"Кащей Бессмертный" (1944) и "Нибелунги" (1923): последнее сравнение

топ 100 блогов selyanka101.11.2024 Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение _900 x 600 22.jpg

Продолжаем разговор про "Кащея Бессмертного" Роу и "Нибелунгов" Ланга с точки зрения того, кто же там все-таки что заимствовал или пародировал. И соответственно продолжаем разговор о выдаваемой за мнение эксперта статье Натальи Сиривли «Кащей Бессмертный» и «Нибелунги»
Начнем вот с такого спорнейшего утверждения ( в статье уже ближе к концу и выводам)

"Роу же, каковы бы ни были его первоначальные намерения, использует фильм Ланга не столько как объект пародии, полемики или переосмысления — то есть сознательных манипуляций с чужим текстом в системе авторской, индивидуальной культуры, — сколько как образец, источник удачных, готовых решений, которые естественно и без всяких рефлексий заимствуют друг у друга создатели фольклорной традиции"
       
Давайте быстренько пробежимся по тому, что Наталья Сивирля назвала заимствованиями готовых решений, картинок при этом не предоставив.

Жилище

"Декорации Кащеева царства — причудливый замок из неотесанных глыб на высокой скале — напоминают дикое жилище Брунгильды" (c)

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 1 Untitled.jpg
Слева жилище Брюнхильды - замок на вершине высокой скалы, справа жилище Кащея - гора, дыра, нора, пещера

Не только они не напоминают друг друга, но у Роу в жилище Кащея присутствуют собственные художественные решения. Во-первых, похожая на дива/ дэва голова чудовища - некий "геральдический знак" злодея. А с другой стороны, отсыл к сказке Пушкина. Мне вот лично кажется, что любой человек, Пушкина читавший, узнал бы это просто по определению.

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста
"Сказка о спящей царевне и семи богатырях" А.С. Пушкин

Высокая гора - глубокая нора- тьма- и нечто, напоминающее хрустальный гроб, у Марьи даже лицо как бы пленкой закрыто.
Роу вообще не показывает  в фильме никакого дворцового интерьера в отличие от той же "Василисы Прекрасной" с дворцом Змея Горыныча. Здесь в чистом виде именно нора - пещера с двумя выходами - один обычный через дыру в скале, а второй через волшебный водопад.
Белый конь

"В начале фильма Никита, как и Зигфрид, едет к суженой через лес на белом коне".(c)

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Untitled.jpg
Слева Никита действительное едет на бело-сером  коне к суженой / официальной невесте. Справа Зигфрид на белом коне ни к какой суженой не едет, у него ее еще попросту нет. Он вообще кузнец и пока без прОклятого золота,  какая еще невеста королевских кровей?

Все люди, кто интересовался древней историей южного побережья Балтики языческих времен, знают, что там существовал не просто культ коня, а культ белого коня, практически у всех народов. Жрецы в храмах на белых конях гадали, какой ногой ступит, так и будет.  Вещий Олег с предсказанием о коне - отголоски культа в христианском пересказе. Коньки на русских, балтийских и немецких крышах - оттуда же.
Как можно древнюю языческую и фольклорную традицию времен чуть ли не общего индоевропейского единства записывать в какие-то заимствованные штампы? Тем более, что тут и кони не похожи, и всадники по-разному выглядят, и вообще художественные замыслы режиссеров  абсолютно разные

Внешнее сходство Кащея с Аттилой

"Георгий Милляр в роли Кащея сильно смахивает на Этцеля, короля гуннов" (c)

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение

Про это я уже подробно написала в предыдущих постах, нормальному русскому человеку  незачем образом Кащея вдохновляться в иностранном кино, Кащей - это исконно русское, без иностранцев с Кащем разберемся. А вот Ланг, да, вполне мог и вдохновиться, гуннов то как славянских / русских варваров показывал.

"слуги Кащея в шкурах и варварских одеяниях — тоже чистые гунны"(c)

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение
Слуги Кащея

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение ___Screenshot 2024-10-17 123505.jpg
Гунн

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение ___Screenshot 2024-10-17 125734.jpg
Гунн. Не скажу, что типичный башкир, но явно что-то в этом направлении
 
Не вижу ничего общего. Слуги Кащея скорее напоминают рогатых тевтонских рыцарей в более "варварском варианте", ну пусть "рогатые викинги" будут.  Гунны в одном варианте напоминают чубами и одеждой запорожских казаков с картины Репина. (Соловья-разбойника опустим), а в другом чего-то башкирское. Ланг там создавал смесь из  русов, греков, валахов и поляков в дополнение к самим гуннам. Не знаю, кто именно это у него так на башкира похож.


