Цветовые смыслы и решения фильма "Калина красная" (1973)

топ 100 блогов selyanka114.11.2024
"Не жалей ты его. Он человеком никогда не был. Он был мужик. А их на Руси много"
Губошлёп, убивший Егора

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) _900x 600.jpg

"Калина красная" была последней режиссерской работой Шукшина и единственной, снятой в цвете. Фильм стал абсолютным лидером советского кинопроката 1974 года и прочно вошел в список шедевров советского кинематографа.


Так как фильм был о бывшем уголовнике, у него был очень маленький бюджет, а супедефицитный в те времена "Кодак" Госкино выделило лишь по протекции Бондарчука, да и то в очень незначительном количестве -  всего 3 600 метров плёнки, а нужно было в шесть раз больше
В результате  съемочная группа берегла "Кодак" как зеницу ока - первые, "разгонные", дубли снимали на отечественную пленку "Свема", и только после этого заряжали "Koдак" и делали один "чистовой" дубль. Правда, это не всегда получалось и приходилось на импортную пленку снимать два, а то и три дубля.
Использование цветной пленки позволило не только во всей красе показать красоту и богатство русской природы в фильме, но и подчеркнуть характеры главных героев.
Дело в том, что, когда у тебя такие проблемы с пленкой и ты не можешь потратить ничего лишнего на цветовую коррекцию, к цвету и цветовым сочетаниям с самого начала нужно подходить очень ответственно, не просто подбирая что-то такое "модненькое", "красивенькое" или наоборот, а сочетая цвета и наполняя их смыслом. В результате цвет в "Калине красной" наполнен не только смыслами, но и символами.
Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 1 a23b37930310.jpg
Василий Шукшин — Егор Прокудин выходит в начале фильма из колонии

Как известно, цвета в истории культуры испокон веков использовались "для обозначения определенных свойств, качеств, понятий и/или идей, например, синий – мудрость, истина, красный – мужской, желтый – женский и т.д. При этом они у художников  не всегда логически отвечали архетипическим сторонам их значений
Так, красная рубашка, в которую одет Егор в начале фильма символизирует его бурную и неукротимую натуру, кипение страстей. Ведь красный — цвет крови, цвет рока.
Как противоположность, все спокойное и умиротворенное, показано в белом цвете — блузка Любы, одежда Байкаловых, стволы березок. Да и сам Егор в конце картины тоже надевает не алую, а белую рубаху.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 Screenshot 2024-11-10 173845.jpg
Василий Шукшин — Егор Прокудин выходит. Умиротворение находится у белых березок
Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 4 maxresdefault.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"
Кстати, еще одним символом в фильме стала периодически появляющаяся репродукция картины Ивана Крамского "Неизвестная" (например, на кулоне у Любы). По задумке Шукшина эта картина знаменует собой некий идеал, исповедуемый Прокудиным.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 7 Screenshot 2024-11-10 175952.jpg
Лидия Федосеева-Шукшина — Люба Байкалова, Василий Шукшин — Егор Прокудин. Первая встреча - сочетание красного бунтарского у Егора и белого спокойного у Любы

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 2 _fmt_114_2024_kadr-2.jpg
Лидия Федосеева-Шукшина — Люба Байкалова, Василий Шукшин — Егор Прокудин. Первая встреча - сочетание красного бунтарского у Егора и белого спокойного у Любы

Важным моментом в шукшинской драматургии мизансцен является переодевание героев.
Здесь в игру значений одежды постоянно включается цвет.
Люба меняет выходной наряд – белоснежную блузку с медальоном – на свой повседневный.
Пока Егор в красной рубахе фрондирует перед стариками советской риторикой, Люба в передней комнате перед зеркалом надевает голубую блузу, прихорашивается, снимает со спинки дивана голубое полотенце, приготовленное для бани.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 Screenshot 2024-11-10 181828.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 d292ba0c2dc0a93cab5.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"

Этот цветовой акцент проявил в ретроспективе и перспективе фильма гендерные предпочтения Шукшина-режиссера: до и после этого момента подавляющее большинство женских персонажей одето в голубые или синие платья, тогда как одежда мужских персонажей – иных цветов, преимущественно теплого спектра.
Такая дифференциация цвета соответствует цветовой гендерной символике традиции культуры.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 8b08611e6bcd4346ce6f.jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 Screenshot 2024-11-10 182640.jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 Screenshot 2024-11-10 183726.jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная" Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 Screenshot 2024-11-10 191631.jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная" Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 MV5BYjI1ZT.jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная" Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 115465.jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная" Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 i (3).jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная". Татьяна Гаврилова — Люсьен, член воровской "малины", она единственная женщина из этой группы, одетая в голубое, потому что она единственный более менее приличный и нежестокий человек, протестовавший против убийства Егора и оплакивавший его смертьЦветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 scale_1200 (1).jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная". Татьяна Гаврилова — Люсьен, член воровской "малины", она единственная женщина из этой группы, одетая в голубое, потому что она единственный более менее приличный и нежестокий человек, протестовавший против убийства Егора и оплакивавший его смерть
 
