
Да нормальный у нас Бог


Вспомнил девочку из фильма «Черный телефон», которая молилась о том, чтобы Бог подсказал ей способ вернуть похищенного маньяком брата. Дойдя до крайней степени отчаяния, она с возмущением восклицает: «Господи, да какого куя ты не можешь мне помочь?!»
Наверное, чей-то слух оскорбило матерное слово в ее молитве. А с другой стороны, матерное слово в молитве школьницы является показателем силы ее эмоций и искренности чувств в момент непосредственного живого контакта, происходящего в ее обращении к высшим силам. Кстати, девочка, хоть и вспыльчивая, но адекватная. На следующий день она извинилась за сказанное.
Ничто не заменит тот личный опыт, который человек получает во время попыток установить контакт с высшей сущностью в молитве. Без живого личного опыта не принесут пользы все те знания, которые наработали предыдущие жители нашей планеты и которыми они пытаются делиться по цепочке поколений. Эти знания покажутся сухими и скучными занудствами, лишенным силы.
Каждое поколение должно возносить Богу свою хвалу, заново находить Его для себя и устанавливать с Ним свои личные и живые отношения. Опыт прошлых поколений в таком случае нужен не для того, чтобы просто повторять снова и снова чужие слова, пусть и очень выразительные и весьма глубокие. Он нужен как пример, как модель тех отношений, которые были у кого-то. Отношения невозможно повторить, но можно установить заново здесь и теперь, в сегодняшних условиях.
Интересный для читающей современной аудитории автор, митрополит Антоний Сурожский, писал, что нельзя насильно отбирать у человека, не вполне умудренного духовным опытом, его (субъективное) представление о Боге, даже если оно и совсем не вполне верное, потому что в этом представлении заключается путь познания для конкретного человека. Можно помочь, как-то его направить, но отбирать, сказать категорично «все не так» нельзя. Потому что с возрастом, с духовным опытом Бог каждому из нас неизбежно открывает себя в новых гранях. Потому что Бог непостижим, безграничен и безначален. И вряд ли кто-то может быть полностью уверен, будто бы доподлинно знает, как именно все должно быть.
Любовь есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской. Иоанн Лествичник
В общем-то, идею поста можно считать законченной. Давайте сделаю так. Не буду мучить тех читателей, кому данная тема не вполне близка. А для тех, кому интересно почитать про отношения с Богом, напишу небольшое дополнение по ссылке.