Слегка странная история произошла тут на днях в Китае, причем
странная она еще и тем, что вроде как мелкие разборки по поводу
коррупции мелких чиновников на местах привлекли широкое
международное внимание.
Центральный "герой" истории - вот этот шарфик от Louis Vuitton
стоимостью около 2000 юаней (281 доллар США), вернее, появившая в
нем очень мелкая китайская чиновница Ли Таоянь, директор Бюро по
надзору за муниципальным рынком Чжухай в провинции Гуандун.
Директор рынка. Представили, да?
Ли Таоянь в шарфикe от Louis Vuitton стоимостью около 2000
юаней (281 доллар США)
В апреле этого года Ли Таоянь была назначена директором
муниципального управления по регулированию рынка Чжухай в провинции
Гуандун, а спустя 5 месяцев была не только уволена, но и находится
сейчас под специальным расследованием Коммунистической партии
Китая. Причины для расследования КП не разглашаются. Причиной для
увольнения послужило раскопанное кем-то эксклюзивное интервью 2022
года, на котором Ли Таоянь появилась вот в таком виде.
Пользователи сети заявили, что такая одежда не соответствует
государственным должностным лицам, а стоимость шарфика не
соответствует официальной зарплате чиновницы.
Ли Таоянь в шарфикe от Louis Vuitton стоимостью около 2000
юаней (281 доллар США)
Несколько хэштегов нa эту тему за несколько дней собрали
многомиллионные просмотры. 150 миллионов заинтересованных в истории
лиц включились в жаркую дискуссию не только о контроле над
привычками и расходами государственных служащих, но и о "низкой
политической осведомленности" и растущем разрыве между
государственными чиновниками и простыми гражданами.
Общественную позицию можно было сформулировать примерно так:
"Дело не в стоимости шарфа, а в невнимании к общественному
мнению".
Кстати, чем-то похожая ситуация произошла и в Хух-Хото,
Внутренняя Монголия. Пользователи сети возмутились тем, что Ли
Шаоли, заместитель директора городского Бюро муниципальных дел
носит сережки и шелковые шарфы элитных брендов и добились
того, что в отношении нее было начато расследование.
Для лучшего понимания ситуации вот фотография Ли Шаоли в
помеченных красным кружочком бижутерных серьгах от французского
бутик-бренда Van Cleef & Arpels стоимостью аж в целых 3 юаня
(меньше полдоллара) и в шелковом шарфике Hermès цвета тутового
шелкопряда, стоимостью более 4000 юаней (563 доллара)
Ли Шаоли в серьгах Van Cleef & Arpels стоимостью 3 юаня
(меньше полдоллара) и в шарфике Hermès стоимостью более 4000
юаней (563 доллара)
В последнее время китайское правительство предприняло ряд
шагов и мер по борьбе с чрезмерной демонстрацией богатства. Если
сформулировать по-народному, то начало прищемлять рекламу
потребл****ва.
Этой весной из китайских соцсетей и платформ типа Weibo
и Douyin исчезло несколько известных инфлюенсеров, рекламировавших
предметы роскоши. Их "отменили", поскольку власти
пытаются обуздать "поклонение деньгам" и способствовать
"общему процветанию". И это только один мелкий пример очень большой
правительственной программы по регулированию демонстративного
потребления в Интернете, по которой контент, демонстрирующий
чрезмерное богатство (хвастовство и пальцы веером), сразу же
удаляется за нарушение так называемых общественных принципов.
Китайские богачи, которые раньше обеспечивали бОльшую часть
покупательского спроса не продукцию элитных брендов, вынуждены были
пыл поумерить и перейти на более сдержанный выбор одежды и других
предметов "высшей ценовой категории" - и вы даже не представляете,
какой на Западе стоит сейчас по этому поводу вой на болотах, не
знают они, где харчеваться то теперь будут (кому свои лейблы и
бирки понтовые втридорга втюхивать)
Кроме того, в Китае очень сильно выросли общественные
ожидания к прозрачности и подотчетности со стороны чиновников и
других публичных лиц, а также к их поведению.
Все это связано с примерно похожей на российскую китайской
ситуацией "НороТнеТоТ", причем есть у меня подозрение, что в
Китае с этим все еще намного хуже чем в России.
Расскажу про еще один недавний китайский скандальчик в
качестве примера. На каком-то местном китайском телевизионном шоу,
где молодые люди ищут себе пару, собралась компашка местных
китайских мажоров, которые все как на подбор выучены были не дома в
китайских университетах, а за границами - в США, Британии и Канаде,
причем звезд они с неба не хватали, поэтому большинство ВУЗов были
не самые престижные, а скорее наоборот. Такие, куда всех берут,
если есть деньги заплатить. И вот эти мажоры, расслабившись и
забыв, что они вообще-то на китайском экране перед китайской
аудиторией, в какой-то момент понтования друг перед другом
перешли на обсуждение заграничных альма-матер, а вместе с этим и на
английский язык. Ну а что такого? Если "НороТ" английского языка не
знает, это его проблема, не тот, значит, "НороТ", рылом не вышел.
Китайский вариант "ватника" и "валенка", в общем. Скандал с этим
шоу был грандиозный. Чем кончилось не знаю, я не следила за
развитием, так как не одежда.
Ну эта история в дополнение к уже устоявшемуся на Западе мему
и клише про богатых азиатов. Может кто даже фильм вспомнит
"Безумно богатые азиаты" (англ. Crazy Rich Asians) 2018 года. Дело
там происходит в Сингапуре, но Китай с точки зрения "золотой
молодежи" и ее поведения не особо далеко ушел.
Так что Коммунистической партии Китая пришлось взяться за дело
всерьез и не просто так от балды, а потому что назрело.
Надеюсь, теперь понятно, почему вроде как мелкая история с
мелкой китайской чиновницей привлекла вдруг такое внимание на
Западе. Западные элитные бренды реально пытаются понять для себя
последствия не только этого события , но и всей нынешней борьбы КП
Китая с чрезмерным потреблением роскоши - а роскошь эта
западная. И понты западные. И социальная ориентация.