В коннотативной семантике сюжета (той дополнительной информации, которая отображает традиции общества и посылается зрителю визуально) голубой цвет одежды женских персонажей мог выражать их одухотворяющее воздействие на главного героя.  И не только первые действующие лица –Люба, Люсьен, каждая по-своему любящие и жалеющие Егора, но и эпизодические, как женщина в голубом с книгой на телеграфе или женщина в синем платье на городской улице.Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 Screenshot 2024-11-10 185221.jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная".
Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 Screenshot 2024-11-10 174115.jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная". Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 Screenshot 2024-11-10 184741.jpg
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная".

Ее призывный жест мужу и дочке, с которыми она тут же соединяется, усиливает впечатление одиночества, бездомности Егора.
В приглушенно-темном и теплом цвете естественной фактуры дерева выдержана сцена в сенях байкаловского дома: прочные, сложенные на века бревенчатые стены, высокий ларь, прялка, деревянная бадья. И, кажется, что именно эта вековая крепость крестьянского дома, традиции и крепкая мораль угнетают Егора, рвущегося на волю, на простор, на встречу с праздником.

И праздник сам встречает его на улицах городка бравурной музыкой, огромными фанерными щитами с советской символикой, нарядными праздными людьми, девочкой, весело бегущей за голубым воздушным шариком. Егору, шикарно одетому, "фантастически богатому" импонирует эта  суета. ( Selyanka1 ON: на самом деле у него спермотоксикоз, он 5 лет женщин в колонии не видел, подружка Нитка, к которой он заявился к первой, уехала на северА, воровскую малину разгоняет в первую же ночь милиция, а Люба - женщина приличная, поэтому Егор срывается в город в поисках "борделло", но в научных статьях кинокритиков такие темы обычно не освещают, поэтому пришлось от себя разъяснить - OFF)
Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 Screenshot 2024-11-10 204107.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"
Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 Screenshot 2024-11-10 204139.jpg
Кадр из фильма "Калина красная" Егор прихорашивается в витрине Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 Screenshot 2024-11-10 204316.jpg
Кадр из фильма "Калина красная". Новые замшевые туфли - это отдельная песТня
Егор  пытается вписаться в толпу, затевает "амурные игры", но женщины, угадывая в нем чужака, избегают его.
Устав от безнадежной охоты за женщинами, он уныло сидит на берегу реки, чувствуя себя абсолютно чужим на этом празднике жизни и наблюдая за сплавом бревен, увлекающих его память к бревенчатым стенам покинутого им дома.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 0 0 636499-680x458.jpg
Афимия Быстрова — Куделиха, мать Егора Прокудина
Иногда с одеждой героев происходит своебразная цветовая перверсия (переворачивание).
Мать Егора  – в выцветшем светло-коричневом платье под стать цвету кожи лица, шеи, тонких рук, коричневой, как кора старого дерева, и только пробивающаяся сквозь морщины голубизна глаз выдает живой дух одинокой женщины.
Перед последней трагической сценой на пашне в новом платье почти такого же, как у матери Егора, цвета и рисунка появится Люба, а медальон с "Неизвестной" на груди – зеркальный повтор первой встречи с ним.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 5 Screenshot 2024-11-10 195004.jpg
Один и тот же цвет, а как по-разному выглядит в тени и на солнце. И пленка "Кодак" не помогает в старых цветотехнологиях. Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 8 Screenshot 2024-11-10 195253.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"

В то же время Егор в финале одет в чистую голубую рубаху, аккуратно застегнутую под самое горло под распахнутой рабочей телогрейкой.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 4 Shukshin3_d_850-920x614.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"

Теплый цвет платьев женщин возвращает их к исконной земной природе, тогда как голубая рубаха Егора знаменует обретение им высокой духовности. Наконец, финальный эпизод на пашне в колористическом плане повторяет начальные сцены в березовой роще: теплый коричневый цвет весенней паровой земли, нежная белизна березовых стволов, а цветовым субститутом алой рубахи Егора выступают алые пятна крови на белой коре березы.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 1 Screenshot 2024-11-11 083736.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"
 