Волшебная накидка vs Шапка -невидимка

"Из «Нибелунгов» заимствованы отдельные сказочные мотивы, например, шапка-невидимка, надев которую герои постепенно исчезают из виду (двойная экспозиция в сцене, где Никита Кожемяка и Булат Балагур тайно пробираются в жилище Кащея, использована точно так же, как в эпизоде из «Нибелунгов», где невидимый Зигфрид помогает воинам Гюнтера победить Брунгильду)" (c)

0 Screenshot волшебная накидка - невидимка.jpg
Альберих с волшебной накидкой

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-15 224745.jpg
Альберих с волшебной накидкой
   

Ну начнем с того, что волшебная накидка карлика-нибелунга Альбериха, которую Зигфрид у него отнял,  выглядела вот так - как сетка для ловли... (нужное подставить). И она  могла не только делать владельца невидимым, но и давать ему другой облик. С помощью этой накидки Зигфрид однажды  ( в очередной раз) обманул Брюнхильду, заявившись в ее покои в облике Гунтера.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 192944.jpg
Никита Кожемяка с шапкой -невидимкой  Видно не очень хорошо, но все-равно просматривается рисунок шляпки мухомора - красные кружочки, так как шляпу эту подарил Никите старичок-лесовичок Волшебный мухомор.

Шапка-невидимка - традиционный атрибут русских сказок, да и не только русских. Нужно быть слегка не в себе, чтобы заявлять, что шапку-невидимку в русской сказке можно было заимствовать в качестве "сказочного мотива" из немецкого фильма.
Заимствованы или повторены могли быть какие-то спецэффекты, да. Ну так извините, это технический прогресс. Когда то колесо было, потом мотор паровой появился. Вот звуковое  кино, вот цветное кино, сейчас разные спецэффекты, которые уже одним словом и описать то невозможно.
Двойная экспозиция как спецэффект ну никак не может считаться заимствованным "художественным штампом" или "сказочным мотивом"
                         
Вот пониже несколько картинок с использованием накидки и шапки из обоих фильмов. Ну спецэффекты и спецэффекты, причем  созданные для совершенно разных сцен, поэтому о каких-то даже технических штампах говорить лучше не надо.
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 103539.jpg
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 103835.jpg
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 103940.jpg

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 193024.jpg

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 193550.jpg

Окаменение как спецэффект

"Карлики-кариатиды, держащие огромное блюдо с сокровищами короля гномов, после смерти последнего каменеют и превращаются в статуи точно так же, как Булат Балагур, взявший в руки Кащееву смерть." (c)

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-15 225946.jpg
Карлики-кариатиды

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-15 225911.jpg
Карлики-кариатиды

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 202507.jpg
Булат Балагур

И опять понятия "сказочные мотивы"  и "художественные решения" подменяются спецэффектами.
На окаменение ни у Ланга, ни у "Нибелунгов", ни у немецкой культуры  монополии никакой нет.
 
Попить водички из речки

"Патетическая мизансцена смерти Зигфрида с цветами, березками и героем, лежащим у источника, повторена в «Кащее Бессмертном» дважды: сначала Никита лежит у воды и разговаривает с жабой, которая пророчит ему беду, и тень от тучи медленно наползает на лицо русского богатыря, потом на том же месте Никита встречает умирающего озорного парня со стрелой в груди (Зигфрид, как мы помним, был коварно поражен в спину копьем)."(c)

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 185519.jpg
Никита разговаривает с жабой
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 190447.jpg
Умирающий озорной парень со стрелой в груди  на берегу (Никита Кожемяка подходит к нему с другого берега)

