращению этих колёс. При отказе всех штатных управлений стабилизатором вращением кабинных колёс можно его переместить чисто механически.

Схема привода не скажет вам ничего ровно так же, как и мне.
Дана команда гадить в отсеки! THS Schematic

Однако хватит учиться плохому на тёплом сухом диване. Пора лезть под холодный дождь работу работать.
Ставим стремянку к уже известному нам скворечнику.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_173738

Открываем лючок.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_173758

Влезаем туда.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_174006

И осматриваемся (включите субтитры, если ещё не ).


Здесь мы будем мерять зазоры, осматривать привод, и смазывать его.
Для смазки, как понятно, уже давно заправлены в планшеты космические карты приготовлен грязевой пистолет (Grease Gun) с зелёным гавном.
Дана команда гадить в отсеки!

В процессе нам придётся много прыгать из отсека в кабину и обратно. Хорошая зарядка. С гимнастикой.

Для начала осмотра надо перевести стабилизатор в положение Nose Up до упора.
Для этого в кабине кнопкой на потолочной панели включаем электрический насос гидросистемы Y. Он через PTU запитает также систему G.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_174636

Теперь колесом возле рукояток управления двигателями
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_174601
крутим в направлении Nose Up.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_174607

За перемещением стабилизатора смотрим по нижнему дисплею ECAM на средней приборной доске.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_174737
Предельный угол на кабрирование получается чуть больше 13 градусов.
Минус перед числом показывает, что передняя кромка стабилизатора наклонена вперёд. Так и должно быть, ведь для задирания носа самолёта надо создать на хвосте отрицательную подъёмную силу.
Это можно видеть и вживую:
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_175217
Стабилизатор в крайнем нижнем положении. Даже открылись окна по бокам фюзеляжа, обычно закрытые обтекателями.
Теперь отключаем электрический насос гидросистемы, и вынимаем автоматы защиты по электропитанию систем перемещения стабилизатора.
На потолочной панели.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_174921

И на задней панели АЗС.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_174900
Таким образом обесточиваем систему для безопасной работы.

Опять прыгаем в скворечник.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_182223

Привод стабилизатора переместил его в нижнее положение.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_175754
Как видим, в отличие от Boeing-737, тут привод крепится к верхнему кронштейну фюзеляжа, а не к нижнему.

Уже знакомые нам аварийные накопители - параметрический и речевой.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_175814

Собственно привод:
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_175829

Видно масломерное стекло:
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_180253
Это норма!

И вот теперь начинаем собственно работу.
Дана команда гадить в отсеки! Clearance
Проверить зазоры между корпусом нижнего узла и гайкой (не менее 0,6 мм).

Дана команда гадить в отсеки! 20200518_180227

Щуп лезет.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_180616
Физический смысл этой проверки, видимо, в том, что если гайка червяка повреждена (или изношена), то стабилизатор будет удерживаться запасным путём - через упор в корпус нижнего узла. И в таком случае привод надо менять.
В нашем случае зазоры есть, поэтому выполняем следующую проверку.

Осмотреть правильность установки и целостность компонентов валов.
Дана команда гадить в отсеки! Installation Schematic

Вроде все на месте.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_180158

Обратить внимание на правильное положение болтов - гайками наружу.
Дана команда гадить в отсеки! Installation
Если нет, то зазор до конструкции должен быть не менее 3 мм.

В нашем случае всё установлено правильно.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_180230

Следующее измерение зазоров:
Дана команда гадить в отсеки! Clearance 2
Между контровочной шайбой и ухом привода.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_181657

Зазор не менее 0,5 мм имеется.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_181643

Если с зазорами всё в порядке, переходим к вводным процедурам.

Протереть червяк.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_182102
И осмотреть на вмятины и износ.
Всё в норме.

И теперь остаётся самое приятное - измазать всё этим зелёным гавном.
Дана команда гадить в отсеки! Lubrication 1

Как видим, надо шприцевать в среднем положении привода до тех пор, пока из нижнего узла не попрёт смазка через верхнее или нижнее уплотнение червяка; а лучше - через специально обученное отверстие.
Дана команда гадить в отсеки! Fig

Поэтому мы снова прёмся в кабину, перемещаем стабилизатор в среднее положение, потом взлетаем в скворечник, шприцуем привод...
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_180221
Через маслёнку.
Пока оно не лезет вообще отовсюду.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_185029

А потом надо переместить стабилизатор в противоположное положение, и сделать полный цикл перекладки до другого крайнего положения, и в ноль.
Дана команда гадить в отсеки! Lubrication 2
И снова смазать.

Перекладываем на пикирование.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_183127

Передняя кромка задрана.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_184300

И снова в середину.

Шприцуем до говна по всему отсеку.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_183525

И только теперь наслаждаемся великолепным ровным слоем смазки на всём винте.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_185043

Подтираем за собой радость.

Пора на выход. Продолжать спать.
Дана команда гадить в отсеки! 20200518_180103

А, ещё наряд оформить.
И вот так вот у нас тут всё.

View Poll: #2101918


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Валерия Ильинична Новодворская (1950-2014) — советский диссидент и правозащитник; российский либеральный политический деятель и публицист, основательница праволиберальных партий «Демократический союз» (председатель Центрального координационного совета) и «Западный выбор». Здесь текст ...
   В СССР любой владелец автомобиля в СССР был по определению крут, ибо круче владельца личной машины в Союзе был лишь обладатель личной и служебной машин одновременно.    Личная машина покупалась тогда не на пару-тройку лет, а как ...
Когда мне было около десяти лет, мою мать изнасиловал какой-то ублюдок, она стала заговариваться, кричать, в итоге получила даже психическую инвалидность. Жили мы бедно, я всегда стеснялся приглашать других детей домой, у меня такая гордость что ли была, которая меня сдерживала. Я почему-т ...
Многие мальчики у нас в садике ходят с гормитами – такими страшными человечками. Коллекционируют их. И вот мой сын Ваня (6,5 лет) сказал, что ему тоже нужно. Вот и не знаю, что делать, и как решать вопрос с бестолковыми покупками. Я очень горжусь, что ...
НБУ обрадовал граждан Украины. "Теперь с банановым вкусом"(с) " С понедельника в Украине начнут хождение новые 100-гривенные купюры. Их обновление проанонсировали еще перед новым годом, а запускают в оборот в день рождения Великого Кобазря Как говорят в НБУ, это первая купюра, кот ...