Кинокефалы - кто они?
koparev — 03.04.2024

В 1252 - 1253 годах фламандец Биллом Рейсбрук, более известный под именем Гийома Рубрука, по поручению римского папы отправился с дипломатической миссией в ставку "монгольского хана". В граде, что он назвал Каракорумом (Чёрным Римом - автор) он, в частности, весьма интересовался людьми с песьими головами, в существование которых жители средневековой Западной Европы свято веровали. Еще бы! Ведь на существовании этих чудовищ настаивали такие авторитеты, как, например, видный латинянин Гай Юлий Солин (III ст. н. э.) да епископ Исидор Севильский (VI — VII ст.)... Свое описание северных, неведомых ранее земель монах-путешественник завершил словами: «Я пытался разузнать о чудовищных людях, о которых рассказывали Исидор и Солин. Татаре говаривали, что никогда не видели ничего подобного. Поэтому, именно поэтому мы очень сомневаемся, что они говорили нам, людям, правду».Рубрук сетовал: «Как это так, авторитеты настаивают на существовании людей с собачьими головами, а монголы (русские - автор) хитрят, изворачиваются, не желают раскрыть истину. О, злое коварство варваров!» Рубрук, видимо, обиделся... Что не говорите, а авторитет - великая сила! Ведь в Западной Европе да и во всём мире существует множество изобразительных источников, подтверждающих, казалось бы, существование кинокефалов (см. рис.).

А на карте Генриха Майнцского (XV-XVI в.) написано: "Рифейские горы - граница Азии и Европы; река Танаис (Дон - автор). Здесь живут мерзкия люди Грифона, нечестивыя кинокефалы". На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружен луком и стрелой, рядом значится легенда: „Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина; одеждой им служат зверьи шкуры, а голос их — собачий лай“. На карте мира 1550 . просвещённого французского картографа Пьера Деселье (Дьепская картографическая школа) на северо-востоке „Московии“ в области „Colmogora“ помещена миниатюра русского охотника-промысловика (или эсхатологического бойца Гога и Магога), одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружье, но вместо лица по-прежнему пёсья морда с переломанным носом. Мы встречаем одного из кинокефалов - Полкана - в числе «сильных богатырей», вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите кагана Владимира. Т. о., свита русских монархов имела соответствующее облачение... Видимо, жителям Ливонии русские представлялись некими чудовищами, а разубедить их не представлялось возможным...

Быть может, кинокефалы мыслились первоначально как "псы Господни"? В подтверждении этой версии здесь размещено фото одной фрески: Андреа да Фиренце. Св. Доминик спорит с еретиками. Фреска. Флоренция, начало XIII века. Перечисляя свои аргументы, святой загибает по-русски персты; в нижней части показано, как собаки спасают овец от волков (слово «доминиканцы» использовалось в игре слов: domini canes — «псы Господни»).

|
|
</> |
Накопление через Финуслуги: как выбрать счет под краткосрочные цели, подключить автопополнение и напоминания
John Everett Millais (1829 - 1896)
Неоценимый вклад Николая II в дело революции!
А смысл?
"Люблю я макаро..." нные изделия
«Часто вспоминаю Пирошку»
Цветочное настроение
Зарядиться новогодним настроением, например, на Болотной площади