Вот это уже начинает выходить за рамки не только моего понимания, но и терпения.
Вот хочется тебе пить, а тут рядом ручей/ речка. А посуды/кружки у тебя никакой нет, а одежду замочить водой из ладошек не хочется, ну мало ли холодно, простынешь, в мокрой одежде же не путешествуют. И что делает нормальный человек в таком случае? А он ложится как можно ближе лицом к воде и пьет воду черпая ладошкой поближе ко рту, чтобы не замочиться. Традиционно. У всех народов.
Ну раненый умирающий парень тоже лежит так, как будто он последний раз в жизни воды напиться хотел. Что тут такого то?
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-16 110436.jpg
Зигфрид у ручья/ключа

Что тут Роу такого вообще мог заимствовать?
Березки что ли?
Береза - национальное русское дерево, самое любимое. И Родина щедро поила меня березовым соком, березовым соком... если кто не в курсе.
А еще говорят, что береза была самым лучшим деревом для использования в болотной металлургии (изготовлении болотного железа). А без металлургии народы и их государственность не выживают. Так что пока Урал с его железом не принадлежит России и новых технологий никаких нет кроме болотных, у русских и березок было вот такое культурно-экономическое единство.
Какое значение береза имеет в Германии, я не в курсе.

Силуэты

"Помимо прочего Роу заимствует у Ланга приемы, которые можно счесть визуальным аналогом устойчивых повествовательных клише, характерных для сказки и эпоса. Это не только фольклорный облик главных героев — "добра молодца" и "красной девицы', но и эмблематические визуальные метафоры: например, сцену убийства Зигфрида Ланг предваряет темным силуэтом коварного Хагена на фоне светлого неба; в «"Кащее Бессмертном" черным силуэтом Кащеева всадника, который стреляет в радостно парящую белую голубку, обозначен перелом от безоблачного счастья к страшной беде."(c)

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 9 Untitled.jpg
Слева силуэт Хагена, справа силуэт Кащеева всадника

Слово эмблематический имеет 2 значения:
1.  связанный, соотносящийся по значению с существительным эмблема (эмблемный, в смысле)
2. условный, иносказательный
На эмблематические (что бы это ни значило) визуальные метафоры у Ланга, "Нибелунгов" и немецкой культуры есть какая-то монополия? Что тут такого, что можно с определенностью заявить, что Роу вот именно Лангом вдохновился в сцене  с голубем? Ну по-другому же совсем сцена выглядит, совсем другое визуальное решение.

А вообще вот. Два самых значимых стиля древнегреческой вазописи.
Чернофигурная вазопись — расцвет  приходится на VII—IV века до н. э. Краснофигурная вазопись — появилась приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовала вплоть до конца IV в. до н. э. Вытеснила чернофигурную. Всем кинокритикам, считающим, что Ланг что-то такое изобрел с черными фигурами на светлом фоне, предлагаю дойти до ближайшего музея, Эрмитажа или еще какого.
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение ____4a9054eab90fd295f333705664f8d082.jpg

Слева пример чернофигурной вазописи, справа пример краснофигурной вазописи

Ну и последняя цитата от Натальи Сиривли:
"Нелепо искать здесь какую-либо скрытую "фигу в кармане". Справедливые, хоть и навязшие в зубах, рассуждения о зеркальном сходстве двух тоталитарных режимов тоже здесь ни при чем. я думаю, что герои патриотической сказки Роу потому так похожи на персонажей официально признанного «арийского» эпоса, что режиссер в своих заимствованиях полагался не на соображения идеологии и политики, а, скорее, на извечную логику самой волшебной сказки, над которой (как показал еще В. Пропп) не властны ни идеология, ни политика, ни пространство, ни время".
   