Центральная коллизия красного и синего в драматургии цвета разрешается победой синего. Природные краски неба, воды, блеклые, рассеянные в начале фильма, приобретают чистоту и интенсивность тона: глубокая и яркая синь озера, о есенинской сини ("И тебе в вечернем синем мраке / Часто видится одно и то ж:/ Будто кто-то мне в кабацкой драке / Саданул под сердце финский нож") поет арестант
Красное поле экрана в заглавных титрах фильма сменяет в конце синий экран, на фоне которого звучит письмо- завещание Егора Прокудина.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 Untitled.jpg
Таким образом, цвет в последней картине Шукшина становится активным носителем смысловой, эмоциональной и эстетической информации. При этом понятие драматургии цвета применительно к его фильму приобретает почти буквальное значение. Краски играют определенные им роли, главные из которых принадлежат красному, голубому, зеленому, коричневому.

Каждый из этих ролевых, основных в палитре режиссера цветов имеет собственное изобразительно- семантическое содержание и доминантный предметный образ, обозначающий ту или иную сферу природного и социального космоса:
красный – эмблематика советской государственности, мужское начало, агрессия, кровь;
синий – небо, вода, женское начало, мир, покой;
зеленый – весеннее возрождение, обновление, надежда;
коричневый – земля, дерево, дом, пашня.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 6 4816c7dd68.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"
 
Использование в фильме "Калина красная" преимущественно чистых локальных цветов основного спектра (красный, синий, белый,
зеленый, коричневый), несущих традиционную национальную символику, отсылает к стилистике иконописи и народного примитива.
В одной из первых рецензий кинолента сравнивалась по стилю с грошовыми картинками, известными как лубки, которые начали появляться в XVI веке и были популярны вплоть до революции: "Как и лубки, фильм был ярким, без полутонов и покорял своей наивной свежестью и примитивным символизмом" .

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 Screenshot 2024-11-10 204221.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"

Народный примитив, кроме того, реализуется в плакатно-стендовой агитпродукции, заполняющей кадры тюремных и городских эпизодов фильма. Причем ироническая остраненность ее презентации кодирует стилистику соц-арта, набиравшего силу в искусстве андеграунда.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) 0 0 0 8137023.jpg
Кадр из фильма "Калина красная"
   
Изобразительный ряд фильма создает целые пласты новых смыслов, которые, затейливо переплетаясь, множат и трансформируют свои значения.
Цветовые решения становятся своеобразной "опорой" для достижения пластичности образов и живописной выразительности, к которой стремится режиссер.

Цветовые смыслы и решения фильма Калина красная (1973) _900 x 600 9.jpg
Отсюда   Отсюда

Можно сказать, что цветовыми решениями В. Шукшин целенаправленно создает в своем фильме универсальный образ Pусского мира.
Не какие-то пришедшие из чужого коммерциализированного прогнившего Голливуда модные сейчас и полностью выдуманные "вселенные" из параллельной реальности и альтернативной истории.
Нет, вы видим здесь Русский мир, настоящий, реальный и правдивый.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Появилась масса опросов с изначально заданной манипуляцией, типа: « Вы за то, чтобы захоронить Ленина или против захоронения? ». Над фактом лжи сооружаются лживые надстройки: всякие причитания, что, мол, «неупокоенное тело – неупокоенная душа», «давайте, наконец, проявим милость», ...
Вчера с другом поспорили, какой фильм получит «Золотого орла» - «Левиафан» или «Солнечный удар». Ну что, я в выигрыше)) а я конечно же ставил на Михалкова! «Солнечный удар» - отличный фильм, просто отличный! Кстати, там были еще 3 фильма-претендента, но я их не смотрел, потому коммент ...
В начале 2013 года исследовательский холдинг «Ромир» провел социологическое исследование по транспортной политике Москвы . Участниками опроса стали 1000 «членов семей автомобилистов» - жителей столицы, в семьях которых есть автомобили, но которые сами им не управляют. Эта группа наиболее ...
На нашем процессе произошел уникальный случай: судья участка 367 Мария Коробова дала в десять раз больше, чем просила прокурор. Не пощадила можно сказать себя! Оказалась святее, чем Папа Римский. Адвокат мне рассказала, что приговор наша "первая ученица" (с) Мария Евгеньевна читала с поб ...
Польша не пустила «Ночных волков» через границу. Пограничники отметили, что у байкеров неправильно оформлены документы на визу. У участников мотопробега "На Берлин" возникли проблемы с визами, так как мотоциклисты якобы указали неправильную цель посещения страны Евросоюза. - Сотрудник ...