Цветовые смыслы и решения фильма "Калина красная" (1973)
selyanka1 — 14.11.2024Так как фильм был о бывшем уголовнике, у него был очень маленький бюджет, а супедефицитный в те времена "Кодак" Госкино выделило лишь по протекции Бондарчука, да и то в очень незначительном количестве - всего 3 600 метров плёнки, а нужно было в шесть раз больше
Как известно, цвета в истории культуры испокон веков использовались "для обозначения определенных свойств, качеств, понятий и/или идей, например, синий – мудрость, истина, красный – мужской, желтый – женский и т.д. При этом они у художников не всегда логически отвечали архетипическим сторонам их значений
Так, красная рубашка, в которую одет Егор в начале фильма символизирует его бурную и неукротимую натуру, кипение страстей. Ведь красный — цвет крови, цвет рока.
Василий Шукшин — Егор Прокудин выходит. Умиротворение находится у белых березок
Кстати, еще одним символом в фильме стала периодически появляющаяся репродукция картины Ивана Крамского "Неизвестная" (например, на кулоне у Любы). По задумке Шукшина эта картина знаменует собой некий идеал, исповедуемый Прокудиным.
Лидия Федосеева-Шукшина — Люба Байкалова, Василий Шукшин — Егор Прокудин. Первая встреча - сочетание красного бунтарского у Егора и белого спокойного у Любы
Важным моментом в шукшинской драматургии мизансцен является переодевание героев.
Кадр из фильма "Калина красная"
Этот цветовой акцент проявил в ретроспективе и перспективе фильма гендерные предпочтения Шукшина-режиссера: до и после этого момента подавляющее большинство женских персонажей одето в голубые или синие платья, тогда как одежда мужских персонажей – иных цветов, преимущественно теплого спектра.
Такая дифференциация цвета соответствует цветовой гендерной символике традиции культуры.
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная"
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная". Татьяна Гаврилова — Люсьен, член воровской "малины", она единственная женщина из этой группы, одетая в голубое, потому что она единственный более менее приличный и нежестокий человек, протестовавший против убийства Егора и оплакивавший его смерть
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная". Татьяна Гаврилова — Люсьен, член воровской "малины", она единственная женщина из этой группы, одетая в голубое, потому что она единственный более менее приличный и нежестокий человек, протестовавший против убийства Егора и оплакивавший его смерть
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная".
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная".
Голубые и синие наряды фильма "Калина красная".
Ее призывный жест мужу и дочке, с которыми она тут же соединяется, усиливает впечатление одиночества, бездомности Егора.
И праздник сам встречает его на улицах городка бравурной музыкой, огромными фанерными щитами с советской символикой, нарядными праздными людьми, девочкой, весело бегущей за голубым воздушным шариком. Егору, шикарно одетому, "фантастически богатому" импонирует эта суета. ( Selyanka1 ON: на самом деле у него спермотоксикоз, он 5 лет женщин в колонии не видел, подружка Нитка, к которой он заявился к первой, уехала на северА, воровскую малину разгоняет в первую же ночь милиция, а Люба - женщина приличная, поэтому Егор срывается в город в поисках "борделло", но в научных статьях кинокритиков такие темы обычно не освещают, поэтому пришлось от себя разъяснить - OFF)
Кадр из фильма "Калина красная"
Кадр из фильма "Калина красная" Егор прихорашивается в витрине
Кадр из фильма "Калина красная". Новые замшевые туфли - это отдельная песТня
Устав от безнадежной охоты за женщинами, он уныло сидит на берегу реки, чувствуя себя абсолютно чужим на этом празднике жизни и наблюдая за сплавом бревен, увлекающих его память к бревенчатым стенам покинутого им дома.
Афимия Быстрова — Куделиха, мать Егора Прокудина
Один и тот же цвет, а как по-разному выглядит в тени и на солнце. И пленка "Кодак" не помогает в старых цветотехнологиях.
Кадр из фильма "Калина красная"
В то же время Егор в финале одет в чистую голубую рубаху, аккуратно застегнутую под самое горло под распахнутой рабочей телогрейкой.
Кадр из фильма "Калина красная"
Теплый цвет платьев женщин возвращает их к исконной земной природе, тогда как голубая рубаха Егора знаменует обретение им высокой духовности. Наконец, финальный эпизод на пашне в колористическом плане повторяет начальные сцены в березовой роще: теплый коричневый цвет весенней паровой земли, нежная белизна березовых стволов, а цветовым субститутом алой рубахи Егора выступают алые пятна крови на белой коре березы.
Кадр из фильма "Калина красная"
Каждый из этих ролевых, основных в палитре режиссера цветов имеет собственное изобразительно- семантическое содержание и доминантный предметный образ, обозначающий ту или иную сферу природного и социального космоса:
красный – эмблематика советской государственности, мужское начало, агрессия, кровь;
синий – небо, вода, женское начало, мир, покой;
зеленый – весеннее возрождение, обновление, надежда;
коричневый – земля, дерево, дом, пашня.
Кадр из фильма "Калина красная"
В одной из первых рецензий кинолента сравнивалась по стилю с грошовыми картинками, известными как лубки, которые начали появляться в XVI веке и были популярны вплоть до революции: "Как и лубки, фильм был ярким, без полутонов и покорял своей наивной свежестью и примитивным символизмом" .
Кадр из фильма "Калина красная"
Народный примитив, кроме того, реализуется в плакатно-стендовой агитпродукции, заполняющей кадры тюремных и городских эпизодов фильма. Причем ироническая остраненность ее презентации кодирует стилистику соц-арта, набиравшего силу в искусстве андеграунда.
Кадр из фильма "Калина красная"
Не какие-то пришедшие из чужого коммерциализированного прогнившего Голливуда модные сейчас и полностью выдуманные "вселенные" из параллельной реальности и альтернативной истории.