Все поняли смысл написания данной статьи и зачем автору так усиленнo пришлось копать источники вдохновения Роу у Ланга?
Нет, она, конечно, увиливает от открытых сравнений Роу с тоталитарным режимом Гитлера, в конце концов Роу пользуется в России такой любовью и популярностью, что наезжать на него открыто может только совсем ненормальный и невменяемый. Но вот наехать на Сталина и на СССР и поставить знак равенства между "тоталитарными режЫмами", чтобы заставить русских  платить и каяться, каяться и платить (этот поезд уже давно ушел, впрочем)  - вот ради этого статья и писалась. 1997 год, а в википедии это все выставлено в качестве "научного экспертного мнения".
********************************************************
Ну а теперь от меня лично. Еще раз про культурные и цивилизационные различия.
Что вычленил Роу из "Нибелунгов" и над чем поиздевался?
*** Напомню про Русскую землю и кровавую землю Зигфрида из предыдущего поста. У немцев в фильме нет своей земли, за которую они встанут стеной и которая им всей своей силой поможет.  У них есть политая кровью своя земля и попытки экспансии на чужие земли.
*** У немцев гордыня и чувство арийской исключительности. Нарочитая геройскость. Высокомерие. Статусность. Именно это пародировал Милляр своими позами. Он становился примерно в те же позы, что и Зигфрид и прочие арийцы и делал эти позы Кащея напыщенными и смешными.
*** Ну и последнее - золото.
Вот оно, прОклятое золото Нибелунгов, которое никому не принесет добра и на которое сначала Зигфрид купился, а потом король Гунтер купился. И все бургунды купились.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 0 Screenshot 2024-10-15 225358.jpgКадр из фильма "Нибелунги" (1924)

В фильме "Кащей Бессмертный", богатство силу и власть Кащея символизирует ожерелье, которое тот пытается подарить Марье Моревне, а та отказывается, потому что это прОклятое богатство. Не принесет оно счастья никому, погубит оно.
Абсолютно эта же мысль проходит через фильм "Василиса Прекрасная" - про прОклятое богатство Змея Горыныча. И поскольку там оно не просто показано, а показано еще и в эстетике, пародирующей "Нибелунгов", то вот картинки.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение 1 Screenshot 2023-09-17 121303.jpg
Кадр из фильма "Василиса Прекрасная" (1939)

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение ___Screenshot 2024-10-17 102507.jpg
Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение ___Screenshot 2024-10-17 102715.jpg
Кадр из фильма "Василиса Прекрасная" (1939)

Кстати, а помните, у меня был пост про смысл Кощея/Кащея, что этот образ символизирует?  Кто над златом чахнет?
Какое зло символизирует Кощей?

B рамках русской цивилизационной модели чахнущий над златом Кащей - это Мамона. C этой точки зрения Зигфрид продался Кащею.

Кащей Бессмертный (1944) и Нибелунги (1923): последнее сравнение _____Untitled.jpg
Слева Эвелин де Морган "Поклонение Мамоне" 1909, справа изображение Маммоны из произведения Жака Коллена де Планси "Адский словарь" издания 1863 года, проиллюстрированное Луи Ле Бретоном.
       

B сторону того, как германцы прямо сейчас наступили на очередные грабли "прОклятого золота", лучше не вдаваться. В конце концов пост o кино.
С другой стороны, с точки зрения цивилизационной модели и культурного кода тоже кое-что объясняет - почему у России главная битва  сейчас  на финансовом / экономическом  фронте, а не на украинских полях. Смерть Кащея/ Мамоны   всегда надо правильно найти - не отвлекаясь.
Кащей и его царство в фильме "Кащей Бессмертный" (1944)

"Нибелунги" (1924) как пародия на Россию

"Кащей Бессмертный" (1944) и "Нибелунги" (1923) как культурный код

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Аренда недвижимости заграницей – это весьма выгодная сделка, так Вы имеете возможность по-настоящему изучить страну, которую желаете посетить, - получив полную независимость своего передвижения. Если сравнивать аренду с приобретением «отельных путёвок», то в случае с отелями Вы намертво ...
Сегодня у меня необычная прогулка - точнее, нет. Прогулка обычная, но я расположила все фотографии по пути следования и даже карту прогулки набросала. Мне этого очень не хватает в постах про прогулки, как про свои, так и про чужие. Не открою большой тайны, если скажу очевидное - ...
Кнопащке обновил. А то хуле, ЖЖ допиливают, а кнопащке не меняются.                 ...
В конце января только обсудили ( ссылка на скрытые записи) законопроект Минюста о смягчении ответственности чиновников за взятки (для чего нужен был такой закон и что будет дальше). Напомню. Минюст хочет узаконить перечень обстоятельств, при которых взятка не будет считаться уголовно ...
Прекрасно всем известный БТР-4, ставший легендой и кошмаром террористов, в панике принимавших его за новейшее оружие НАТО, на радость бравому ополчению - усовершенствовали. Всех подробностей апгрейда, по результатам полученного в боевых условиях опыта, не раскрывают, но очевидно, ...